Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А, судей Буруновой С.В, Мироновой Н.В.
при секретаре Кулиевой К.А, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Царство Диванов" о признании частично недействующими Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, на 2020 год, на 2021 год, на 2022 год, по апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 20 марта 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Буруновой С.В, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 ноября 2018 года N Сл-326-25615/18 (далее также - приказ от 12 ноября 2018 года N Сл-326-25615/18), размещенным на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 27 ноября 2018 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее также - Перечень на 2019 год, являющийся Приложением к данному приказу.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2019 года N 326-13-369863/19 (далее также - приказ от 25 ноября 2019 года N 326-13-369863/19), размещенным на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 30 ноября 2019 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее также - Перечень на 2020 год), являющийся Приложением к данному приказу.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года N 326-13-631667/20 (далее также - приказ от 19 ноября 2020 года N 326-13-631667/20), размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 4 декабря 2020 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее также - Перечень на 2021 год), являющийся Приложением к данному приказу.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года N 326-13-703523/21 (далее также - приказ от 25 ноября 2021 года N 326-13-703523/21), размещенным на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 14 декабря 2021 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее также - Перечень на 2022 год), являющийся Приложением к данному приказу.
В пункты 20740, 20774 раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2019 год, в пункты 20339, 20371 раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2020 год, в пункты 21600, 21632 раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2021 год, в пункт 21674, 21705 раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2022 год включены объекты недвижимости с кадастровыми номерами N
Общество с ограниченной ответственностью "Царство Диванов" (далее - ООО "Царство Диванов", административный истец, Общество) обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия пунктов 20740, 20774 Перечня на 2019 год, пунктов 20339, 20371 Перечня на 2020 год, пунктов 21600, 21632 Перечня на 2021 год, пунктов 21674, 21705 Перечня на 2022 год, указав, что является собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами N; указанные объекты капитального строительства не соответствуют критериям, предусмотренным ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации; включение данных объектов недвижимости в Перечни неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога в повышенном размере.
Решением Нижегородского областного суда от 20 марта 2023 года административное исковое заявление ООО "Царство Диванов" удовлетворено;
признаны недействующими со дня принятия пункты 20740, 20774 раздела "город Нижний Новгород" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 ноября 2018 года NСл-326-25615/18;
признаны недействующими со дня принятия пункты 20339, 20371 раздела "город Нижний Новгород" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2019 года N326-13-369863/19;
признаны недействующими со дня принятия пункты 21600, 21632 раздела "город Нижний Новгород" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года N326-13-1631667/20;
признаны недействующими со дня принятия пункты 21674, 21705 раздела "город Нижний Новгород" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года N326-13-703523/21;
на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу разместить сообщение о решении на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-коммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области;
на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу направить настоящее решение суда в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области.
Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что судом неверно применены нормы материального права, в материалах дела содержатся достаточные доказательства с достоверностью подтверждающие, что спорные объекты обоснованно включены в Перечни и подлежат налогообложению по правилам статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав заключение прокурора, полагавшего, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 310 части 2 пунктов 1-4 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушений такого характера не было допущено судом первой инстанции при рассмотрении административного дела по административному исковому заявлению ООО "Царство Диванов".
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено:
1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
3. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
4. В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
4.1. В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
5. В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
9. Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На территории Нижегородской области в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года N109-З "О налоге на имущество организаций" введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В соответствии с данной правовой нормой налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещения в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Пунктом 1 статьи 38 Устава Нижегородской области предусмотрено, что Правительство Нижегородской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области, руководит работой органов исполнительной власти области и контролирует их деятельность.
Согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года N 61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации" министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области определено уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, в том числе по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 16 октября 2015 года N 666 "Об утверждении положения о Министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области", министерство является правопреемником министерства инвестиционной политики Нижегородской области и министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области.
