Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Новоженина О.Р., рассмотрев жалобу главного специалиста-эксперта отдела защиты прав потребителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области Андреева Е.А. на вступившее в законную силу постановление судьи Ленинского районного суда города Оренбурга от 14 апреля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Панюшкина Михаила Ивановича,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Ленинского районного суда города Оренбурга от 6 декабря 2021 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Панюшкина Михаила Ивановича (далее - ИП Панюшкин М.И.) прекращено в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
Решением судьи Оренбургского областного суда от 9 марта 2022 года постановление судьи Ленинского районного суда города Оренбурга от 6 декабря 2021 года отменено, дело возвращено в Ленинский районный суд города Оренбурга на новое рассмотрение.
Постановлением судьи Ленинского районного суда города Оренбурга от 14 апреля 2022 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Панюшкина М.И. прекращено в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения. Арестованный товар - автомобильные шины, указанные в протоколе об аресте товаров (вещей) от 29 апреля 2021 года возвращены ИП Панюшкину М.И.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, направившее дело на рассмотрение в суд, главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области Андреев Е.А. просит постановление отменить, приводя доводы об его незаконности.
Лицу, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено, ИП Панюшкину М.И. соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлялось извещение о подаче указанной жалобы, однако почтовое отправление возвращено с отметкой об истечении срока хранения.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для составления в отношении ИП Панюшкина М.И. протокола об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, за исключением продукции, указанной в части 4 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырёх тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трёхсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2019 года N1958 утверждены Правила маркировки шин средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении шин (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил с 1 ноября 2020 года участники оборота шин в соответствии с Правилами вносят в информационную систему мониторинга сведения о маркировке шин средствами идентификации, а также о вводе в оборот, об обороте и о выводе из оборота шин (коды по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности - 22.11.11, 22.11.12.110, 22.11.13.110, 22.11.14 (в части шин и покрышек, предназначенных для колёсных транспортных средств, в том числе сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним, машин и оборудования (за исключением шин, предназначенных для колясок для людей, не способных передвигаться), код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза - 4011 10 000 3, 4011 10 000 9, 4011 20 100 0, 4011 20 900 0, 4011 40 000 0, 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0 (в части шин и покрышек, предназначенных для колёсных транспортных средств, в том числе сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним, машин и оборудования (за исключением шин, предназначенных для колясок для людей, не способных передвигаться), при этом в случае, если участники оборота шин наносят средства идентификации на шины или на этикетку шин или внедряют средства идентификации в шины начиная с даты вступления в силу настоящего постановления, то с указанной даты они вправе предоставлять сведения о нанесении средств идентификации в информационную систему мониторинга; при наличии по состоянию на 15 декабря 2020 года нереализованных шин, введённых в оборот до 1 ноября 2020 года, до 1 марта 2021 года осуществляют их маркировку средствами идентификации и представляют сведения о маркировке таких шин средствами идентификации в информационную систему мониторинга в соответствии с Правилами, утверждёнными настоящим постановлением; до 15 декабря 2020 года осуществляют маркировку средствами идентификации шин, ввезённых в Российскую Федерацию после 1 ноября 2020 года, но приобретённых до 1
ноября 2020 года, и представляют сведения о маркировке таких шин средствами идентификации в информационную систему мониторинга в соответствии с Правилами, утверждёнными настоящим постановлением.
Согласно названных Правил "маркированные шины" - шины, на которые нанесены средства идентификации с соблюдением требований настоящих Правил и достоверные сведения о которых (в том числе сведения о нанесённых на них средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации) содержатся в информационной системе мониторинга;
"маркировка шин средствами идентификации" - нанесение в соответствии с настоящими Правилами средств идентификации на шины или товарную этикетку или внедрение их в шины;
"средство идентификации шин" - код маркировки в машиночитаемой форме, представленный в виде двухмерного штрихового кода или записанный на радиочастотную метку, формируемый в соответствии с разделом V настоящих Правил, для нанесения на шины или товарную этикетку или внедрения в товар.
В соответствии с пунктом 3 Правил участники оборота шин в Российской Федерации вправе наносить средства идентификации на шины или этикетку шин или внедрять средства идентификации в шины с даты вступления в силу настоящего постановления.
