Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 18 мая 2023 года кассационную жалобу МКУ "Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 25 апреля 2023 года по административному делу N 2-8928/2022 по административному исковому заявлению Хисматуллиной Зухры Минегазизовны к МКУ "Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" о признании незаконным распоряжения об отказе в перерегистрации и постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
Заслушав доклад председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, выслушав в ее поддержку объяснения представителя МКУ "Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" по доверенности Нигматуллиной А.А, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
7 мая 2019 года Хисматуллина З.М. (далее - административный истец) обратилась в МКУ "Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее - Администрация, административный ответчик) с заявлением о постановке ее с семьей в составе двух человек на учет с целью улучшения жилищных условий в системе социальной ипотеки.
Согласно выписке из распоряжения главы администрации Советского района "О постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и внесении изменений в учетные дела очередников, состоящих на учете в системе социальной ипотеки" от 30 мая 2019 года N 1076р, Хисматуллина З.М. семьей в составе двух человек, в том числе ее сын Ашрафзянов И.М, приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по социальной ипотеке.
8 августа 2019 года между специализированной некоммерческой организацией ? НО "Государственный жилищный фонд при Президенте, Республики Татарстан" и Хисматуллиной З.М, Ашрафзяновым И.М. был заключен договор социальной ипотеки N (договор участия гражданина в "выборе будущей собственной квартиры" с целью получения права её использования и паенакопления в целях получения в собственность).
22 июня 2021 года на основании представленных документов и материалов общественной жилищной комиссии (протокол от 18 июня 2021 года N 49) главой администрации Советского района Исполнительного комитета г. Казани было вынесено распоряжение N 1405р об отказе в перерегистрации Хисматуллиной З.М. и ее сына на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании пункта 18 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан. По причине совокупного уровня обеспеченности общей площадью на одного члена семьи 18, 36 кв.м Хисматуллина З.М. была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
Утверждая о незаконности названного распоряжения, административный истец обратилась в суд с административным исковым заявлением.
Решением Советского районного суда г. Казани от 1 ноября 2021 года, оставленным апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 17 марта 2022 года без изменения, в удовлетворении иска Хисматуллиной З.М. отказано.
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 28 июля 2022 года названные судебные акты отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Советского районного суда г. Казани от 13 декабря 2022 года административные исковые требования Хисматуллиной З.М. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 25 апреля 2023 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение, которым административные исковые требования удовлетворены; признано незаконным распоряжение главы администрации Советского района ИКМО г. Казани от 22 июня 2021 года N 1405р в части отказа Хисматуллиной З.М. в перерегистрации на основании пункта 18 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условии в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан и снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. На муниципальное казенное учреждение "Администрация Советского района исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" возложена обязанность по повторному рассмотрению вопроса о перерегистрации Хисматуллиной З.М. и Ашрафзянова И.М. в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан.
В кассационной жалобе представитель административного ответчика просит отменить судебный акт суда апелляционной инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права и оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование поданной кассационной жалобы ее автор утверждает, что ранее кассационный суд общей юрисдикции 28 июля 2022 года констатировал правомерность оспариваемого постановления Администрации. Кроме этого, заявитель считает, что административным истцом не представлено достоверных доказательств того, что жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" является непригодным для проживания, соответствующее заключение жилищной комиссии не представлено.
Лица, участвующие в деле извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение кассационной жалобы в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции по настоящему административному делу не допущено.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи административного истца на момент перерегистрации составлял 18, 36 кв.м, что более учетной нормы, установленной пунктом 3 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля 2005 года N 190, а потому оснований для признания незаконным оспариваемого распоряжения в перерегистрации и постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не имеется.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об удовлетворении административного искового заявления, суд апелляционной инстанции констатировал, что административный ответчик не установил, имеется ли у Хисматуллиной З.М. возможность пользоваться жилыми помещениями жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", с учетом доводов о ветхости указанного жилого дома и его непригодности для проживания. Доводов, опровергающих заявление Хисматуллиной З.М. о непригодности жилого дома для проживания и о невозможности вселения в него, МКУ "Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" в ходе судебного разбирательства не представило.
Судебная коллегия находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, основанными на применимых нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Так, в силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 данного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В силу части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Таким образом, для постановки граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда необходимо установить, относятся ли граждане к категории лиц, указанных в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть к категории малоимущих, и могут ли данные лица быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, указанным в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С целью реализации конституционного права граждан на жилище, объединения усилий государственных органов, органов местного самоуправления и организаций всех форм собственности по развитию жилищного строительства и формирование рынка доступного жилья в Республике Татарстан, Государственным Советом Республики Татарстан принят Закон Республики Татарстан "О государственной поддержке развития жилищного строительства Республики Татарстан" от 27 декабря 2004 года N 69-ЗРТ.
В целях реализации Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан", создания единой системы учета для приобретения жилых помещений по социальной ипотеке Кабинетом Министров Республики Татарстан утверждены Правила и порядок постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан от 15 апреля 2005 года N 190.
Согласно пункту 3 Правил норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки устанавливается в размере менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи.
Основаниями постановки на учет семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, являются, в том числе совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи в объектах жилищных прав менее нормы постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, определенной пунктом 3 настоящих Правил и порядка.
Реализация подпрограммы "Социальное жилье" предусматривает предоставление жилья по договору социального найма гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с действующим законодательством.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 8 Обзора практики рассмотрения судами в 2013 - 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2015 года, приобретение гражданином, состоящим на учете, права собственности на жилое помещение, признанное в установленном порядке непригодным для проживания, не свидетельствует об улучшении его жилищных условий и не может являться основанием для снятия его с учета.
Принимая во внимание указанные выше требования закона, а также правовую позицию Пленума Верховного Суда Российской Федерации, установив, что при принятии оспариваемого постановления об отказе в перерегистрации административного истца и члена ее семьи на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий Администрация не проверила надлежащим образом факт пригодности к проживанию жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", в котором имеется доля в праве Хисматуллиной З.М, то есть не установилаюридически значимые обстоятельства и тем самым не подтвердила законность и обоснованность принятого им решения, суд апелляционной инстанции обоснованно отменив решение суда первой инстанции, постановив новое решение об удовлетворении административного искового заявления, возложил на Администрацию обязанность проверив указанные факты, повторно рассмотреть вопрос о перерегистрации Хисматуллиной З.М. и Ашрафзянова И.М. в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан.
Вопреки доводам кассационной жалобы о том, что административный истец должен был представить доказательства непригодности к проживанию спорного жилого дома, судебная коллегия отмечает, что по смыслу требований Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, установление утраты гражданином оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, относится к компетенции уполномоченного органа, а не самого гражданина. Следовательно, установив лишь на основании правоподтверждающих документов увеличение у гражданина размера общей площади жилого помещения, уполномоченный орган должен проверить действительно ли являются эти помещения пригодными к проживанию по их техническому состоянию. Поскольку только после этого можно констатировать изменение жилищных условий гражданина, постановленного на учет.
По данному административному делу приведенная обязанность административным ответчиком выполнена не была, что явилось правомерным основанием для принятия судом апелляционной инстанции обжалуемого судебного акта.
Также, судебная коллегия отмечает, что аргументы кассатора о том, что ранее Шестой кассационный суд общей юрисдикции указывал в кассационном определении от 28 июля 2022 года о правомерности оспариваемого постановления, являются необоснованными, поскольку таких суждений в этом судебном акте не содержится.
Таким образом, судебный акт суда апелляционной инстанции следует признать законным и обоснованным, а кассационную жалобу - не содержащей оснований для его отмены или изменения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 25 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу МКУ "Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 19 июня 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.