Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Какурина А.Н, судей Кузнецова С.Л. и Осиповой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1121/2021 по иску ТСН "Морское" к администрации МО "Зеленоградский городской округ" о возложении обязанности по организации площадки для накопления ТКО
по кассационной жалобе ТСН "Морское" на решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 9 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 6 апреля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Какурина А.Н, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ТСН "Морское" обратилось в суд с иском к администрации МО "Зеленоградский городской округ" о возложении обязанности по организации площадки для накопления ТКО.
В обоснование указала, что СНТ "Морское" постановлением Главы МО "Зеленоградский район" от 27 ноября 2008 г. N 1732 был предоставлен в собственность земельный участок, кадастровый номсер N, площадью 111 230 кв.м. В результате раздела указанного земельного участка были образованы 86 земельных участков, которые переданы в собственность садоводам, а также земельный участок общего пользования СНТ "Морское".
30 июня 2015 г. СНТ "Морское" перерегистрировано в ТСН "Морское", которые является садоводческим некоммерческим объединением граждан.
С 2020 г. ТСН "Морское" неоднократно обращалось в администрацию МО "Зеленоградский городской округ" с просьбой определить для собственников земельных участков ТСН "Морское" места размещения твердых коммунальных отходов (ТКО) (контейнерных площадок) с соблюдением действующих СНиП и СанПиН.
До настоящего времени место для выброса ТКО для садоводов ТСН "Морское" не определено, на территории общего пользования товарищества в настоящее время отсутствует возможность размещения площадки для сбора ТКО с соблюдением расстояний, предусмотренных СНиП и СанПиН.
В отношении ТСН "Морское" было вынесено предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды в части создании площадки накопления ТКО, ее включения в реестр и информирования регионального оператора по обращению ТКО - "ЕСОО" об этом.
Истец полагал, что на администрации МО "Зеленоградский городской округ" в силу положений Устава МО, Правил благоустройства территории МО "Зеленоградский городской округ", Федеральных законов "Об общих принципах организации местного самоуправления", "Об отходах производства и потребления", требований Свода правил СП 53.11330.2011 "СНиП 30-02-97. Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения", СанПиН 2.1.3684-21 лежит обязанность по определению места и организации площадки для сбора ТКО.
Истец просил обязать администрацию МО "Зеленоградский городской округ" в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обустроить (предоставить) для садоводов ТСН "Морское" в соответствии с требованием СанПиН площадку для накопления ТКО согласно схемы размещения контейнерных площадок, установить на ней мусорные контейнеры.
Решением Зеленоградского районного суда Калининградской области от 9 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 30 марта 2022 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 27 июля 2022 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 30 марта 2022 г. отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
При новом апелляционном рассмотрении решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 9 декабря 2021 г, оставленно без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 6 апреля 2023 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ТСН "Морское" просило об отмене судебных постановлений как незаконных.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явился представитель ТНС "Морское" по доверенности Зарицкий А.В.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, сведения о движении жалобы размещены на сайте суда в сети "Интернет", в связи с чем на основании пункта 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ТНС "Морское" по доверенности Зарицкого А.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия находит её не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений права в пределах доводов кассационной жалобы не имеется.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что постановлением администрации МО "Зеленоградский район" N 1732 от 27 ноября 2008 г. СНТ "Морское" в собственность бесплатно был предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный в "адрес", площадью 111 230 кв.м.
Пунктом 5 данного постановления на СНТ "Морское" была возложена обязанность использовать предоставленный земельный участок в соответствии с целевым назначением, разрешенным к использованию способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, соблюдать при использовании требования экологических, санитарно-гигиенических правил и нормативов, не допускать загрязнение, деградацию и захламление почв.
Земельный участок с кадастровым номером N, площадью 111 230 кв.м, расположенный в "адрес", был поставлен на кадастровый учет 10 июня 2009 г. и 25 июня 2009 г. по акту приема-передачи передан от администрации СНТ "Морское" для ведения садоводства.
Согласно данному акту приобретатель СНТ "Морское" ознакомлен с его количественными и качественными характеристиками, правовым режимом земель, принимает на себя ответственность за совершения любых действий, противоречащих законодательству Российской Федерации.
Из земельного участка с кадастровым номером N был образован, в числе прочих, земельный участок с кадастровым номером N, площадью 23 577 кв.м, с видом разрешенного использования: "общее пользование территории", который принадлежит на праве собственности ТСН "Морское".
30 июня 2015 г. СНТ "Морское" перерегистрировано в ТСН "Морское".
26 февраля 2020 г, 20 апреля 2020 г, 7 апреля 2021 г. ТСН "Морское" обращалось в администрацию МО "Зеленогрдаский городской округ" с заявлениями об определении для собственников земельных участков, расположенных в границах ТСН "Морское" мест размещения ТКО, в которых указано на невозможность образования таких площадок с соблюдениями норм СП 53.13330.2019 на территории ТСН.
На указанные обращения 17 апреля 2020 г, 16 июня 2020 г. администрацией были направлены ответы о том, что в силу действующего законодательства указанные площадки подлежат образованию на территории общего пользования, входящей в границы земельного участка, выделенного ТСН для ведения садоводства.
