N 88-8635/2023
N 2-1250/2022
город Санкт-Петербург
25 мая 2023 г.
Третий кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Швецовой М.В, рассмотрев единолично в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское дело по исковому заявлению ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы" к Макарову Николаю Ивановичу о взыскании задолженности по внесению платы в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам, движением транспортных средств, имеющих максимальную массу свыше 12 тонн, судебных расходов, по кассационной жалобе ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы" на решение мирового судьи Краснозатонского судебного участка города Сыктывкара Республики Коми от 14 июня 2022 г. и апелляционное определение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 ноября 2022 г,
УСТАНОВИЛ:
ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы" (далее - ООО "РТИТС") обратилась к мировому судье с иском к Макарову Н.И. о взыскании задолженности по вынесению платы в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам, движением транспортных средств, имеющих максимальную массу свыше 12 тонн, в размере 6742, 34 руб, судебных расходов на оплату госпошлины в размере 400 руб.
В обоснование иска указано, что Макаров Н.И, являясь собственником транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, нарушил обязанность по внесению платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. 26.01.2016 г. ответчик на основании заявления был зарегистрирован в реестре системы взимания платы в качестве владельца транспортных средств (с государственными регистрационными знаками N N) с открытием расчетной записи N103015822837 для учета денежных средств, вносимых владельцем транспортных средств, и их перечисления в доход государства. Между сторонами был заключен договор, по которому ответчиком получены в безвозмездное пользование бортовые устройства. В соответствии с детализацией и выпиской по расчетной записи в период с 10.09.2020 г. 08:46:35 по 27.01.2022 г. 21:06:02 указанные транспортные средства ответчика осуществляли движение по дорогам общего пользования федерального значения, общая протяженность пути составила 2908, 957 км. Задолженность ответчика по внесению платы в счет возмещения вреда за минусом суммы, находившейся на его балансе, составила 6742, 34 руб.
Решением мирового судьи Краснозатонского судебного участка г.Сыктывкара Республики Коми от 14 июня 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 ноября 2022 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы" ставит вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных.
Изучив имеющиеся материалы дела, проанализировав доводы, изложенные в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции находит ее подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами нижестоящих инстанций.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции, с которым согласился суд второй инстанции, исходил из того, что Макаров Н.И. в спорный период не являлся собственником транспортных средств, спорные автомобили выбыл из его владения.
Между тем, указанные выводы сделаны при неправильном применении норм материального права.
Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
По общему правилу ответственность на причинителя вреда может быть возложена при наличии доказательств наличия ущерба, противоправности его действий (бездействия) и причинной связи между возникшим ущербом и действиями причинителя, при этом, обязанность по доказыванию своей невиновности в причинении ущерба, лежит на лице, его причинившем.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 68-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" введена статья 31.1, в соответствии с которой движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами, размер и порядок взимания которой устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года N 504 "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" установлены размер данной платы и правила ее взимания.
Предусмотренный статьей 31.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ обязательный платеж взимается в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, и как таковой относится к неналоговым доходам федерального бюджета, включаемым в объем бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда, средства которого используются исключительно в целях финансового обеспечения дорожной деятельности (статьи 41 и 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации). При этом размер (сумма) вносимых собственниками (владельцами) большегрузных транспортных средств платежей, как следует из постановления Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года N 504, напрямую зависит от расстояния, пройденного большегрузным транспортным средством по соответствующим автомобильным дорогам.
Согласно пункту 12 Постановления Правительства РФ от 14.06.2013 N 504 "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" движением без внесения платы считается: а) движение транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения при выключенном или неисправном бортовом устройстве или стороннем бортовом устройстве либо при отсутствии таких устройств и без оформления при этом маршрутной карты в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящих Правил; б) движение транспортного средства, за которым не закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без оформления при этом маршрутной карты в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящих Правил; в) движение транспортного средства, в отношении которого оформлена маршрутная карта, в дату, время или по маршруту, которые не соответствуют указанным в этой маршрутной карте; г) продолжение движения транспортного средства при израсходовании денежных средств, внесенных собственником (владельцем) транспортного средства оператору в качестве платы в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; д) движение транспортного средства, собственнику которого предоставлена отсрочка по внесению платы, без уплаты отсроченного платежа в полном объеме до последнего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором сформирован такой платеж.
До начала движения транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения собственник (владелец) такого транспортного средства обеспечивает установку и включение этих устройств на транспортном средстве, а также внесение платы оператору в размере, определенном исходя из протяженности планируемого маршрута движения транспортного средства и размера платы, установленного Правительством Российской Федерации (пункт 7 Постановления Правительства РФ от 14.06.2013 N 504).
Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 N 504 установлен размер платы, равный 3, 73 руб. на один километр пути, пройденного по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, а также утверждены Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
К размеру платы, установленному Постановлением N 504, применяется коэффициент 0, 51 (до 15.04.2017 0, 41) (п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03 ноября 2015 года N 1191 "о некоторых вопросах взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешительную максимальную массу свыше 12 тонн").
Согласно пункту 6 приложения N 2 к Правилам заключение договора безвозмездного пользования бортовым устройством с собственником (владельцем) транспортного средства осуществляется при личной явке в центр информационной поддержки пользователей системы взимания платы собственника (владельца) транспортного средства или его уполномоченного представителя. Содержание договора безвозмездного пользования бортовым устройством определяется оператором и соответствует Правилам взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
Пунктом 6 Правил установлено предоставление оператором собственнику (владельцу) транспортного средства (далее также ВТС) на безвозмездной основе бортового устройства и информации о порядке и об условиях его использования на основании заявления, предусмотренного пунктом 5 Правил.
В соответствии с п. 7 Правил ВТС обеспечивает внесение платы оператору в размере, определенном исходя из протяженности планируемого маршрута движения транспортного средства и установленного размера платы, до начала движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
В соответствии с п. 93 Правил факт получения бортового устройства ВТС является основанием для списания денежных средств с баланса расчетной записи в счет платы в размере начислений по данным системы взимания платы, полученным при помощи этого бортового устройства.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2014 г. N 1662-р оператором государственной системы взимания платы, на которого возложена обязанность по сбору и перечислению в федеральный бюджет платы, является ООО "РТИТС".
В подтверждение наличия на стороне ответчика задолженности в размере 6744, 77 руб. истцом представлены выписка операций по расчетной записи, детализация операций по транспортным средствам.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды сослались на то, что ответчик в спорный период времени не являлся собственником указанных в иске транспортных средств, реализовав его иным лицам.
Между тем, суд кассационной инстанции не может признать указанные выводы обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с пп. "а" п. 38 Правил регистрация транспортного средства и его собственника (владельца) в реестре осуществляется через интернет-сайт (регистрация в личном кабинете). В соответствии с пп. "з" п. 43 Правил при регистрации через интернет-сайт или терминал самообслуживания собственник (владелец) транспортного средства представляет сведения об основании владения транспортным средством.
В случае необходимости в соответствии с п. 65 Правил собственник (владелец) транспортного средства в целях изменения данных может направить по адресу оператора, указанному на интернет-сайте, либо посредством личного кабинета (в разделе "обращения") заявление об изменении данных, к которому прилагаются заверенные в соответствии с настоящими Правилами копии документов на бумажных носителях или в электронной форме в зависимости от способа направления информации.
Собственник (владелец) транспортного средства несет ответственность за достоверность, полноту и актуальность данных (сведений), представленных оператору, а также за своевременность внесения в них изменений.
Согласно пункту 65 Правил взимания платы при изменении данных о транспортном средстве и (или) о собственнике (владельце) транспортного средства, не доступных к редактированию посредством личного кабинета, собственник (владелец) транспортного средства обращается в центр информационной поддержки пользователей и представляет оператору оригиналы и заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих изменения.
Исключение из реестра системы взимания платы транспортных средств, в том числе в результате отчуждения или иного прекращения права владения, осуществляется в соответствии с пунктами 69 - 72 Правил взимания платы. Исключение из реестра СВП транспортного средства осуществляется по требованию (заявлению) собственника (владельца) транспортного средства.
При этом действующим законодательством не предусмотрен иной порядок снятия с учета (исключения из реестра системы взимания платы) транспортных средств, в том числе в результате отчуждения или иного прекращения права владения, помимо заявительного, а у Оператора отсутствуют полномочия и механизм внесения в реестр соответствующих изменений в реестр без обращения собственника (владельца) транспортных средств.
Во исполнение вышеуказанных норм Макаров Н.И. на основании собственноручно подписанного заявления от 26.01.2016 г. был зарегистрирован в Реестре СВП в качестве владельца транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Результатом регистрации является открытие оператором расчетной записи (до 17.11.2016 - лицевого счета) N, которая формируется оператором в отношении собственника (владельца) транспортного средства для учета денежных средств, вносимых собственником (владельцем) транспортного средства оператору, и их перечисления в доход Федерального бюджета (п. 52 Правил взимания платы).
