Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 28 марта 2023 года кассационную жалобу Нуровой Зифы Енсеповны на решение Александровского районного суда Оренбургской области от 13 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 26 января 2023 года по административному делу N 2-256/2022 по административному исковому заявлению прокурора Александровского района Оренбургской области к Совету депутатов муниципального образования Романовский сельсовет Александровского района Оренбургской области, председателю Совета депутатов муниципального образования Романовский сельсовет Александровского района Оренбургской области Богданову Владимиру Николаевичу, Нуровой Зифе Енсеповне об установлении наличия конфликта интересов, о признании незаконным бездействия главы муниципального образования Романовский сельсовет Александровского района Оренбургской области Нуровой З.Е. об установлении наличия конфликта интересов, о признании незаконным бездействия по непринятию мер по урегулированию и предотвращению конфликта интересов, возникшего в связи с заключением муниципальных контрактов, о признании незаконным решения Совета депутатов муниципального образования муниципального образования Романовский сельсовет Александровского района Оренбургской области от 28 июня 2022 года N 67, о признании незаконным бездействия Совета депутатов муниципального образования Романовский сельсовет Александровского района Оренбургской области, выразившегося в нерассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Романовского сельсовета Александровского района, возложении обязанности рассмотреть вопрос об изменении основания досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования Романовский сельсовет Александровского района Оренбургской области Нуровой З.Е.
Заслушав доклад судьи Бритвиной Н.С, изложившей обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу, доводы кассационной жалобы, выслушав в её поддержку объяснения представителя заинтересованного лица ИП Прохорова В.П. - Долгополова Н.Е, возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Мигунова В.Ю, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Александровского района Оренбургской области (далее также - административный истец, прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением (с учётом уточнения) к Совету депутатов муниципального образования Романовский сельсовет Александровского района Оренбургской области (далее также - административный ответчик, Совет депутатов), председателю Совета депутатов муниципального образования Романовский сельсовет Александровского района Оренбургской области Богданову В.Н, Нуровой З.Е. об установлении наличия конфликта интересов, о признании незаконным бездействия главы муниципального образования Романовский сельсовет Александровского района Оренбургской области Нуровой З.Е. (далее - глава муниципального образования Нурова З.Е.) об установлении наличия конфликта интересов, о признании незаконным бездействия по непринятию мер по урегулированию и предотвращению конфликта интересов, возникшего в связи с заключением муниципальных контрактов, о признании незаконным решения Совета депутатов муниципального образования муниципального образования Романовский сельсовет Александровского района Оренбургской области от 28 июня 2022 года N 67, о признании незаконным бездействия Совета депутатов муниципального образования Романовский сельсовет Александровского района Оренбургской области, выразившегося в нерассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Романовского сельсовета Александровского района, возложении обязанности рассмотреть вопрос об изменении основания досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования Романовский сельсовет Александровского района Оренбургской области Нуровой З.Е.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что в ходе проверки соблюдения администрацией муниципального образования Романовский сельсовет Александровского района Оренбургской области законодательства о противодействии коррупции и муниципальной службе прокуратурой установлено, что глава муниципального образования Нурова З.Е. на протяжении 2019-2022 годов заключала договоры по благоустройству населенных пунктов, уборке и вывозу снега и мусора, очистке проезжей части улиц с индивидуальным предпринимателем Прохоровым В.П. (далее - ИП Прохоров В.П.), с которым проживала одной семьей с 2014 года, вела общее домашнее хозяйство, имела общий семейный бюджет, совместное имущество, что свидетельствует о наличии у Нуровой З.Е. личной заинтересованности в получении доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ).
В связи с выявленными нарушениями 23 декабря 2022 года прокуратурой в адрес Совета депутатов внесено представление, которое последним рассмотрено 17 января 2022 года на заседании Совета депутатов и направлено в Комитет по профилактике коррупционных правонарушений Оренбургской области.
11 июля 2022 года в прокуратуру поступило письмо Совета депутатов от 13 мая 2022 года и выписка из протокола заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих муниципальные должности Оренбургской области, об отсутствии признаков нарушения лицом, замещающим муниципальную должность, требований к служебному поведению, в связи с чем Совет депутатов принял решение от 28 июня 2022 года N 67 о принятии к сведению вышеуказанного решения комиссии.
