Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Бельмас Н.А, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Буина М. А. на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 04 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 12 декабря 2022 года по административному делу N 2а-7225/2022 по административному исковому заявлению Буина М. А. к Межрайонной налоговой инспекции Федеральной налоговой службы N24 по Санкт- Петербургу об оспаривании требования об уплате налога, сбора, страховых взносов.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения Буина М.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, пояснения представителя Межрайонной налоговой инспекции Федеральной налоговой службы N24 по Санкт- Петербургу - Баева Р.А, возражавшего против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Буин М.А. обратился в Невский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил признать незаконным налоговое требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N24 по Санкт-Петербургу (далее - МИФНС России N24 по Санкт-Петербургу) N3003 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 24 января 2022 года.
В обоснование заявленных требований Буин М.А. указал, что МИФНС России N24 по Санкт-Петербургу направила в его адрес требование N3003 по состоянию на 24 января 2022 года об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пени в срок до 4 марта 2022 года. Административный истец считает указанное требование незаконным в связи с отсутствием в нем подробных данных об основаниях взимания налога, расчетного периода, а также ссылок на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Кроме того, в требовании в разделе "для сведения" указана иная сумма задолженности по страховым взносам и пени, которая не соответствует представленному налоговым органом расчету. Указанные в требовании ссылки на положения статей 23, 45, 75 Налогового кодекса Российской Федерации не в полной мере отвечают требованиям закона и являются общими для налогоплательщиков. В нарушение статьи 52 поименованного Кодекса налоговым органом обязанность по направлению налогового уведомления об уплате страховых взносов исполнена не была.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 4 августа 2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 12 декабря 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Судом первой инстанции установлено, что Буин М.А. осуществляет адвокатскую деятельность и в соответствии с пунктом 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком страховых взносов, с 28 мая 2019 года состоит на налоговом учете в МИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу по адресу места жительства в качестве адвоката.
По причине неуплаты плательщиком в установленный законом срок страховых взносов МИФНС России N24 по Санкт-Петербургу на основании статей 430 и 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2021 год в размере 32 448 рублей и пени в размере 119 рублей 52 копейки; страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2021 год в размере 8 426 рублей и пени в размере 31 рубль 04 копейки со сроком исполнения.
В связи с наличием указанной задолженности налоговой инспекцией налогоплательщику направлено требование N3003 по состоянию на 24 января 2022 года со сроком исполнения до 4 марта 2022 года (л.д.5-7).
6 июня 2022 года Буин М.А. обратился в УФНС России по Санкт-Петербургу через МИФНС России N24 по Санкт-Петербургу с жалобой, в которой просил отменить требование N3003 по состоянию на 24 января 2022 года об уплате страховых взносов и пени (л.д.24).
Решением МИФНС России N24 по Санкт-Петербургу N16- 15/35067 от 5 июля 2022 года жалоба Буина М.А. оставлена без удовлетворения (л.д.25-26).
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что в связи с неуплатой налогоплательщиком страховых взносов в установленный законом срок у налоговой инспекции имелись основания для направления требования, соответствующего форме, утвержденной Приказом ФНС России от 14 августа 2020 года NЕД-7-8/583@ (зарегистрировано в Минюсте России 14 сентября 2020 года N 59814).
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда, проверяя законность вынесенного судом первой инстанции решения, указала, что Невский районный суд Санкт-Петербурга пришёл к обоснованным выводам в результате правильной оценки обстоятельств на основании доказательств, имеющихся в материалах дела.
Пунктом 2 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, являются плательщиками страховых взносов.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" адвокаты являются страхователями по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию.
В соответствии с пунктом 6 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, в силу пункта 2 которой адвокатские палаты субъектов Российской Федерации обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов.
Согласно материалам дела Буин М.А. с 28 мая 2019 года в качестве адвоката поставлен на учет в МИФНС России N24 по Санкт- Петербургу.
Таким образом, следует признать правильным вывод суда первой инстанции о том, что поскольку наличие у Буина М.А. статуса адвоката по настоящее время влечет за собой обязанность уплачивать страховые взносы, постольку у налоговой инспекции имелись правовые основания для направления административному ответчику требования об уплате страховых взносов.
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлены статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2021 года;
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном 32 448 рублей за расчетный период 2021 года плюс 1, 0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8 426 рублей за расчетный период 2021 года.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
По данным налогового органа сумма страховых взносов, начисленных Буину М.А. за 2021 год составила: в ПФР = (за 12 полных месяцев деятельности) 32 448 рублей; в ФФОМС = (за 12 полных месяцев деятельности) 8 426 рублей.
Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1).
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2).
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (пункт 4).
