Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Козловой Е.В, судей Лепской К.И, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства здравоохранения "адрес" на решение Ленинградского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу N по иску Министерства здравоохранения "адрес" к ФИО1 о взыскании убытков, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Шлопак С.А, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Министерство здравоохранения Калининградской области обратилось в суд с иском к ФИО1 в лице законного представителя ФИО2, о взыскании убытков в размере 87620, 21 руб.
Решением Ленинградского районного суда г.Калининграда от 19 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 25 января 2023 года, в удовлетворении исковых требований Министерства здравоохранения Калининградской области отказано.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений по мотиву их незаконности.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, дополнениях к ней, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, а также по материалам гражданского дела не установлено.
Судебными инстанциями тщательно исследованы обстоятельства дела, представленные доказательства и установлено, что ФИО1 приходится матерью несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая является ребенком- инвалидом и страдает сахарным диабетом 1-го типа с 2017 года с осложнениями основного заболевания, отсутствием распознавания симптомов гипогликемией.
В соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федерального закона N 178-ФЗ) ФИО2 имеет право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (пункт 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ).
Вступившим в законную силу решением Советского районного суда "адрес" Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ на Министерство Здравоохранения Республики Бурятия возложена обязанность по организации обеспечения ФИО2 бесплатно на весь период лечения до момента окончания лечения или изменения тактики лечения расходным материалом, а именно: сенсорами Enlite ММТ (регистрационное удостоверение N РЗН 2013/785 от ДД.ММ.ГГГГ) к системе непрерывного мониторинга глюкозы инсулиновой помпы MedtronikMiniMedParadigmMMT-722 в количестве 5 штук в месяц (при условии замены каждые 6 дней).
Согласно сведениям ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" пенсионное дело ФИО2 находится в "адрес" Республики Бурятия.
Из материалов дела следует, что несовершеннолетняя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р, имеет постоянную регистрацию в "адрес".
В "адрес" несовершеннолетняя ФИО2 была прикреплена для медицинского обслуживания в ГБУЗ "Городская поликлиника N" ("адрес").
Судом установлено, что в "адрес" ребенок в полном объеме получал медицинские изделия и лекарственные препараты. Последний раз в "адрес" ребенок получил препараты и изделия в сентябре 2021 года (обеспечена до декабря 2021 года).
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ребенок-инвалид и ее законный представитель ФИО1 зарегистрированы по месту пребывания в "адрес" аллея, "адрес".
В сентябре 2021 года ребенок по заявлению ФИО1 был откреплен от обслуживания в поликлинике в "адрес" и ДД.ММ.ГГГГ прикреплен для медицинского обслуживания к ГБУЗ "Городская детская поликлиника" "адрес".
Как следует из материалов дела, в декабре 2021г. ФИО1 обратилась за получением лекарственных средств и медицинских изделий по месту фактического пребывания в "адрес".
За период с 01.01.2022 по 23.05.2022 ребенку-инвалиду за счет средств регионального бюджета были предоставлены лекарственные препараты и медицинские изделия по назначению врача на общую сумму 87620, 21 руб.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции на основании анализа представленных сторонами доказательств, оценённых по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса, руководствуясь статьями 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 19, 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), исходил из отсутствия доказательств, свидетельствующих о наличии причинно-следственной связи между действиями ответчика и последствиями в виде убытков Министерства здравоохранения Калининградской области, связанных с обеспечением ребенка-инвалида ФИО2 лекарственными препаратами, злоупотребления правом со стороны ответчика, противоправности его действий, при этом судом не было установлено факта получения ответчиком лекарственных препаратов за счет средств областного или федерального бюджета за спорный период в двойном размере.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился в силу следующего.
В соответствии с двусторонним Соглашением "Об информационном обмене сведениями о лицах, имеющих прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг" от 29.06.2011 N 29, заключенным между Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области и Министерством здравоохранения Калининградской области, ОПФР осуществляет ежедекадную передачу регионального сегмента Федерального регистра в Министерство здравоохранения Калининградской области в части информации о лицах, имеющих право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Статьей 4 указанного Соглашения регламентирован порядок обмена информацией о гражданах, временно прибывших с территории других субъектов Российской Федерации. Информационный обмен осуществляется путем направления Министерством запроса на выписку из Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи на гражданина. Граждане, указанные в выписке, проходят процедуру идентификации в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
После поступления ответа из Межрегионального информационного центра ПФР такие граждане подлежат включению в региональный сегмент Федерального регистра по месту их пребывания, и в Министерство передается файл с данными на указанных в запросе граждан.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 обращалась в ОПФР по "адрес" с заявлением о включении сведений о ребенке-инвалиде в региональный сегмент Федерального регистра "адрес".