Полагая, что факт наличия конфликта интересов установлен, меры по его предотвращению или урегулированию главой муниципального образования не приняты, Советом депутатов допущено бездействие, выразившееся в неисполнении требований о досрочном прекращении полномочий Нуровой З.Е. в связи с утратой доверия, а Комитетом по профилактике коррупционных нарушений Оренбургской области не дана должная оценка доводам, изложенным прокурором района в представлении от 23 декабря 2021 года, прокурор просил суд:
- установить наличие конфликта интересов между главой муниципального образования Нуровой З.Е, являющейся руководителем заказчика, и ИП Прохоровым В.П, являющимся участником закупки и подрядчиком, при заключении на протяжении 2019 - 2022 годов договоров на благоустройство территории населенных пунктов муниципального образования Романовский сельсовет Александровского района Оренбургской области;
- признать незаконным бездействие главы муниципального образования Нуровой З.Е. по непринятию мер по урегулированию и предотвращению конфликта интересов, возникшего в связи с заключением муниципальных контрактов с ИП Прохоровым В.П.;
- признать незаконным решение Совета депутатов от 28 июня 2022 года N 67;
- признать незаконным бездействие Совета депутатов, выразившееся в нерассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Нуровой З.Е. в соответствии с требованиями части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), части 4.1 статьи 36 и пункта 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), в связи с неисполнением обязанности по сообщению о возникшем у неё конфликте интересов, а также в связи с непринятием мер по его предотвращению и урегулированию;
- обязать Совет депутатов рассмотреть в срок не позднее 20 дней со дня вступления решения суда в законную силу вопрос об изменении основания досрочного прекращения с 1 августа 2022 года полномочий главы муниципального образования Нуровой З.Е. на досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования Нуровой З.Е. в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, которые установлены статьями 10, 11, частью 1 статьи 13.1 Федерального закона N 273-ФЗ, части 4.1 статьи 36 и пункта 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона N 131-ФЗ.
Решением Александровского районного суда Оренбургской области от 13 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда 26 января 2023 года, административное исковое заявление прокурора удовлетворено.
В кассационной жалобе Нурова З.Е. ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных с нарушением норм материального и процессуального права, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование доводов кассационной жалобы её заявитель указывает на то, что в компетенцию Совета депутатов не входит рассмотрение вопроса об изменении основания увольнения. Более того, законодательством не предусмотрен такой способ защиты нарушенного права, как возложение обязанности рассмотреть вопрос об изменении основания увольнения главы муниципального образования, с учётом того, что увольнение уже состоялось. Кроме того, увольнению муниципального служащего по такому основанию как утрата доверия предшествует рассмотрение обстоятельств дела в Комитете по профилактике коррупционных правонарушений в Оренбургской области, которым установлено отсутствие в действия Нуровой З.Е. каких-либо нарушений, и у Совета депутатов отсутствовали основания не принимать к сведению данное решение комитета.
Административный истец в жалобе обращает внимание на то, что в соответствии с требования Федерального закона N 131-ФЗ прокурор не относится к числу лиц, имеющих право обратится с инициативой об удалении в отставку главы муниципального образования.
По мнению кассатора, материалы дела не содержат доказательства, подтверждающие факт наличия личной заинтересованности Нуровой З.Е.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ИП Прохорова В.П. - Долгополов Н.Е. доводы Нуровой З.Е, изложенные в кассационной жалобе, поддержал в полном объеме, прокурор в удовлетворении кассационной жалобы просил отказать, судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещённые о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение кассационной жалобы в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, мнение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера судами при рассмотрении настоящего административного дела и принятии обжалуемых судебных актов не допущено.
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ). Одной из важнейших мер по противодействию коррупции является недопущение конфликта интересов на муниципальной гражданской службе.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью, указанной в части 1 данной статьи понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 данной статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих.
Согласно статье 11 Федерального закона N 273-ФЗ лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
В силу части 4.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены, в том числе Федеральным законом N 273-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона N 131-ФЗ одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку является несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 23 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Пунктом 1 части 1 статьи 13.1 Федерального закона N 273-ФЗ определено, что лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.
Данным нормам корреспондируют положения частей 1, 2, 2.1, 2.3 статьи 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 25-ФЗ).
В соответствии с частью 2.3 статьи 14.1 Федерального закона N 25-ФЗ непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Согласно части 1 статьи 27.1 Федерального закона N 25-ФЗ за несоблюдение муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания предусмотренные статьей 27 Федерального закона N 25-ФЗ, в частности, в виде увольнения.
Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 Федерального закона N 25-ФЗ (часть 2 статьи 27.1 Федерального закона N 25-ФЗ).