В силу пункта 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации формы и форматы документов, предусмотренных данным Кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзор) в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены Налоговым кодексом Российской Федерации на иной федеральный орган исполнительной власти.
Форма по КНД 1160001 требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) утверждена Приказом ФНС России от 14 августа 2020 года NЕД-7-8/583@ (зарегистрирован в Минюсте России 14 сентября 2020 года N59814) (приложение к Приказу N2).
Требование N3003 по состоянию на 24 января 2022 года соответствует форме по КНД 1160001, утвержденной Приказом ФНС России от 14 августа 2020 года NЕД-7-8/583@, в нем отражены все необходимые реквизиты, а также в соответствии с положениями статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации сведения об основаниях взимания суммы задолженности - невыполнение обязанности по уплате налогов в установленный срок, сумме недоимки, на которую произведено начисление пени, сроке уплаты, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование содержит ссылки на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог - статьи 23, 32, 45, 48, 75 Налогового кодекса Российской Федерации (л.д.5-7).
Указание в требовании в разделе "Для сведения" на наличие у налогоплательщика общей задолженности, подлежащей уплате, в сумме 202 742 рубля 66 копеек, в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) 178 361 рубль, носит информационный характер, несоответствие данных сумм указанным в требовании суммам страховых взносов и пени не свидетельствует о незаконности требования, поскольку отражает общую задолженность Буина М.А. по налоговым обязательствам по состоянию на 24 января 2022 года за все налоговые периоды, что прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации и формой по КНД 1160001, утвержденной Приказом ФНС России от 14 августа 2020 года NЕД-7-8/583@, указание в требовании налогового периода не предусмотрено, учитывая то, что в соответствии со статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации уплата страховых взносов производится плательщиками самостоятельно за расчетный период не позднее 31 декабря текущего календарного года (пункты 1, 2), в связи с чем, согласно установленному в требовании N3003 сроке уплаты -
10 января 2022 года, сумма недоимки по страховым взносам и пени исчислена за 2021 год.
Довод Буина о том, что ссылки в требовании на статьи 23, 45, 75 Налогового кодекса Российской Федерации не в поной мере отвечают положениям абзаца 2 пункта 4 статьи 69 указанного Кодекса ничем не обоснован и признается судебной коллегией несостоятельным, поскольку данными нормами установлена обязанность налогоплательщика по уплате налогов, страховых взносов, в связи с неисполнением которой начислены пени и сформировано оспариваемое требование N3003 по состоянию на 24 января 2022 года.
Пунктом 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
В постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П и определении от 4 июля 2002 года N 202-0 Конституционный Суд Российской Федерации указал, что налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж-пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Данная мера носит восстановительный характер.
Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П. обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года N 422-0 пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
Срок уплаты страховых взносов по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию был установлен до 10 января 2022 года, в связи с несвоевременной уплатой задолженности налоговой инспекцией налогоплательщику за период с 11 января 2022 года (с даты возникновения недоимки) по 23 января 2022 года (по дату формирования требования) были начислены пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2021 год.
Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа (пункт 3).
В пункте 51 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).
Положения статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации административным истцом МИФНС России N24 по Санкт-Петербургу соблюдены, согласно почтовому идентификационному номеру 80086270036334 требование N3003 по состоянию на 24 января 2022 года направлено Буину М.А. Почтой России по адресу регистрации 5 марта 2022 года, получено налогоплательщиком 13 марта 2022 года (л.д.8-9).
Судом апелляционной инстанции правильно отклонён довод административного истца о ненаправлении налогового уведомления, поскольку пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации направление налогового уведомления предусмотрено в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возложена на налоговый орган, при этом в соответствии с пунктом 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, производится налогоплательщиками самостоятельно, в связи с чем, на налоговую инспекцию обязанность по направлению налогового уведомления плательщикам страховых взносов, не возложена.
Проверив расчет страховых взносов и пени по требованию N3003 по состоянию на 24 января 2022 года (л.д.5-7), суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу о том, что расчет задолженности по страховым взносам и начисленных на указанную задолженность пени является арифметически верным, обоснованным по праву.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций правомерно сделали выводы о законности требования МИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу N3003 по состоянию на 24 января 2022 года о взыскании с Буина М.А. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2021 год и пени.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 04 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 12 декабря 2022 года по административному исковому заявлению Буина М. А. к Межрайонной налоговой инспекции Федеральной налоговой службы N24 по Санкт- Петербургу об оспаривании требования об уплате налога, сбора, страховых взносов оставить без изменения, кассационную жалобу Буина М. А. - без удовлетворения.
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 04 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 12 декабря 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 июня 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.