Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Бритвиной Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 28 апреля 2023 года кассационную жалобу Бакиной Т.В. на решение Йошкар-Олинского городского суда от 26 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 24 января 2023 года по административному делу N 2а-5886/2022 по административному исковому заявлению Бакиной Т.В. к УФНС по Республике Марий Эл об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных актов, доводы кассационной жалобы, объяснения Бакиной Т.В, поддержавшей доводы, изложенные в кассационной жалобе, возражения представителя УФНС по Республике Марий Эл - Рябининой Н.А, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ОАО "Йошкар-Олинское проектно-строительное объединение" состояло на учете в УФНС России по Республике Марий Эл. Его директором значился Ломоносов И.К.
В ходе проведенной налоговым органом проверки достоверности сведений о юридическом лице, а именно в ходе обследования места нахождения ОАО "Йошкар-Олинское проектно-строительное объединение" по адресу: Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, Ленинский проспект, д. 58, установлен факт отсутствия ОАО "Йошкар-Олинское проектно-строительное объединение" по указанному адресу.
20 сентября 2017 года налоговым органом в ЕГРЮЛ была внесена запись о недостоверности сведений об адресе ОАО "Йошкар-Олинское проектно-строительное объединение".
Вступившим в законную силу решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 27 декабря 2019 года с ОАО "Йошкар-Олинское проектно-строительное объединение" в пользу Бакиной Т.В. взыскана задолженность по заработной плате в размере 979321, 44 руб, проценты за задержку выплаты заработной платы в размере 352139, 37 руб, компенсация морального вреда в размере 5 000 руб.
28 августа 2020 года директором ОАО "Йошкар-Олинское проектно-строительное объединение" Ломоносовым И.К. в ИФНС по городу Йошкар-Оле представлено заявление по форме Р34001 о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ в отношении ОАО "Йошкар-Олинское проектно-строительное объединение". На основании представленного заявления регистрирующим органом 31 августа 2020 года принято решение о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений.
1 сентября 2020 года внесена запись в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений о Ломоносове И.К. как о руководителе ОАО "Йошкар-Олинское проектно-строительное объединение".
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП от 7 сентября 2020 года возбуждено исполнительное производство N 22271/20/12035-ИП о взыскании с должника ОАО "Йошкар-Олинское проектно-строительное объединение" в пользу взыскателя Бакиной Т.В. денежных средств в размере 1 336460, 88 руб.
3 ноября 2020 года налоговым органом принято решение N 2072 о предстоящем исключении ОАО "Йошкар-Олинское проектно-строительное объединение" из ЕГРЮЛ. Основанием для принятия данного решения послужило наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
Информация о предстоящем исключении ОАО "Йошкар-Олинское проектно-строительное объединение" из ЕГРЮЛ была опубликована в журнале "Вестник государственной регистрации" N 44 (811) от 5 ноября 2020 года.
12 января 2021 года Бакиной Т.В. представлены возражения на решение регистрирующего органа о предстоящем исключении ОАО "Йошкар-Олинское проектно-строительное объединение" из ЕГРЮЛ в связи с наличием у ОАО "Йошкар-Олинское проектно-строительное объединение" задолженности и наличием возбужденных исполнительных производств.
13 января 2021 года в ЕГРЮЛ внесена запись о предоставлении заявления лицом, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ. На основании решения N 2072П от 18 января 2021 года налоговым органом прекращена процедура исключения ОАО "Йошкар-Олинское проектно-строительное объединение" из ЕГРЮЛ.
По истечении 12 месяцев УФНС России по Республике Марий Эл повторно инициировало процедуру исключения ОАО "Йошкар-Олинское проектно-строительное объединение" из ЕГРЮЛ и 14 февраля 2022 года УФНС России по Республике Марий Эл принято решение N 291 о предстоящем исключении юридического лица ОАО "Йошкар-Олинское проектно-строительное объединение" из ЕГРЮЛ в связи с наличием записи о недостоверности сведений о юридическом лице. Решение от 14 февраля 2022 года N 291 опубликовано 16 февраля 2022 года в журнале "Вестник государственной регистрации" N 6 (876), часть 2.
6 июня 2022 года УФНС России по Республике Марий Эл в ЕГРЮЛ внесена запись об исключении ОАО "Йошкар-Олинское проектно-строительное объединение" из ЕГРЮЛ.
На основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Республике Марий Эл от 23 июня 2022 года исполнительное производство N 22271/20/12035-ИП от 7 сентября 2020 года прекращено на основании пункта 7 части 2 статьи 43 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в связи с внесения записи об исключении юридического лица (взыскателя-организации или должника-организации) из ЕГРЮЛ.
