Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Бельмас Н.А, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Литвинова М. А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 15 марта 2023 года по административному делу N 2а-1389/2022 по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области к Литвинову М. А. о взыскании недоимки по страховым взносам.
По первой инстанции определение вынесено Светлогорским городским судом Калининградской области 12 декабря 2022 года
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление федеральной налоговой службы России по Калининградской области обратилось в суд с иском к Литвинову М.А. о взыскании недоимки по страховым взносам на общую сумму 86 384, 46 руб.
К судебному заседанию административный ответчик предоставлено ходатайство об оставлении административного искового заявления без рассмотрения, мотивированное несоблюдением истцом требований статьи 126 КАС РФ, предусматривающей, что к административному иску должна прилагаться доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца; документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности, если административное исковое заявление подано представителем. Кроме того, указал, что административным истцом не соблюдены требования ч.7 ст. 125 КАС РФ о направлении другим лицам, участвующим в деле копии иска и приложенных к нему документов. Так, в материалах дела находится оригинал административного иска, копия которого в адрес административного ответчика не направлялась.
Определением Светлогорского городского суда Калининградской области 12 декабря 2022 года административное исковое заявление оставлено без рассмотрения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 15 марта 2023 года указанное выше определение отменено, дело направлено для рассмотрения в суд первой инстанции.
На апелляционное определение административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об его отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судом второй инстанции норм процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Оставляя административное исковое заявление без рассмотрения, суд первой инстанции исходил из того, что оно подано неуполномоченным лицом.
С такими выводами правильно не согласился суд апелляционной инстанции.
Действительно, на основании части 1 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций должно быть оформлено в соответствии с требованиями частей 1, 8 и 9 статьи 125 настоящего Кодекса и подписано руководителем контрольного органа, от имени которого подано заявление.
Согласно части 8 статьи 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов.
Исходя из требований части 1 статьи 125 названного Кодекса административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.
Положения части 1 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по своему содержанию не исключают возможности применения правил части 8 статьи 54, статьи 56, части 6 статьи 57 данного Кодекса при подаче в суд и подписании административного искового заявления представителем контрольного органа, полномочия которого надлежащим образом оформлены и подтверждены доверенностью.
Частью 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления; документы, указанные в пункте 1 части 1 статьи 126 данного Кодекса.
Представителями в суде по административным делам согласно части 1 статьи 55 КАС РФ могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.
Частью 3 статьи 55 КАС РФ предусмотрено, что адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия, а иные представители - документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их полномочия.
Согласно ч. 5 ст. 57 КАС РФ полномочия представителей на ведение административного дела в суде должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 56 КАС РФ в доверенности, выданной представляемым лицом, или ином документе должно быть специально оговорено право представителя на подписание административного искового заявления, подачу его в суд.
В соответствии с полномочиями, изложенными в доверенности от 12.09.2022, Тен Д.И. уполномочен представлять интересы УФНС России по Калининградской области в судах общей юрисдикции, в том числе с правом на подписание искового заявления и предъявление его в суд.
В доверенности от 06.09.2022 Жоров А.Г. вправе представлять интересы УФНС России по Калининградской области в судах общей юрисдикции, в том числе с правом на предъявление искового заявления в суд.
Суд первой инстанции не усмотрел недостатков административного искового заявления в части полномочий представителя административного истца и 26.10.2022 административное исковое заявление принято к производству суда.
В силу положений п. 5 ч. 1 ст. 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных статьями 125 и 126 настоящего Кодекса, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок либо в случае, если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования, при условии, что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств.
С учетом изложенного, в случае возникновения у судьи сомнений относительно наличия у представителя административного истца полномочий на подписание и предъявление административного иска, суд должен был предоставить разумный срок для исправления указанных недостатков.
Однако в нарушение указанных норм суд первой инстанции не указал административному истцу на недостатки административного иска (отсутствие диплома Тена Д.И. о высшем юридическом образовании) и не установилсрок для их устранения.
Диплом, подтверждающий высшее юридическое образование Тена Д.И, представлен в суд апелляционной инстанции.
Согласно ч. 8 ст. 125 КАС РФ административное исковое заявление также может быть подано в суд в электронном виде, в том числе в форме электронного документа.
Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27.12.2016 N 251 утвержден Порядок подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа (далее - Порядок).
В соответствии с ч. 2 ст. 45 КАС РФ административное исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Пунктом 2.1.1 Порядка предусмотрено, что документы в электронном виде подаются через личный кабинет пользователя, созданный в разделе "Подача процессуальных документов в электронном виде" официального сайта суда, который расположен на интернет-портале ГАС "Правосудие" (www.sudrf.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - личный кабинет).
При этом документы в электронном виде могут быть поданы в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, или в виде электронного образа документа (пункт 2.1.4 Порядка).
Под электронным образом документа (электронной копией документа, изготовленной на бумажном носителе) понимается переведенная в электронную форму с помощью средств сканирования копия документа, изготовленного на бумажном носителе, заверенная в соответствии с Порядком подачи документов простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью (абзац 4 пункта 1.4 Порядка).
Электронные образы документов должны отвечать требованиям, предъявляемым разделом 2.2 Порядка, в частности должны содержать графическую подпись лица, и могут быть заверены как усиленной квалифицированной электронной подписью, так и простой электронной подписью
В соответствии с пунктом 3.3.1 Порядка обращение в суд и прилагаемые к нему документы могут быть поданы в суд в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего документы (заявителя или его представителя), либо в виде электронных образов документов, заверенных простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего документы.
Из материалов дела следует, что административное исковое заявление подано через портал ГАС "Правосудие" посредством заполнения формы, размещенной официальном сайте суда в информационно?телекоммуникационной сети "Интернет", и представляет собой электронный образ документа, содержащий графическую подпись Тена Д.И, и заверенный простой электронной подписью Жорова А.Г, то есть лица подавшего документы.
Учитывая вышеизложенное, поданное административное исковое заявление соответствует предъявляемым к нему действующим законодательством требованиям.
При таком положении у суда не имелось оснований для оставления административного искового заявления без рассмотрения со ссылкой на положения п. 3 ч. 1 ст. 196 КАС РФ, в связи с чем определение было правильно отменено.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судом апелляционной инстанции.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 15 марта 2023 года по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области к Литвинову М. А. о взыскании недоимки по страховым взносам оставить без изменения, кассационную жалобу Литвинова М. А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 15 марта 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 июня 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.