Согласно материалам дела, Макаров Н.И. осуществлял регистрацию в Реестре СВП указанных транспортных средств, что ответчиком при рассмотрении дела не оспаривалось, в том числе и не оспаривалось право владения транспортными средствами.
Кроме того, в материалах дела имеются копии актов передачи бортовых устройств от 28.08.2020 г. за серийными номерами N, собственноручно подписанные ответчиком, согласно которым указанные бортовые устройства были переданы оператором ответчику, что в силу вышеприведенной нормы пункта 93 Правил взимания платы является основанием для начисления и списания платы именно с ответчика.
При этом важно учитывать, что даже в случае изменения каких-либо сведений о зарегистрированном в Реестре СВП транспортном средстве, включая сведения его о собственнике (владельце), обязанность по внесению платы несет именно лицо, зарегистрированное в качестве такового в реестре СВП до момента внесения в установленном порядке соответствующих изменений в силу следующего.
Снятие с учета (исключение из реестра) транспортных средств, в том числе в результате отчуждения или иного прекращения права владения, осуществляется в соответствии с пунктами 69-72 Правил взимания платы. Снятие с учета транспортного средства осуществляется по требованию (заявлению) собственника (владельца) транспортного средства.
Поскольку в период, за который начислена предъявляемая к взысканию задолженность, заявлений ответчика об исключении из реестрасистемы взимания платы, а также о регистрации перечисленных в иске транспортных средств за иным владельцем (собственником/арендатором и т.п.), в адрес оператора не поступало, ни одно из переданных ответчику бортовых устройств не возвращено последним оператору, именно ответчик несет обязанность по внесению платы
Пунктом 93 Правил взимания платы установлено, что при отсутствии подтверждения осуществления возврата, фактов утери или поломки бортового устройства со стороны собственника (владельца) транспортного средства факт получения бортового устройства собственником (владельцем) транспортного средства является основанием для списания денежных средств с баланса расчетной записи в счет платы в размере начислений по данным системы взимания платы, полученным при помощи этого бортового устройства.
В этой связи совершение должником сделок в отношении транспортных средств, в том числе по их отчуждению третьим лицам, переход прав владения или пользования транспортными средствами, в том числе при прекращении права аренды и возвращении прав владения и пользования собственнику транспортного средства, без совершения надлежащих действий по исключению транспортных средств из реестра не прекращает установленной законом обязанности по внесению платы.
В соответствии с п. 2 Правил бортовое устройство - это объект системы взимания платы, представляющий собой техническое устройство, позволяющее при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS определять маршрут движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
В соответствии с п. 89 Правил взимания платы регламентировано, что для получения бортового устройства между собственником (владельцем) транспортного средства и оператором заключается договор безвозмездного пользования бортовым устройством.
При этом срок действия договора безвозмездного пользования в рамках данного дела в любом случае не имеет правового значения в силу следующего.
Обязанность по внесению платы возникает у ответчика не из вышеуказанного договора, поскольку из него возникает только обязательство по приему-передаче, использованию и возврату бортовых устройств, а из нормы ст. 31.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также положений Правил взимания платы.
Предметом исковых требований в рамках настоящего спора является задолженность ответчика по внесению платы, предусмотренной вышеуказанными нормами федерального закона, при этом никаких требований, вытекающих из договора безвозмездного пользования истец не заявляет.
Исходя из вышеизложенного, до момента, пока бортовое устройство не будет возвращено Оператору, фиксация движения транспортного средства, на котором установлено такое бортовое устройство, по федеральным автодорогам, служит основанием для начисления платы и списания средств.
При этом действий по возврату бортовых устройств ответчик не совершил, заявлений о снятии с учета транспортных средств и/или об изменении данных о транспортных средствах ответчиком в адрес оператора не направлено, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, поскольку ответчик не предпринял действий, направленных на исключение транспортных средств из реестра в соответствии с установленными Правилами, то он именно обязан вносить плату за передвижение таких транспортных средств по федеральным автодорогам в силу требований закона.
При таких обстоятельствах, у мирового судьи отсутствовали основания для отказа в иске.
Суд апелляционной инстанции ошибки суда первой инстанции не исправил.
Указанное выше свидетельствует о допущенных судом апелляционной инстанции нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможна защита нарушенных прав, в связи с чем, они могут быть исправлены только посредством отмены судебного постановления с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с требованиями законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Третий кассационный суд общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛ:
апелляционное определение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 ноября 2022 г. отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.