18 февраля 2021 г. ТСН "Морское" выдано предписание N7 Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области о создании площадки накопления ТКО, ее включении в Реестр площадок накоплений ТКО МО "Зеленоградский городской округ", информировании Регионального оператора по обращения с ТКО - ГП КО "ЕСОО" о создании площадки.
Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствовался положениями Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", оценив доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что обязанность по образованию площадки для размещения ТКО в силу закона лежит на истце, и возложение на администрацию обязанности предоставить дополнительный участок для нужд ТСН за пределами выделенной ему территории, положениями закона не предусмотрено, в связи с чем в удовлетворении исковых требований отказал.
При новом апелляционном рассмотрении суд апелляционной инстанции в целях проверки доводов ответчика назначил судебную строительно-техническую и землеустроительную экспертизу.
Согласно заключению экспертов ООО "Калининградский центр судебной экспертизы" от 10 марта 2023 г. имеется техническая возможность по размещению площадки для установления контейнеров на территории ТСН "Морское" в п. Куликово Зеленоградского района Калининградской области в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", имеется. При этом экспертами определен вариант размещения такой площадки с соблюдением требований действующих нормативных документов, с указанием координат в системе МСК-39.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что с момента введения в действие СП 53.13330.2019 "Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения" (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения) признан не подлежащим применению СП 53.13330.2011 СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2010 г. N 849.
Положения же СП 53.13330.2019 "Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения", согласно п.1 распространяются на проектирование планировки и застройки территории садоводства, а также зданий и сооружений, находящихся на этой территории. В связи с чем положения п.5.10 данного свода правил не устанавливают требования к размещению контейнеров в районах сложившейся застройки, а должны учитываться при проектировании новых территорий садоводства, при развитии существующих - при возможности.
В целях проверки доводов ответчика, судом апелляционной инстанции назначена судебная строительно-техническая и землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Калининградский центр судебной экспертизы и оценки".
Согласно заключению экспертов ООО "Калининградский центр судебной экспертизы" от 10 марта 2023 г. имеется техническая возможность по размещению площадки для установления контейнеров на территории ТСН "Морское" в п. Куликово Зеленоградского района Калининградской области в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий". При этом экспертами определен вариант размещения такой площадки с соблюдением требований действующих нормативных документов, с указанием координат в системе МСК-39.
При этом суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что оснований для возложения на органы местного самоуправления обязанности по определению площадки для контейнеров для ТБО за пределами земель ТСН на муниципальных территориях, не имеется, то обстоятельство, что ТСН не предусмотрело в соответствии с действующими в настоящее время на территории общего пользования место для размещения отходов, не влечет обязанность органа местного самоуправления оборудовать такие места вне территории, выделенной под деятельность ТСН, учитывая, что участок под ведение садоводства выделялся и в указанных целях.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы суда первой инстанции с учётом выводов суда апелляционной инстанции в полной мере соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права к спорным правоотношениям, оснований не согласиться с ними не имеется.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется поименованным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 123.12 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет товарищество собственников недвижимости как добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.
Закон о ведении гражданами садоводства и огородничества одной из целей деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества определяет создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия) (пункт 1 статьи 7).
Члены товарищества обязаны своевременно уплачивать взносы, предусмотренные названным законом. При этом членские взносы могут быть использованы исключительно на расходы, связанные в том числе с осуществлением расчетов с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями (пункт 2 части 6 статьи 11, пункт 3 части 5 статьи 14).
Из содержания подпункта "б" пункта 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, касающегося определения условий предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, следует, что садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество от своего имени и в интересах собственника жилого дома (домовладения) заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п.1 и п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно пп.18 п.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в числе прочего, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов
В соответствии с п. 3 и п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).
Таким образом, на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в пределах территории соответствующего муниципального образования, включая и те территории, на которых расположены объединения собственников земельных участков и частные домовладения.
Правилами благоустройства территории муниципального образования "Зеленоградский городской округ" Калининградской области, утвержденными Решением окружного Совета депутатов Зеленоградского городского округа от 19 октября 2020 г. N 29 предусмотрено, что юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели обязаны организовать накопление и вывоз ТКО, образующихся в результате их деятельности, в том числе путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО на территории Калининградской области. Вывоз осуществляется ежедневно.
Вопреки доводам кассационной жалобы, техническая возможность организации площадки сбора ТКО в пределах границ земельного участка ТСН "Морское" имеется, в связи с чем оснований для возложения на органы местного самоуправления обязанности по определению площадки для контейнеров для ТКО за пределами земель ТСН на муниципальных территориях, нет.
Доводы заявителя по существу повторяют его позицию при разбирательстве дела в судах первой и апелляционной инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда апелляционной инстанции, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и объёма доказательств по спору. Вновь приведенные в кассационной жалобе, они не могут повлечь отмену судебных постановлений.
В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судами первой и апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебного акта кассационным судом общей юрисдикции.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 9 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 6 апреля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ТСН "Морское" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.