Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Бельмас Н.А, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Луценко В. В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 19 декабря 2022 года по административному делу N 3а-102/2022 по административному исковому заявлению Луценко В. В. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Государственному бюджетному учреждению Республики Карелия "Центр государственной кадастровой оценки" об установлении архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равном его рыночной стоимости.
По первой инстанции решение вынесено Верховным судом Республики Карелия 20 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя Луценко В.В. - адвоката Дегтяренко А.П, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Луценко В. В. обратился в Верховный Суд Республики Карелия с административным иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Государственному бюджетному учреждению Республики Карелия "Центр государственной кадастровой оценки" об установлении архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости-здания с кадастровым номером N в размере равном его рыночной стоимости - 28 475 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является собственником указанного объекта недвижимости и плательщиком налога, который исчисляется из кадастровой стоимости данного объекта недвижимости.
Кадастровая стоимость нежилого здания по состоянию на 1 января 2019 года была определена в размере 59 805 494, 11 рублей, в дальнейшем была пересмотрена на основании решения Государственного бюджетного учреждения Республики Карелия "Центр государственной кадастровой оценки" от 21 декабря 2021 года и по состоянию на 8 октября 2021 года была установлена в размере 35 415 000 рублей.
Ссылаясь на предъявление к нему требований о взыскании налоговых платежей, истец просит суд пересмотреть архивную кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N, установив ее в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, установленной в отчете об оценке N22-01/28 от 13 марта 2022 года, выполненным ИП Блинниковой Е.А. - 28 475 000 рублей.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 20 октября 2022 года, административное исковое заявление Луценко В. В. удовлетворено.
Архивная кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" установлена в размере его рыночной стоимости 28 475 000 рублей, по состоянию на 1 января 2019 года, на период с даты начала применения для целей налогообложения и до 28 декабря 2021 года.
В удовлетворении иска к ФГБУ "ФКП Росреестра" и филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Карелия, отказано.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости суд установил13 сентября 2022 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 19 декабря 2022 года указанное решение отменено, в удовлетворении иска отказано.
На вступившее в законную силу определение суда апелляционной инстанции административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии, в случае ее создания в субъекте Российской Федерации, или в суде.
Согласно статье 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237- ФЗ "О государственной кадастровой оценке", к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года (пункт 1).
В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с настоящим Федеральным законом или в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (пункт 2).
Федеральным законом от 31 июля 2020 года N269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменений в Федеральный закон N237-ФЗ и введен новый механизм установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, путем введения статьи 22.1 "Установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости".
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N269- ФЗ до 1 января 2023 года установлен переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", в частности, предусмотрено, что в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости; в течение переходного периода до дня, указанного в решении (в случае отсутствия принятого решения - до завершения переходного периода), в субъекте Российской Федерации положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" не применяются; с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации: применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости и не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"; рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не осуществляется.
Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N269- ФЗ установлено, что рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N269-ФЗ, Постановлением Правительства Республики Карелия от 9 марта 2021 года N72-П установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Республики Карелия - 1 апреля 2021 года.
Таким образом, с указанной даты, для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Республики Карелия и учтенных в ЕГРН, в размере их рыночной стоимости, применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", и не могут применяться ни положения статьи 22 указанного Федерального закона, ни положения 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусматривается, что кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей) (пункт 1).
Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (пункт 15).
Таким образом, с 1 апреля 2021 года кадастровая стоимость объектов недвижимости, расположенных на территории Республик Карелия, могла быть пересмотрена и установлена в размере рыночной только на основании решения соответствующего бюджетного учреждения, которым является Государственное бюджетное учреждение Республики Карелия "Центр государственной кадастровой оценки".
Из материалов дела следует, что Луценко В.В. с 2014 года является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, расположенным по адресу: "адрес", государственный кадастровый учет которого состоялся 22 апреля 2014 года, и кадастровая стоимость которого, по состоянию на указанную дату, была установлена в размере 11 347 552, 05 рублей.
В соответствии с приказами Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее Министерства) от 29 декабря 2017 года N56, от 15 июня 2018 года N98 Государственным бюджетным учреждением Республики Карелия "Центр государственной кадастровой оценки" в 2019 году были проведены работы по определению кадастровой стоимости зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Республика Карелия, результаты которых были утверждены приказом Министерства N191 от 5 ноября 2019 года.
Кадастровая стоимость здания с кадастровым номером N была определена Бюджетным учреждением по состоянию на 1 января 2019 года в размере 71 034 555, 68 рублей, с датой начала применения -1 января 2020 года (сведения об указанной кадастровой стоимости были внесены в ЕГРН 29 января 2020 года).
На основании решения Бюджетного учреждения N352/2021 от 26 ноября 2021 года об устранении ошибки, допущенной при осуществлении кадастровой оценки, в ЕГРН 15 декабря 2021 года были внесены сведения о кадастровой стоимости нежилого помещения, установленной по состоянию на 1 января 2019 года в размере 59 805 494, 11 рублей, с датой начала применения -1 января 2020 года (т.1, л.д.188).
На основании решения Бюджетного учреждения N УРС- 10/2021/000209 от 21 декабря 2021 года в ЕГРН 28 декабря 2021 года внесены сведения о кадастровой стоимости здания с кадастровым номером N в размере рыночной - 35 415 000 рублей, установленной по состоянию на 8 октября 2021 года, с датой начала применения -1 января 2021 года (т.1, л.д.190).
Указанная кадастровая стоимость является актуальной в настоящее время.
Таким образом, оспариваемая Луценко В.В. кадастровая стоимость нежилого здания, принадлежащего административному истцу, была установлена в переходный период в порядке, установленном Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке". Она была пересмотрена Государственным бюджетным учреждением Республики Карелия "Центр государственной кадастровой оценки" и оказалась архивной исключительно в связи с принятием решения о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с даты составления представленного Луценко в это учреждение отчёта.