Пунктами 4.31 и 4.32 Положения о Министерстве предусмотрено, что Министерство для осуществления возложенных на него функций имеет право издавать в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации распоряжения и приказы, в том числе совместно с другими органами исполнительной власти. Акты иных наименований (инструкции, правила, положения, указания и другие) утверждаются приказами Министерства. Издавать приказы, обязательные для исполнения всеми государственными предприятиями, учреждениями, организациями и органами исполнительной власти Нижегородской области, а также решения и распоряжения по имущественным вопросам в передах компенсации Министерства, а также издавать приказы, принимать решения и распоряжения во исполнение распоряжений Губернатора и Правительства Нижегородской области.
Согласно Указу Губернатора Нижегородской области от 15 января 2018 года N 6 "Об утверждении структуры органов исполнительной власти Нижегородской области", функции по развитию инвестиционной политики и соответствующие штатные единица их министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области переданы в министерство экономики и конкурентной политики Нижегородской области. Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области переименовано в министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области. Задачи, функции, права министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области отражены в Положении о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года N183, в том числе: издавать в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации распоряжения и приказы, в том числе совместно с другими органами исполнительной власти. Акты иных наименований (инструкции, правила, положения, указания и другие) утверждаются приказами Министерства. Издание актов в виде писем и телеграмм не допускается (п.4.30); издавать приказы, обязательные для исполнения всеми государственными предприятиями, учреждениями, организациями и органами исполнительной власти Нижегородской области, а также решения и распоряжения по имущественным вопросам в пределах компетенции Министерства, а также издавать приказы, принимать решения и распоряжения во исполнение распоряжений Губернатора и Правительства Нижегородской области (п.4.31).
Статьей 5 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года N8 "О нормативных актах Нижегородской области" предусмотрено, что действующие в области нормативные правовые акты образуют единую, целостную и дифференцированную нормативную правовую систему (законодательство области), основанную на принципе верховенства нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой. Нормативные правовые акты области подразделяются на законодательные нормативные правовые акты и иные нормативные правовые акты. В систему законодательных нормативных правовых актов области входят Устав области и законы области. В систему иных нормативных правовых актов области входят: нормативные правовые акты Законодательного Собрания области; нормативные правовые акты Губернатора области; нормативные правовые акты Правительства области; нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области.
Пунктом 1 статьи 6 указанного Закона установлены формы нормативных правовых актов области, из которого следует, что нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области издаются в форме приказов (за исключением случаев, когда в соответствии с федеральным законодательством в положении об органе исполнительной власти предусмотрена иная форма издаваемого акта).
Суд первой инстанции, проанализировав предписания федерального и регионального законодательства, пришел к правильному выводу, что приказы министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 ноября 2018 года N Сл-326-25615/18, от 25 ноября 2019 года N326-13-369863/19, от 19 ноября 2020 года N326-13-631667/20, от 25 ноября 2021 года N326-13-703523/21, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты в пределах полномочий Нижегородской области, в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия и правилам введения их в действие.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Царство Диванов" является собственником объектов недвижимого имущества - нежилых зданий с кадастровыми номерами N расположенных по адресу: "адрес"
Из сведений, содержащихся в выписке из Единого государственного реестра недвижимости, следует, что объект недвижимости с кадастровым номером N имеет назначение: "данные отсутствуют", наименование: Склад-модуль типа "Кисловодск"; объект недвижимости с кадастровым номером N имеет назначение: "нежилое", наименование: "здание".
Нежилые здания с кадастровыми номерами N расположены на земельном участке с кадастровым номером: N категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "под административно-производственные здания".
Из экспликации к поэтажному плану дома 2 по ул ФИО2 (Склад-модуль типа "Кисловодск") усматривается, что нежилое здание с кадастровым номером N разделено на отдельные помещения с назначением: склад (513 кв.м), склад (5 кв.м), склад (16 кв.м), цех по производству кон и дверей (70, 3 кв.м), цех по производству кон и дверей (211, 3 кв.м), коридор (11, 8 кв.м), коридор (3, 2 кв.м), бытовая комната (14, 1 кв.м), бытовая комната (14, 0 кв.м), склад (25, 2 кв.м).
