Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сказочкина В.Н, судей Алексеева Д.В, Умбетовой Э.Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Август-инвест", поданную 26 апреля 2023 года, и кассационное представление прокурора Удмуртской Республики, поданное 2 июня 2023 года на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 декабря 2022 года по административному делу N 3а-464/2022 по административному иску ООО "Август-инвест" о признании недействующими отдельных пунктов Перечней объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, на 2022 год, утвержденных постановлениями Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2020 года N 528, от 9 ноября 2021 года N 615.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В. и данные посредством видеоконференц-связи объяснения представителя ООО "Август-инвест" Борисовой Н.А, заключение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, судебная коллегия
установила:
ООО "Август-инвест" обратилось в суд с административным иском о признании недействующими пункта 4900 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2020 года N 528, и пункта 5619 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 9 ноября 2021 года N 615.
В обоснование требований ссылалось на то, что принадлежащее ему нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты", расположенное по адресу: "адрес", не обладает признаками, указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, включение его в указанные Перечни неправомерно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 20 сентября 2022 года административный иск удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 декабря 2022 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска ООО "Август-инвест".
В кассационной жалобе ООО "Август-инвест" выражает несогласие с апелляционным определением, просит его отменить, приводит доводы о том, что без установления фактического использования здания невозможно однозначно определить, что здание является объектом общественного питания и (или) бытового обслуживания; суд апелляционной инстанции допустил возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований, не рассмотрел доказательства, связанные с использованием здания.
В кассационном представлении прокурор Удмуртской Республики просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции, приводит доводы о том, что само по себе расположение объекта недвижимости на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" не может служить основанием для отнесения здания к объектам недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость. Судом апелляционной инстанции не учтено то обстоятельство, что административный истец не пользовался зданием для осуществления предпринимательской деятельности.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалобы, представления, судебная коллегия не нашла оснований, предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации нежилое помещение признается недвижимым имуществом, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости, если представляет собой административно-деловой центр, торговый центр (комплекс), либо если назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которое фактически используются для размещения перечисленных объектов.
При этом вышеназванными объектами признаются те, которые расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает соответствующее размещение объектов, или фактическим использованием нежилого помещения для размещения которых признается использование в этих целях не менее 20 процентов его общей площади (пункты 3, 4, 5 статьи 378.2 НК РФ).
Частью 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
Признавая необоснованными выводы суда первой инстанции, учитывавшего сведения технического паспорта на здание по адресу: "адрес", по состоянию на 13 декабря 2017 года, а также тот факт, что при подготовке проектов постановлений об утверждении Перечней не было проведено обследование здания, суд апелляционной инстанции ввиду имеющих значение для разрешения дела обстоятельств правильно исходил из того, что видом разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание с кадастровым номером "данные изъяты", является: "для эксплуатации и обслуживания кафе", то есть он предусматривает размещение на земельном участке исключительно объектов общественного питания.
Как следует из пункта 2 Положения о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2014 года N 270, его правила не предусматривают обязательного обследования объектов для определения их соответствия необходимым критериям.
При подготовке Перечней учитываются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", сведения о виде фактического использования объектов недвижимости, в отношении которых бюджетным учреждением Удмуртской Республики "Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества" проведена государственная кадастровая оценка, сведения, запрошенные у муниципальных образований (при необходимости), сведения, полученные по запросам посредством межведомственного информационного взаимодействия (при необходимости).
Обследование объектов недвижимости в целях определения вида их фактического использования проводится по заявлениям об определении вида фактического использования объектов недвижимости, поступившим в Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики от собственников (владельцев) объектов недвижимости (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан).
Разрешая спор, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции исходила из совокупности доказательств по делу и правомерно указала на то, что у административного ответчика имелись законные основания для включения нежилого помещения в оспариваемые Перечни.
Выводы суда соответствуют материалам дела, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Август-инвест" и кассационное представление прокурора Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 13 июня 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.