В настоящем деле административный просит пересмотреть архивную кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N установленную по состоянию на 1 января 2019 года в размере 59 805 494, 11 рублей, установить ее в размере рыночной стоимости- 28 475 000 рублей, установленной в отчете об оценке 322-01/28, выполненным 13 марта 2022 года ИП Блинниковой Е.А.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что возможность оспаривания архивной кадастровой стоимости во внесудебном порядке статья 22.1 Закона о кадастровой оценке не предусматривает, оспариваемая истцом архивная кадастровая стоимость нежилого здания применяется для целей налогообложения, в связи с чем, установление в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N рыночной стоимости имеет правовое значение для истца и может быть реализовано в судебном порядке, иной подход означал бы ограничение права истца на доступ к правосудию.
Суд первой инстанции также исходил из того, что административные ответчики не оспаривали размер рыночной стоимости объекта недвижимости, указанный в отчете об оценке.
Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции правомерно не согласилась с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска.
Как следует из представленных доказательств по делу, до 1 апреля 2021 года Луценко В.В. не воспользовался правом оспорить кадастровую стоимость нежилого здания в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ и статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости было подано им в Бюджетное учреждение после 1 апреля 2021 года в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
Решением Бюджетного учреждения от 21 декабря 2021 года заявление истца о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N было удовлетворено, кадастровая стоимость нежилого здания была установлена в размере рыночной - 35 415 000 рублей по состоянию на 8 октября 2021 года - дату составления отчета об оценке N21-09/427/1/1 от 7 декабря 2021 года, выполненным ИП Блинниковой Е.А.
В связи с предъявлением к административному истцу требований об уплате налоговых платежей, в настоящем административном деле истец вновь просит пересмотреть кадастровую стоимость нежилого помещения, установленную в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в размере 59 805 494, 11 рублей, с использованием механизма, предусмотренного статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, установить архивную кадастровую стоимость в размере рыночной по состоянию на 1 января 2019 года.
В качестве доказательства рыночной стоимости объекта недвижимости на указанную дату истцом предоставлен отчет об оценке N22-01/28 от 13 марта 2022 года, согласно которому рыночная стоимость нежилого здания по состоянию на 1 января 2019 года составляет 28 475 000 рублей.
При разрешении дела суд первой инстанции не дал оценки доводам административных ответчиков о том, что истец просит пересмотреть архивную кадастровую стоимость нежилого здания в порядке, применение которого прекращено в "адрес", между тем, указанные доводы заслуживают внимание.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 1 апреля 2021 года, дату, с которой на территории Республика Карелия было введено применение положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N, установленная по состоянию на 1 января 2019 года, составляла 71 034 555, 68 рублей, с датой начала применения -1 января 2020 года и являлась действующей до принятия Бюджетным учреждением 26 ноября 2021 года решения о ее пересмотре в связи с устранением ошибки, допущенной при осуществлении государственной кадастровой оценки.
Поскольку с 1 апреля 2021 года для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Республики Карелия и учтенных в ЕГРН, в размере их рыночной стоимости, могли применяться только положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", оспорить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N, установленную по состоянию на 1 января 2019 года в размере 71 034 555, 68 рублей в порядке, предусмотренном положениями статьи 22 Федерального закона N237-ФЗ, или положениями статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ, истец мог только до 1 апреля 2021 года, что им не было сделано.
Оспаривая указанную кадастровую стоимость в Бюджетном учреждении в ноябре 2021 года путем подачи заявления об устранении ошибки, допущенной при осуществлении государственной кадастровой оценки, истец ссылался на положения статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ; оспариваемая истцом архивная кадастровая стоимость нежилого помещения в размере 59 805 494, 11 рублей, установленная по состоянию на 1 января 2019 года, была установлена Бюджетным учреждением 26 ноября 2021 года, когда в Республике Карелия действовал новый порядок пересмотра кадастровой стоимости.
Ссылаясь на положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ, истец 21 декабря 2021 года реализовал свое право установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером в размере рыночной - 35 415 000 рублей.
Отчет об оценке рыночной стоимости здания, предоставленный истцом в Бюджетное учреждение, определял размер рыночной стоимости объекта недвижимости по состоянию на 8 октября 2021 года - день обращения истца с заявлением об оценке, что соответствует положениям статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Поскольку с 1 апреля 2021 года в Республике Карелия пересмотр кадастровой стоимости объектов недвижимости осуществляется исключительно Бюджетным учреждением, и в суд истец мог обратиться только одновременно с требованиями об оспаривании решения бюджетного учреждения и установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в размере рыночной, требования истца об установлении кадастровой стоимости нежилого здания, установленной по состоянию на 1 января 2019 года, в размере рыночной, были рассмотрены Бюджетным учреждением после 1 апреля 2021 года и были удовлетворены, истец не может повторно оспорить указанную кадастровую стоимость с использованием порядка, установленного положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
После 1 апреля 2021 года оспорить кадастровую стоимость объекта недвижимости с использованием правового механизма, предусмотренного положениями статьи 22 Федерального закона N237-ФЗ, или положениями статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ, истец мог только в случае, если указанная кадастровая стоимость стала архивной до 1 апреля 2021 года.
Учитывая изложенное, решение суда нельзя признать законным, и оно было обоснованно отменено с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судом апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судом апелляционной инстанции доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 19 декабря 2022 года по административному исковому заявлению Луценко В. В. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Государственному бюджетному учреждению Республики Карелия "Центр государственной кадастровой оценки" об установлении архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равном его рыночной стоимости оставить без изменения, кассационную жалобу Луценко В. В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 19 декабря 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 июня 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.