Из экспликации к поэтажному плану дома 2 по ул. ФИО1 (здание РСУ) видно, что нежилое здание с кадастровым номером N разделено на отдельные помещения с назначением: первый этаж: кабинет (9, 1 кв.м), санузел (1, 5 кв.м), санузел (1, 6 кв.м), санузел (1, 6 кв.м), санузел (1, 5 кв.м), кабинет (7, 9 кв.м), кабинет (22, 5 кв.м), кабинет (15, 2 кв.м), кабинет (21.8 кв.м), электрощитовая (21, 8 кв.м), коридор (32, 8 кв.м), лестничная клетка (13, 1 кв.м); второй этаж: лестничная клетка (13, 2 кв.м), коридор (26, 7 кв.м), кабинет начальника (24, 2 кв.м), кабинет (16, 8 кв.м), кабинет (13, 0 кв.м), кабинет (19, 0 кв.м), кабинет (17, 2 кв.м), кабинет (7, 6 кв.м).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о противоречии оспариваемых норм федеральному законодательству, обоснованно указав, что объекты недвижимости с кадастровыми номерами N исходя из их назначения, наименования, также назначения наименования и разрешенного использования помещений в них, в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, документами технического учета (инвентаризации), а также с учетом вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположены эти объекты, при отсутствии доказательств фактического использования спорных объектов в качестве офисного, торгового, как объекта бытового обслуживания или объекта общественного питания, не относились к видам недвижимого имущества, признаваемыми объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, следовательно, не подлежали включению в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильно определенных фактических обстоятельствах дела, подтвержденных исследованными судом доказательствами, которым дана верная оценка, судом правильно применены нормы материального права.
Виды разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: N - "под административно-производственные здания, на котором расположены спорные здания, не являясь безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 НК РФ, прямо не предполагают размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, следовательно, здания по указанному основанию, вопреки доводам апелляционной жалобы административного ответчика, в Перечни на 2019-2022 годы включению не подлежали.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, имеющиеся в спорном здании помещения склада не могут быть отнесены в соответствии с ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения" к торговым, поскольку само здание не являются торговым объектом. Для включения складских помещений в состав торговых объектов недостаточно установить, что склад предназначен или используется в деятельности по продаже товаров (услуг), необходимо, чтобы он был функционально взаимосвязан с помещением, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей. При отсутствии данных признаков склад не может быть признан торговым объектом.
Назначение помещений "склад" само по себе не свидетельствует об отнесении здания к торговому объекту в целях, указанных в статье 378.2 НК РФ, и, как следствие, диктует необходимость фактического обследования здания.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области об обратном, подлежат отклонению.
Частью 8 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (статья 213 часть 9 КАС РФ).
В соответствии со статьей 62 частью 2 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Часть 7 статьи 213 КАС РФ предписывает судам, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта проверять законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются, однако, при проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Таким образом, действующее процессуальное законодательство при разрешении административного иска о признании недействующим нормативного правового акта, возлагает на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой, представить доказательства, подтверждающие его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, при этом, суд не связан доводами административного искового заявления, ему предписано установить обстоятельства, изложенные в части 8 статьи 213 КАС РФ.
Между тем доказательств, подтверждающих факт проведения в отношении спорных объектов до включения их в оспариваемые Перечни мероприятий по определению вида фактического использования в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, Министерством суду не представлено, несмотря на то, что обязанность доказать законность включения объектов в Перечни, представление относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие объектов условиям, определенным Налоговым кодексом Российской Федерации, и необходимых для включения объектов в оспариваемые Перечни процессуальным законом возложена на административного ответчика.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что правовых оснований для включения объектов с кадастровыми номерами 52:18:0070191:242, 52:18:0070191:396 в оспариваемые Перечни не имелось.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о том, что указанные объекты соответствовали критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и подлежали включению в Перечни, судебная коллегия отклоняет, поскольку в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Между тем административный ответчик относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие указанных объектов критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодека Российской Федерации и необходимым для включения указанных объектов в Перечни не представил, не содержится их и в апелляционной жалобе.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Нижегородского областного суда от 20 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Нижегородский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 27 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.