Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 7 июня 2022 года (N 2а-5017/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 3 октября 2022 года (N 33а-6867/2022) по административному исковому заявлению Власова И.С. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в ненадлежащих условиях содержания в исправительном учреждении ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в период с 22 сентября 2020 года по 20 мая 2021 года, о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Власов И.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми о признании условий содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в период с 22 сентября 2020 года по 20 мая 2021 года ненадлежащими, о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере 1000000 рублей, указав в обоснование, что в указанный период содержался в камерах NN 66, 85, 91, 90, 74, 81, в карцере, где отсутствовала горячая вода, нарушалась норма площади на одного человека, присутствовала антисанитария, нарушение площади в прогулочном дворике, где отсутствовали спортивные снаряды, пол и стены сделаны из бетона; туалетные кабины были оборудованы чашей "Генуя", которая не предусматривала водозапорной подушки и крышки, из-за чего стоял запах канализации.
Судом к участию в деле привлечены в качестве административного ответчика ФСИН России, в качестве заинтересованного лица - УФСИН России по Республике Коми.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 7 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 3 октября 2022 года, административный иск Власова И.С. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в ненадлежащих условиях содержания в исправительном учреждении ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в период с 22 сентября 2020 года по 20 мая 2021 года, о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении, удовлетворен частично.
Признаны ненадлежащими условия содержания Власова И.С. в ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Республике Коми в период с 22 сентября 2020 года по 20 мая 2021 года.
С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Власова И.С. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 8000 рублей.
В кассационной жалобе на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 7 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 3 октября 2022 года, поступившей в суд первой инстанции 4 апреля 2023 года, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми ставят вопрос об отмене или изменении судебных актов, настаивая на отсутствии нарушений прав административного истца, влекущих взыскание компенсации, пропуске им срока обращения в суд, несоответствие размера взысканной судом компенсации требованиям разумности и справедливости.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что Власов И.С. в период с 23 сентября 2020 года по 27 апреля 2021 года содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в качестве подозреваемого (обвиняемого) по уголовному делу, а по вступлению 27 апреля 2021 года в законную силу приговора суда, содержался в качестве осужденного по 20 мая 2021 года, после чего убыл в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.
Судом первой инстанции установлено, что Власов И.С. 103 дня находился в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми с нарушением нормы санитарной площади в помещениях следственного изолятора и без надлежащего обеспечения горячим водоснабжением.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, в том числе положений статей 4 и 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", относящих к принципам содержания под стражей законность, справедливость, равенство всех граждан перед законом, гуманизм и уважение человеческого достоинства, реализующихся, в том числе, в необходимости соблюдения нормы санитарной площади, составляющей 4 квадратных метра на человека; положений СП 247.1325800.2016 "Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 апреля 2016 года N 245/пр, Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, утвержденных приказом МВД России от 22 ноября 2005 года N 950, статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Установив несоответствие условий содержания административного истца установленным законом требованиям, суды пришли к верному выводу о том, что ненадлежащими условиями содержания ему причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, данные нарушения свидетельствуют о наличии правовых оснований для взыскания с пользу Власова И.С. компенсации за ненадлежащие условия содержания, предусмотренной статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Оснований полагать размер взысканной судом компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, не способствующим восстановлению нарушенных в результате ненадлежащих условий содержания в исправительном учреждении прав административного истца, суд кассационной инстанции не находит.
Довод кассационной жалобы о пропуске административным истцом срока на обращение в суд был предметом проверки судов нижестоящих инстанций, получил надлежащую правовую оценку, оснований не согласиться с которой не имеется.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 7 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 3 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 7 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 3 октября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 28 июня 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.