Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Бельмас Н.А, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми на решение Печорского городского суда Республики Коми от 10 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 24 октября 2022 года по административному делу N 2а-1028/2022 по административному исковому заявлению Зябкова С. И. к ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний - Мироновой А.В, поддержавшей доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зябков С.И. обратился в Замоскворецкий районный суд города Москвы с иском к ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей. В обоснование требований указал, что с 24 октября 2011 года по настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, с ноября 2011 года по март 2015 года и с августа 2016 года по сентябрь 2018 года истец был распределен в отряд N2, где площадь жилого помещения равнялась 200 кв.м, а численность отряда составляла от 100 человек и доходила до 140 человек, т.е. истцу было предоставлено менее 2 кв.м, нормы жилой площади, что является недопустимым и нарушающим его права.
Определением судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 15 марта 2022 года дело передано на рассмотрение в Печорский городской суд Республики Коми.
Протокольным определением судьи Печорского городского суда Республики Коми от 26 мая 2022 года осуществлен переход к рассмотрению дела в порядке административного судопроизводства.
Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены УФСИН России по Республике Коми, ФКУ РЖ-49 УФСИН России по Республике Коми.
Решением Печорского городского суда Республики Коми от 10 августа 2022 года оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 24 октября 2022 года признаны ненадлежащими условия содержания Зябкова С.И. в ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми с 15 ноября 2011 года по 13 марта 2015 года и с 22 августа 2016 года по третий квартал 2017 года, выразившиеся в нарушении нормы жилой площади в расчете на одного осужденного не менее 2 кв.м, в отряде N2. Взыскана с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Зябкова С.И. компенсация в размере 10 000 рублей.
На вступившие в законную силу судебные постановления административные ответчики подали кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В силу положений статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. При рассмотрении административного искового заявления суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Согласно статье 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Как разъяснено в пунктах 2, 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьи 93, 99, 100 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом, с 24 октября 2011 года Зябков С.И. содержится в ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми: с 24 октября 2011 года по 07 ноября 2011 года содержался в карантинном отделении; с 07 по 15 ноября 2011 года - в отряд N 5; с 15 ноября 2011 года по 13 марта 2015 года - в отряде N 2; с 13 марта 2015 года признан злостным нарушителем порядка отбывания наказания по помещен в отряд N 8.
Кроме того, неоднократно водворялся в ШИЗО и ПКТ: 12 июля 2011 года в ШИЗО на 3 суток, 05 марта 2015 года в ШИЗО на 13 суток, 24 ноября 2017 года в ШИЗО на 10 суток, 26 сентября 2018 года в ШИЗО на 13 суток, 13 сентября 2019 года в ШИЗО на 15 суток, 23 сентября 2019 года в ПКТ на 6 месяцев, 27 марта 2020 года в ШИЗО на 6 суток, 03 апреля 2020 года в ПКТ на 6 месяцев, 03 октября 2020 года в ШИЗО на 4 суток. 07 октября 2020 года в ПКТ на 6 месяцев, 07 апреля 2021 года в ШИЗО на 6 суток, 14 апреля 2021 года в ГОСТ на 6 месяцев, 12 октября 2021 года в ШИЗО на 15 суток, 19 октября 2021 года в ШИЗО на 7 суток, 05 ноября 2021 года в ШИЗО на 15 суток, 22 ноября 2021 года в ПКТ на 6 месяцев, 01 апреля 2022 года в ШИЗО на 15 суток.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями действующего уголовно-исполнительного законодательства, регулирующего вопросы условий содержания заключенных, принимая во внимание разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, пришел к выводу о том, что условия содержания административного истца в ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми не в полной мере отвечали требованиям названного законодательства.
Нарушением прав и законных интересов административного истца на обеспечение надлежащих жилищно-бытовых при содержании в ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми судом первой инстанции признано нарушение нормы площади в отряде N 2 в период с 15 ноября 2011 года по 13 марта 2015 года, с 22 августа 2016 года по третий квартал 2017 года.
Нарушений условий содержания в исправительном учреждении в иные периоды не установлено.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела, на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статей 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также на нормах действующего законодательства с учетом разъяснений высшей судебной инстанции Российской Федерации.
Подлежат отклонению доводы жалобы ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми о необоснованности присуждения компенсации за нарушение нормы площади.
В силу положений части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не може^ быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 47 от 25 декабря 2018 года, условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели (статья 99 УИК РФ).
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Как верно отмечено в судебном решении и не оспаривается стороной административного ответчика, нарушение нормы площади имело место при содержании Зябкова С.И. в отряде N 2 площадью жилой зоны 200 кв.м во 2 квартале 2012 года при содержании в отряде одновременно с 113 заключенными приходилось 1, 77 кв.м на одного человека; в 3 квартале 2012 года при содержании в отряде одновременно с 122 заключенными приходилось 1, 6 кв.м на одного человека; в 4 квартале 2012 года при содержании в отряде одновременно с 105 заключенными приходилось 1, 9 кв.м на одного человека; в 1 квартале 2015 года при содержании в отряде одновременно с 122 заключенными приходилось 1, 63 кв.м на одного человека, то есть всего в течение 1 года.
Каких-либо доказательств наличия вспомогательных помещений в отряде N 2, соразмерно восполняющих выявленные нарушения личного пространства заключенного и улучшающие его положение в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах, учитывая длительность пребывания потерпевшего в местах лишения свободы с нарушением нормы жилой площади, вывод суда о допущенном существенном нарушении права административного истца на личное пространство, и присуждении в связи с этим компенсации на основании статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является правильным.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Печорского городского суда Республики Коми от 10 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 24 октября 2022 года по административному исковому заявлению Зябкова С. И. к ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми - без удовлетворения.
Решение Печорского городского суда Республики Коми от 10 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 24 октября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 июня 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.