Бакина Т.В. обратилась в суд с настоящим административным иском, просила признать незаконным решение (действие) УФНС России по Республике Марий Эл, выразившееся в исключении ОАО "Йошкар-Олинское проектно-строительное объединение" из ЕГРЮЛ в связи с наличием недостоверных сведений; возложить на УФНС России по Республике Марий Эл обязанность - исключить запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ОАО "Йошкар-Олинское проектно-строительное объединение" из ЕГРЮЛ.
Решением Йошкар-Олинского городского суда от 26 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 24 января 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Бакина Т.В. в кассационной жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. Указывает, что юридическое лицо на момент исключения из ЕГРЮЛ являлось действующим. Считает, что судебные инстанции формально применили положения статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", то есть без проверки ее доводов о наличии в собственности ОАО "Йошкар-Олинское проектно-строительное объединение" недвижимого имущества.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций были допущены.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц, а также с ведением в том числе ЕГРЮЛ, регулирует Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), которым установлено, что государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (далее - регистрирующий орган, статьи 1 и 2).
Таким уполномоченным органом является Федеральная налоговая служба (ФНС России) (абзац второй пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506).
Статьей 5 Федерального закона N 129-ФЗ устанавливается перечень сведений и документов, которые должны содержаться в ЕГРЮЛ о юридическом лице, в том числе способ прекращения юридического лица, в частности, путем исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа (подпункт "и" пункта 1).
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что условия и порядок принятия оспариваемого решения были соблюдены, Бакина Т.В. не направила свои возражения в УФНС России по Республики Марий ЭЛ в течение трех месяцев после публикации 16 февраля 2022 года в журнале "Вестник государственной регистрации" N 6 (876) о предстоящем исключении юридического лица ОАО "Йошкар-Олинское проектно-строительное объединение" из ЕГРЮЛ.
Также суд указал, что Бакиной Т.В. подано заявление в Арбитражный суд Республики Марий ЭЛ с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право, в соответствии с пунктом 52 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Между тем судом оставлены без внимания правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в Обзоре судебной практики N 2 (2021), утвержденном Президиумом 30 июня 2021 года.
Согласно пункту 1 статьи 642 ГК РФ, пунктам 1 и 2 статьи 211 Закона N 129-ФЗ регистрирующии? орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц при наличии одновременно всех признаков недеи?ствующего юридического лица, к которым отнесены: непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством России?скои? Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операции? хотя бы по одному банковскому счету; такое юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность и может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном указанным федеральным законом.
Согласно подпункту "б" пункта 5 статьи 211 Закона N 129-ФЗ данныи? порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случае наличия в названном реестре сведении?, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такои? записи. Таким образом, в силу деи?ствующего правового регулирования юридическое лицо, в отношении которого в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведении? об адресе, фактически ликвидируется как недеи?ствующее юридическое лицо.
Исключение недеи?ствующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 642 ГК РФ).
Решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ должно приниматься с учетом предусмотренных в пунктах 3 и 4 статьи 211 Закона N 129-ФЗ гарантии?, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением. Так, решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственнои? регистрации юридического лица, в течение трех днеи? с момента принятия такого решения; одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлении? недеи?ствующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недеи?ствующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления; заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении; в случае направления заявлении? решение об исключении недеи?ствующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ исключение недеи?ствующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются этим актом, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Из системного толкования указанных выше правовых норм следует, что наличие предусмотренных в статье 211 Закона N 129-ФЗ условии? для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ само по себе не может являться безусловным основанием для принятия такого решения, которое может быть принято только при фактическом прекращении деятельности хозяи?ствующего субъекта.
В ходе рассмотрения административного дела Бакина Т.В. заявляла, что до прекращения исполнительного производства в связи с исключением должника из ЕГРЮЛ она ежемесячно получала во исполнение судебного решения суммы, удерживаемые судебными приставами-исполнителями у должника.
Между тем данному обстоятельству, которое могло бы свидетельствовать о сохранении деятельности хозяи?ствующего субъекта, фактически оценка не дана. Суд лишь констатировал факт не обращения кредитора с заявлением о возражении относительно прекращения деятельности должника.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным. Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (постановления от 12 июля 2007 года N 10-П, от 13 декабря 2016 года N 28-П, от 10 марта 2017 года N 6-П, от 11 февраля 2019 года N 9-П).
В соответствии с пунктом 7 статьи 6 и части 1 статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда. Данный принцип выражается в том числе в принятии судом предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела (часть 2 статьи 14, часть 1 статьи 63, части 8 и 12 статьи 226).
Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" указал, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Учитывая, что оспариваемые судебные акты не отвечают приведенным требованиям, решение суда первой инстанции и апелляционное определение подлежат отмене, а административное дело направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное и принять решение в строгом соответствии с требованиями материального и процессуального закона.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 26 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 24 января 2023 года отменить.
Направить административное дело в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл на новое рассмотрение.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 13 июня 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.