Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 18 апреля 2023 года кассационную жалобу Ахмеровой Венеры Владимировны на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 13 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 29 ноября 2022 года по административному делу N 2а-3268/2022 по административному исковому заявлению Ахмеровой В.В. об оспаривании постановлений исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан об изъятии земельных участков для муниципальных нужд.
Заслушав доклад судьи Фахрутдинова И.И, объяснения представителя Ахмеровой В.В. по доверенности Галимова Р.М, поддержавшего кассационную жалобу, представителя Комитета земельно- имущественных отношений и градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан по доверенности Зигангирова Л.И, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ахмерова В.В. (далее - административный истец) обратилась в суд с административным иском об оспаривании постановлений исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (далее - административный ответчик, Исполнительный комитет) об изъятии земельных участков для муниципальных нужд.
В обоснование заявленных требований указано, что Исполнительным комитетом вынесены постановление от 26 мая 2020 года N 673 об изъятии у Мухаметшиной Ф.А. земельного участка площадью 626 кв.м с кадастровым номером 16:45:000000:5458, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Альметьевск, садовое общество "Елховец", земельный участок 35, и постановление от 26 мая 2020 года N 674 об изъятии у Мухаметшиной Ф.А. земельного участка площадью 626 кв.м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
3 ноября 2021 года между Мухаметшиной Ф.А. и Ахмеровой В.В. заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N.
9 декабря 2021 года между Мухаметшиной Ф.А. и Ахмеровой В.В. заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N.
15 декабря 2021 года зарегистрировано право административного истца на земельные участки.
Административный истец, полагая, что оспариваемыми решениями органа муниципальной власти нарушены её права, поскольку она безосновательно лишена принадлежащего ей на праве собственности земельного участка, просила суд признать незаконными вышеназванные постановления исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан.
Решением Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 13 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 29 ноября 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, Ахмерова В.В, выражая несогласие с состоявшимися по делу судебными актами, просит отменить их ввиду несоответствия выводов судов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильного применения норм материального права, нарушения норм процессуального права и принять по делу новое решение об удовлетворении ее административных исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы ее подателем указаны ранее приведенные в административном исковом заявлении и апелляционной жалобе обстоятельства, а также довод о том, что суды при вынесении решений не учли несоблюдение административным ответчиком требований статьи 49 и 56 Земельного кодекса Российской Федерации, что заключало в недоказанности невозможности осуществления строительства объекта недвижимости в ином месте, а также соблюдения процедуры уведомления административного истца о предстоящем изъятии.
Также, автор кассационной жалобы повторно утверждает о несоблюдении органом местного самоуправления сроков для изъятия спорных земельных участков для муниципальных нужд. Стоимость земельного участка была определена на основании некорректных сведений о виде разрешенного использования, что повлекло снижение ее стоимости. помимо этого, административный ответчик не доказал наличие у него денежных средств для выкупа. Данные обстоятельства, по мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанций учтены не были, что повлекло судебные ошибки.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, выслушав явившихся участников, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Ахмерова В.В. с 15 декабря 2021 года является собственником земельного участка площадью 626 кв.м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", и земельного участка площадью 626 кв.м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Ранее земельные участки принадлежали на праве собственности Мухаметшиной Ф.А, которая реализовала их по договору купли - продажи от 3 ноября 2021 года, 9 декабря 2021 года Ахмеровой В.В.
26 мая 2020 года Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан вынесены постановления от 26 мая 2020 года N 673, 674 об изъятии у Мухаметшиной Ф.А. для муниципальных нужд в целях строительства дошкольной образовательной организации на 220 мест в микрорайоне "Алсу" вышеуказанных земельных участков.
Письмом Палаты земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 26 мая 2020 года Мухаметшиной Ф.А. направлены копии постановлений исполнительного комитета муниципального образования Альметьевского муниципального района Республики Татарстан об изъятии спорных земельных участков.
Административным ответчиком подготовлены проекты соглашений об изъятии указанных земельных участков.
30 июня 2021 года Мухаметшина Ф.М. обратилась в Комитет земельных и имущественных отношений и градостроительной деятельности с заявлением об аннулировании ранее подписанного ею соглашения о мене земельных участков с кадастровыми номерами N и N в связи с желанием получить денежную выплату.