Между тем, в нарушение указанного выше Соглашения запрос на выписку из Федерального регистра на ФИО2 из Министерства здравоохранения Калининградской области в ОПФР России по Калининградской области не поступал, в этой связи у ПФР отсутствуют правовые основания для включения сведений о ФИО2 как о льготополучателе в региональный сегмент Федерального регистра по "адрес".
Апелляционная инстанция отклонила доводы апелляционной жалобы о том, что средства федерального бюджета на обеспечение ФИО2 бесплатными лекарственными препаратами поступили в распоряжение органа здравоохранения Республики Бурятия, так как указанные доводы были предметом судебной проверки и правомерно судом не приняты во внимание как основание взыскания с законного представителя ФИО2 денежных средств, затраченных на обеспечение ребенка-инвалида лекарственными препаратами, поскольку право на обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, принадлежит ребенку-инвалиду в силу закон.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон N 323-ФЗ.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части первая и вторая статьи 19 Федерального закона N 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона N 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части первой статьи 29 Федерального закона N 323-ФЗ).
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом N 178-ФЗ.
Согласно части первой статьи 4.1 Федерального закона N 178-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации передан ряд полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Статьей 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены дети-инвалиды (пункт 9 статьи 6.1 Федерального закона N 178-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть вторая статьи 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ).
Частью пятой статьи 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ определено, что порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Минтруда России N 929н, Минздрава России N 1345н от 21.12.2020 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 20 Порядка, в случае выезда гражданина за пределы субъекта Российской Федерации, в котором он проживает, на территорию другого субъекта Российской Федерации на срок, не превышающий 6 месяцев, такому пациенту органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья организуется назначение лекарственных препаратов, медицинских изделий или специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на срок их применения либо органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья организуется обеспечение такого пациента лекарственными препаратами, медицинскими изделиями или специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов на соответствующий срок.
В случае выезда гражданина за пределы территории субъекта Российской Федерации, в котором он проживает, на территорию другого субъекта Российской Федерации на срок, превышающий 6 месяцев, или в случае изменения места жительства, такому пациенту назначаются лекарственные препараты, медицинские изделия или специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов на срок применения не более 1 месяца либо органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья организуется обеспечение такого пациента лекарственными препаратами, медицинскими изделиями или специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов на срок применения не более 1 месяца.
В случае, указанном в абзаце втором настоящего пункта, после прохождения процедуры идентификации в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - Федеральный регистр), сведения о гражданах подлежат включению в региональный сегмент Федерального регистра по месту его пребывания и передаются в уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья в рамках действующего межведомственного соглашения.
Сведения о количестве назначенных и отпущенных пациенту или его законному представителю в соответствии с абзацами первым и вторым настоящего пункта лекарственных препаратах, медицинских изделиях или специализированных продуктах лечебного питания для детей-инвалидов вносятся в Федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации.
Принимая во внимание то, что ФИО1 вместе с несовершеннолетней дочерью ФИО2 временно проживает по месту пребывания в "адрес", в связи с чем имеет право на получение лекарственных препаратов для детей-инвалидов, при этом органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья организуется обеспечение такого пациента лекарственными препаратами для детей-инвалидов по месту проживания.
В этой связи факт нахождения пенсионного дела ФИО2 в "адрес" Республики Бурятия и отсутствие в региональном сегменте Федерального регистра сведений о ребенке-инвалиде, как указал суд апелляционной инстанции, не свидетельствует о противоправности действий со стороны ответчика и основанием для взыскания убытков согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации не является.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных исключительно на оспаривание приведенных выше выводов суда по существу спора, учитывается, что по смыслу части ФИО3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы, сводятся к тому, что ФИО1 с дочерью фактически проживают в "адрес", однако пенсионное дело из Республики Бурятия не переведено, тогда как денежные средства федерального бюджета на обеспечение несовершеннолетней лекарственными препаратами поступают в распоряжение органа здравоохранения Республики Бурятия. Заявитель полагает, что родители ребенка злоупотребляют правами.
Вместе с тем, согласно материалам дела, не установлено факта получения ответчиком лекарственных препаратов за счет средств областного или федерального бюджета за спорный период в двойном размере, в то время как ФИО2, ребенок-инвалид, должен обеспечиваться жизненно-необходимыми лекарственными препаратами.
Пунктом 20 Порядка установлен порядок организации органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий для детей-инвалидов в случае их выезда за пределы субъекта Российской Федерации.
Законные основания для взыскания с ее законного представителя расходов по обеспечению лекарственными препаратами не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть третья статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), не допущено.
Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 19 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 25 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.