Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Козловой Е.В, судей Лепской К.И, Смирновой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-35/2023 по иску Степаненкова Андрея Анатольевича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по инвалидности незаконным, назначении страховой пенсии по инвалидности по кассационной жалобе Степаненкова А.А. на решение Оленегорского городского суда Мурманской области от 12 января 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Смирновой О.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Степаненков А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области, уточнив исковые требования, просил признать решение об отказе в назначении страховой пенсии по инвалидности от 27 июля 2022 г. незаконным, назначить страховую пенсию по инвалидности, без фиксированной выплаты, с 12 июля 2022 г.
Решением Оленегорского городского суда Мурманской области от 12 января 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 29 марта 2023 г, в удовлетворении исковых требований Степаненкова А.А. отказано.
В кассационной жалобе Степаненкова А.А. ставится вопрос об отмене судебного постановления суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного постановления, предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс).
Судами при рассмотрении дела установлено, что с 14 декабря 2002 г. Степаненков А.А. является получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
С 7 декабря 2021 г. истец является получателем страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 стать 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
12 июля 2022 г. Степаненкову А.А. установлена третья группа инвалидности по общему заболеванию на срок до 1 августа 2023 г, что подтверждается справкой серии МСЭ-2019 от ДД.ММ.ГГГГ N.
На основании поступивших 20 июля 2022 г. из ФГИС ФРИ сведений об установлении Степаненкову А.А. инвалидности 21 июля 2022 г. истцу в личный кабинет в ФГИС "Единый портал государственных и муниципальных услуг" направлено уведомление об условиях назначения страховой пенсии по инвалидности.
27 июля 2022 г. истец обратился с заявлением, в котором просил назначить ему страховую пенсию по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ) и Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пенсионным органом сообщением от 25 августа 2022 г. N С-5971/7085 истцу даны разъяснения о возможности реализации им права на установление страховой пенсии по инвалидности в соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при условии отказа от получения пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации, а также, что право на одновременное получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 и страховой пенсии по инвалидности в соответствии Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ не предусмотрено.
Согласно справке МИЦ ПФР о назначенных пенсиях и социальных выплатах от 2 января 2023 г. N 100-23-000-0178-2817 Степаненкову А.А. установлена ежемесячная денежная выплата в соответствии с частью 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ на период с 12 июля 2022 г. по 31 июля 2023 г. (с учётом волеизъявления гражданина об отказе (предоставлении) набора социальных услуг) в размере 2 532, 98 руб.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Степаненкова А.А, суд первой инстанции, руководствуясь статьёй 3 Конституции Российской Федерации, частью 2 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", частями 2, 3, 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статьёй 5, частями 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, статьёй 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьёй 27 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, установив, что истец является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, а также страховой пенсии по старости, исходил из отсутствия оснований для одновременного получения страховых пенсий по старости и инвалидности ввиду того, что истец не относится к категории лиц, предусмотренных частью 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ, имеющим право на одновременное получение двух указанных пенсий.
С выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований согласилась судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, указав, что право истца на получение страховой пенсии по инвалидности возникнет при условии отказа в предоставлении пенсии за выслугу лет.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении об отказе в удовлетворении исковых требований, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нормам материального права, регулирующим пенсионные правоотношения.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная пунктом 1 части 2 статьи 15 данного Федерального закона, и страховая пенсия по старости, закрепленная пунктом 3 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ условиями назначения страховой пенсии по инвалидности является признание гражданина из числа застрахованных лиц инвалидом I, II или III группы.
Страховая пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, или документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
Из материалов дела следует, что право Степаненкова А.А. на получение страховой пенсии по инвалидности само по себе никем, в том числе ответчиком, под сомнение не поставлено. Однако право гражданина на получение одновременно двух и более пенсий урегулировано иными нормативными положениями.
Согласно части 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 лица, указанные в статье 1 данного Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных данным Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ установлено, что гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ право на одновременное получение двух пенсий предоставляется, в частности, гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная пунктом 1 части 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости.
Частью 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ установлено, что военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Таким образом, приведенные нормы позволяют получать военному пенсионеру одновременно две пенсии, одна из которых - страховая пенсия по старости, вторая - за выслугу лет или по инвалидности. Получение одновременно пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по инвалидности действующим законодательством не предусмотрено.
Доводы кассационной жалобы о наличии оснований для одновременного получения страховой пенсии по инвалидности и пенсии за выслугу лет, социальной гарантии прав инвалида, признаются несостоятельными, основанными на неправильном применении вышеуказанных норм материального права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступившего в законную силу судебного акта.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Оленегорского городского суда Мурманской области от 12 января 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 29 марта 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Степаненкова Андрея Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.