Письмом Палаты земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 3 августа 2020 года Мухаметшиной Ф.А. для подписания направлены проекты соглашений об изъятии земельных участков для муниципальных нужд.
Адресованным в Палату земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан заявлением от 7 сентября 2020 года Мухметшина Ф.А. отказалась от подписания соглашений об изъятии земельных участков для муниципальных нужд в связи с несогласием со стоимостью земельных участков.
Разрешая заявленные требования и принимая решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемые постановления исполнительного комитета соответствуют закону и не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца. Сделаны выводы о том, что решение об изъятии земельных участков принято органом местного самоуправления в соответствии с требованиями законодательства, предусматривающего порядок, основания и процедуру такого изъятия, в рамках проекта планировки территории, путем проведения публичных слушаний и в пределах предоставленных органу местного самоуправления полномочий; совокупность предоставленных административным ответчиком доказательств свидетельствует о наличии публичного интереса в изъятии земельных участков.
Суд апелляционной инстанции, отвергая доводы апелляционной жалобы Ахмеровой В.В, согласился с выводами суда первой инстанции, указал, что суд верно заключил, что оспариваемые постановления приняты уполномоченным органам в установленном законом порядке в целях реализации постановления исполнительного комитета муниципального образования "Альметьевский муниципальный район" от 26 декабря 2007 года "Об утверждении проектов планировок микрорайонов" утверждены проекты планировок микрорайонов "Юго-восточный", "Алсу", "Яшьлек" и "Западные ворота", в редакции постановления исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 24 апреля 2020 года.
Суд апелляционной инстанции, установив, что изъятие земельных участков необходимо для муниципальных нужд для целей строительства дошкольного образовательного учреждения, указал на правильность решения суда первой инстанции, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, считая их обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, оно производится в частности для государственных и муниципальных нужд.
В силу пункта 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: 1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; 2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; 3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком (пункт 2 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:
1) выполнением международных договоров Российской Федерации;
2) строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов;
3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
Статьей 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации определены органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 3 статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
В пункте 3 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, получили надлежащую оценку в судебных актах судов первой и апелляционной инстанций посредством исследования собранных по делу доказательств в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вопреки доводам жалобы, суды, установив, что изъятие спорных земельных участков необходимо для муниципальных нужд и реализации документов территориального планирования, предполагающих, в том числе, строительства дошкольного образовательного учреждения, что невозможно без изъятия спорных земельных участков, обоснованно отказали в удовлетворении требований административного истца.
Аргументы административного истца об истечении предусмотренных пунктом 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 2 августа 2019 года, сроков на изъятие земельного участка для муниципальных нужд, обоснованно отвергнуты судом апелляционной инстанции со ссылкой на положения упомянутого Кодекса.
Как следует из материалов дела, проект планировки территории микрорайона "Алсу" города Альметьевска, утвержденный постановлением исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 26 декабря 2007 года "Об утверждении проектов планировок микрорайонов" размещение на земельных участках с кадастровыми номерами N и N объектов местного значения не предусматривал.
Соответственно вопрос об их изъятии не возникал и органом местного самоуправления в установленный законом трехлетний срок не обсуждался. Изъятие указанных земельных участков предусмотрено лишь проектом планировки территории микрорайона "Алсу" после утверждения проектной документации по внесению в него изменений постановлением исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 24 апреля 2020 года. Тем самым установленный законом шестилетний срок для принятия решения об изъятии земельных участков для муниципальных нужд административным ответчиком нарушен не был.
Таким образом, материалами административного дела не подтверждено наличие одновременно двух условий: незаконности принятого органом местного самоуправления решения и реального нарушения при этом прав заявителя, являющихся основанием для удовлетворения заявленных требований о признании оспариваемого предписания незаконным, как это предусмотрено пунктом 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы, в большинстве своем повторяющие доводы административного иска и апелляционной жалобы, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с ними, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
Вопросы о стоимости земельных участков и наличии у органа местного самоуправления денежных средств для их выкупа, которые поставлены в кассационной жалобе административного истца, не могут быть приняты во внимание, поскольку не соотносятся с предметом административного спора, а именно постановлениями органа местного самоуправления, не содержащими указания на стоимость земельных участков и порядка оплаты.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемые судебные акты приняты судами обеих инстанций обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 13 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 29 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ахмеровой В.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 8 июня 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.