Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Черлановой Е.С, судей Яроцкой Н.В, Кураковой С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дворецкого Ю. В. ПАО "МТС" о взыскании компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Дворецкого Ю. В. на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 28 июня 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 17 ноября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Яроцкой Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Дворецкий Ю.В. обратился в суд с иском к ПАО "МТС" о взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование требований указал, что является абонентом иного оператора связи, имеет сим-карту с абонентским номером 9021930005. 21 марта 2022 г. от ответчика поступило сообщение о том, что на номере замечена подозрительная активность, списание кешбэка остановлено, 900 руб. спишется 24 марта 2022 г. Согласно ответу, полученному через чат сервиса, накопленный кешбэк аннулирован безвозвратно. Полагает, что необходимая и достоверная информация об услуге и ее свойствах ему своевременно предоставлена не была, что не позволило совершить правильный выбор, нарушило его права как потребителя и причинило нравственные страдания. Просил взыскать с ПАО "МТС" компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.
Решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 28 июня 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 17 ноября 2022 г, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец на основании заключенного с ПАО "МТС" договора об оказании услуг подвижной связи является абонентом ответчика по номеру 9115575414. При этом истец является абонентом иного оператора связи с выделением ему телефонного номера 9021930005.
Ответчик предоставляет своим абонентам, а также абонентам других операторов связи доступ к сервису "МТС Cashback", согласно которому участник сервиса имеет возможность получать скидку (кешбэк или cashback), в виде бонусных рублей кешбэка на услуги связи, предоставляемые в рамках договора абонента с ответчиком; на услуги "Весь МТС", на товары в салонах-магазинах МТС, на акции, проводимые МТС или партнерами сервиса, за совершение действий, определенных правилами сервиса.
В соответствии с Правилами сервиса "МТС Cashback" сервис МТС Cashback - это программа лояльности ПАО "МТС" для физических лиц, в рамках которой участник может накапливать кешбэк и расходовать накопленный кешбэк в соответствии с настоящими Правилами, а также получать информацию о специальных акциях и предложениях МТС и партнеров сервиса.
Кешбэк или Cashback - бонусные единицы, начисляемые участнику в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, которые могут быть использованы участником в соответствии с Правилами. Кешбэк не является денежными средствами, средствами платежа или каким-либо видом валюты или ценной бумаги и не может быть использован для расчетов с помощью сервиса "МТС деньги", для погашения задолженности по договору, заключенному с МТС, и выдан при расторжении договора, заключенного с МТС.
Участником является абонент или пользователь, который зарегистрировался в сервисе в соответствии с настоящими Правилами. Абонентом является физическое лицо, заключившее с оператором договор об оказании услуг связи, пользователем - физическое лицо, являющееся пользователем услуг в рамках договора, заключенного с корпоративным абонентом.
Согласно п. 5.1 Правил сервиса "МТС Cashback" участникам доступны следующие варианты расходования кешбэка: расходование кешбэка на получение скидки на услуги, предоставляемые в рамках договора, заключенного с любым абонентом МТС (услуги мобильной связи МТС); расходование кешбэка на услуги "Весь МТС"; расходование кешбэка на получение скидки на услуги МГТС и/или на услуги МТС Москва; расходование кешбэка на получение скидки на товары в салонах-магазинах МТС, включая заказы в интернет-магазине МТС при выбранном способе доставки "самовывоз в салоне связи МТС"; расходование кешбэка в рамках акций, проводимых МТС или партнерами сервиса.
Дворецкий Ю.В. является участником сервиса "МТС Деньги", а также участником и потребителем услуг сервиса "МТС Cashback".
Согласно представленному истцом в материалы дела скриншоту 21 марта 2022 года он получил от ответчика смс-сообщение о том, что на его номере зарегистрирована подозрительная активность, списание кешбэка приостановлено, 900 руб. спишется 24 марта 2022 года, подробности можно узнать в чате приложения МТС Cashback: https//cashback.mts.ru/private?chat==open.