Пунктами 6, 7 Правил установлено, что на территории Российской Федерации ввод в оборот шин без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке шин средствами идентификации, приобретение немаркированных средствами идентификации шин непосредственно у производителей и импортеров, а также вывод из оборота шин, маркированных средствами идентификации, без передачи сведений в информационную систему мониторинга в соответствии с Правилами, утверждёнными настоящим постановлением, допускается до 1 ноября 2020 года.
На территории Российской Федерации оборот и вывод из оборота шин, не маркированных средствами идентификации, допускается до 15 декабря 2020 года.
Пунктом 44 Правил предусмотрено, что средство идентификации наносится на шины или на товарную этикетку шин методом, не допускающим отделения средства идентификации от шин или от товарной этикетки шин без повреждений, либо дополнительно внедряется в шины. Средство идентификации не должно печататься на прозрачной обёрточной плёнке или каком-либо другом внешнем обёрточном материале и перекрываться другой информацией.
Из материалов дела следует, что 3 сентября 2021 года должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области составлен протокол об административном правонарушении N 000268, которым ИП Панюшкин М.И. обвинялся в том, что 29 апреля 2021 года при осуществлении своей деятельности в торговом объекте " "данные изъяты"", расположенном по адресу: "данные изъяты" в нарушение пунктов 7, 44 Правил маркировки шин средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении шин, утверждённых постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2019 года N1958, им допущена реализация видов шин с нарушением порядка нанесения средства идентификации, поскольку что средство идентификации шин - код маркировки в машиночитаемой форме, представленный в виде двухмерного штрихового кода, нанесено на товарную этикетку шин, которая прикреплена к шине с помощью клейкой ленты (скотча).
Рассматривая дело об административном правонарушении судья районного суда пришёл к выводу о том, что средство идентификации шин - код маркировки в машиночитаемой форме, представленный в виде двухмерного штрихового кода, нанесено на товарную этикетку шин, что согласуется с требованием о маркировке товара. Довод должностного лица, изложенный в протоколе о том, что способ нанесения средства идентификации шин допускает его отделение от шин без повреждений, ничем не подтверждён.
С выводом судьи районного суда согласиться нельзя.
При рассмотрении дела судьёй районного суда положения пункта 44 Правил учтены не были.
Правилами определено, что "товарная этикетка" - носитель информации, предназначенный для нанесения информации о товаре, в том числе средства идентификации шины, прикрепляемый непосредственно к шине.
Крепление товарной этикетки, на которой нанесено средство идентификации шин, к шине с помощью клейкой ленты (скотча) допускает отделение товарной этикетки и следовательно средства идентификации шины от самой шины без повреждения, её повторное использование.
Вывод судьи районного суда о наличии оснований для прекращения производства по делу сделан без учёта требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всесторонности, полноте, объективности выяснения обстоятельств каждого дела и разрешении его в соответствии с законом, неправильном применении норм материального права.
Однако в настоящее время исключена возможность возобновления производства по делу, устранения допущенных судьёй Ленинского районного суда г. Оренбурга ошибок путём возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях годичный срок давности привлечения к административной ответственности истёк.
Так, обстоятельства, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении ИП Панюшкина М.И, имели место 29 апреля 2021 года, следовательно, последним днём срока привлечения названного лица к административной ответственности является 28 апреля 2022 года.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 названного кодекса истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу положений указанной нормы и статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, возобновление производства по делу и возвращение его на новое рассмотрение невозможны.
Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения названного кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Ленинского районного суда города Оренбурга от 14 апреля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Панюшкина М.И. подлежит изменению путём указания на прекращение производства по делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, а также исключения указания на прекращение производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В остальной части постановление судьи Ленинского районного суда города Оренбурга от 14 апреля 2022 года подлежит оставлению без изменения.
Означенные изменения не ухудшают положение лица, в отношении которого было прекращено производство по делу об административном правонарушении.
Учитывая невозможность ухудшения положения лица, в отношении которого производство прекращено, оснований для изменения постановления в части разрешения вопроса о судьбе арестованного товара не имеется, поскольку при рассмотрении дела данный вопрос был разрешён, автомобильные шины возвращены ИП Панюшкину М.И.
Следует учесть, что исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 16 июня 2009 года 9-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова", лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Ленинского районного суда города Оренбурга от 14 апреля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Панюшкина Михаила Ивановича, изменить в части основания прекращения производства по делу:
- указать в резолютивной части постановления на прекращение производства по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности;
- исключить из резолютивной части данного судебного акта указание на прекращение производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В остальной части названное постановление оставить без изменения.
Судья О.Р. Новоженина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.