Из представленных Дворецким Ю.В. скриншотов переписки с консультантом ответчика следует, что на обращение ответчика (вопрос по номеру 902 913 00 05) было разъяснено, что "на номере истца зафиксирована подозрительная активность, списание кешбэка приостановлено. 900 руб. спишется 24.03.2022 в виду нарушения пользователем правил пользования сервиса МТС Cashback, поэтому на основании п, 4 Правил указанная в СМС сумма кешбэка аннулирована, а возможность дальнейшего использования ограничена. Тратить кешбэк теперь не получится".
В ходе дальнейшей переписки истца с консультантом МТС Дворецкому Ю.В. вновь было разъяснено, что списание кешбэка произведено на основании п. 4 правил МТС Cashback, а также то, что вернуть аннулированную сумму кешбэка нельзя. Обращение Дворецкого Ю.В. было зарегистрировано за номером 1-728451842556, а также рекомендовано в случае несогласия обратиться в салон МТС и оставить письменное обращение по вопросу с указанием паспортных данных и подписью.
Разрешая спор, суд первой инстанции, выводы которого поддержал суд апелляционной инстанции, исходил из того, что со стороны ответчика каких-либо нарушений прав истца, как потребителя услуг сервиса "МТС Cashback", не имеется, в связи с чем исковые требования о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, так как они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не противоречат правильно примененным нормам материального права.
В силу ст. 15 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Как разъяснено в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
В соответствии со ст. 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора (пункт 1).
Из электронной переписки сторон судом установлено, что на все вопросы, заданные Дворецким Ю.В. консультанту, были получены ответы.
Оспаривая факт предоставления достоверной информации относительно причин аннулирования кешбэка, Дворецкий Ю.В. ссылается на невозможность идентификации конкретного пункта Правил, на основании которого был списан кешбэк.
Вместе с тем, судом установлено, что согласно ответу сотрудника ПАО "МТС" сумма кешбэка была аннулирована на основании п. 4 Правил в связи с нарушением правил использования сервиса, при этом нумерация пунктов Правил сервиса "МТС Cashback" позволяет идентифицировать пункт 4 - "Условия начисления Кешбэка за покупки и иные целевые действия", согласно которому в случае выявления МТС нарушения участником Правил и/или правил акций МТС и/или Партнеров, а равно иных недобросовестных действий Участника при использовании Сервиса, а также при выявлении событий, свидетельствующих о получении доступа третьих лиц к Личному кабинету Сервиса Участника, МТС вправе приостановить расходование накопленного Кешбека и ограничить поступление Кешбека от других Участников для принятия мер, обеспечивающих защиту своих интересов и интересов Участника (п. 4.22); МТС оставляет за собой право по собственному усмотрению в одностороннем порядке полностью прекратить доступ Участника к Сервису МТС Cashback, если участник неоднократно нарушил условия Правил Сервиса и/или правил акций МТС и/или Партнеров. Попытки мошенничества и/или обмана со стороны Участника повлекут за собой ограничение действий с кешбэком или прекращение доступа Участника к его Личному кабинету. В случае прекращения доступа Участника к Личному кабинету Участник теряет все права на накопленный Кешбэк, равно как и на какой-либо эквивалент (п. 4.24).
На вопрос, в чем выразилось нарушение со стороны истца, был дан ответ о том, что составлен запрос в смежное подразделение и после рассмотрения обращения информация будет предоставлена. Также истцу было рекомендовано обратиться в салон МТС и оставить письменное обращение с указанием паспортных данных.
Сведений о последующем обращении истца в ПАО "МТС" в материалы дела представлено не было.
Правомерность аннулирования кешбэка в рассматриваемом деле истцом не оспаривается и предметом судебной проверки не являлась.
Не установив со стороны ответчика нарушений прав истца на предоставление достоверной информации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда.
Несогласие Дворецкого Ю.В. с выводами судов, иная оценка истцом фактических обстоятельств дела не означают допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не являются основанием для отмены вступивших в законную силу судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 28 июня 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 17 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Дворецкого Ю. В. - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.