В силу пункта 10 статьи 25 Устава муниципального района Романовский сельсовет Оренбургской области (далее - Устав) глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Устава предусмотрено, что полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, на основании решений Совета депутатов от 30 октября 2015 года N 08, от 18 ноября 2020 года N 06 Нурова З.Е. избрана главой муниципального образования Романовский сельсовет и согласно распоряжениям администрации от 30 октября 2015 года N19-р/л и от 19 ноября 2020 года N 18-р приступила к исполнению обязанностей главы муниципального образования Романовский сельсовет Оренбургской области.
В период с 2019 по 2022 года между администрацией муниципального образования Романовский сельсовет в лице главы администрации Нуровой З.Е. и ИП Прохоровым В.П. заключены договоры на выполнение работ на территории Романовского сельсовета Александровского района Оренбургской области на: благоустройство населенных пунктов, уборку и вывоз снега и мусора, очистку проезжей части улиц и т.д.: в 2019 году - 4 договора на общую сумму 247 500 руб.; в 2020 году - 6 договоров на общую сумму 384 000 руб, в 2021 году - 4 договора на общую сумму 690 000 руб.; в 2022 году - 5 договоров на общую сумму 738 500 руб, по фактам выполнения работ составлены соответствующие акты выполненных и принятых работ, подписанные главой муниципального образования Нуровой З.Е.
В рамках исполнения договоров на расчётный счёт ИП Прохорова В.П. из средств бюджета муниципального образования в соответствии с платежными поручениями перечислены денежные средства в размере, установленном в договорах.
По результатам проведённой прокуратурой Александровского района Оренбургской области проверки соблюдения администрацией муниципального образования Романовский сельсовет требований законодательства в сфере противодействия коррупции, о муниципальной службе, в действиях Нуровой З.Е. выявлены нарушения действующего законодательства, а именно наличие её личной заинтересованности в получении доходов в виде денег, иного имущества, результата выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ), в связи с заключением договоров с ИП Прохоровым В.П, с которым проживает одной семьей с 2014 года по одному адресу, ведёт с ним совместное домашнее хозяйство, имеет общий семейный бюджет, общее имущество.
Прокуратурой по факту выявленных нарушений в адрес Совета депутатов внесено представление от 23 декабря 2021 года N 07-02-2021 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.
17 января 2022 года Совет депутатов принял решение N 55 "О рассмотрении представления прокуратуры Александровского района", из которого следует, что представление прокуратуры принято к сведению и направлено Губернатору Оренбургской области через Комитет по профилактике коррупционных правонарушений Оренбургской области с целью рассмотрения на комиссии по соблюдению требований к служебному (должностному) лиц, замещающих муниципальные должности Оренбургской области, и урегулированию конфликта интересов.
18 марта 2022 года Комитетом по профилактике коррупционных правонарушений Оренбургской области подготовлен доклад, в соответствии с которым комитет предложил признать, что при исполнении должностных обязанностей лицом, замещающим муниципальную должность Оренбургской области, главой муниципального образования Нуровой З.Е. личная заинтересованность не приводит к конфликту интересов.
22 марта 2022 года названный доклад направлен Губернатору Оренбургской области Паслеру Д.В. и 25 марта 2022 года - в Комиссию по соблюдению требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих муниципальные должности Оренбургской области, и урегулированию конфликта интересов, утвержденную указом Губернатора Оренбургской области от 19 февраля 2018 года N 84-ук, для принятия решения.
Из протокола заседания вышеуказанной комиссии от 6 апреля 2022 года следует, что комиссия не усмотрела признаков нарушения лицом, замещающим муниципальную должность Оренбургской области, требований к служебному (должностному) поведению.
28 июня 2022 года Советом депутатов по итогам рассмотрения выписки из протокола заседания комиссии по соблюдению требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих муниципальные должности Оренбургской области, и урегулированию конфликта интересов от 6 апреля 2022 года, принято решение N 67 о принятии её к сведению.
11 июля 2022 года Совет депутатов уведомил прокуратуру Александровского района Оренбургской области о принятом решении.
29 июля 2022 года глава муниципального образования Нурова З.Е. направила председателю Совета депутатов уведомление об отставке по собственному желанию.
Решением Совета депутатов от 3 августа 2022 года N 69 "О досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Романовский сельсовет" отставка по собственному желанию главы муниципального образования Нуровой З.Е. принята, полномочия прекращены досрочно 1 августа 2022 года.
Разрешая административный спор и принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона N 131-ФЗ, Федерального закона N 273-ФЗ, оценив представленные сторонами по делу доказательства, пришёл к выводу о том, что на Нурову З.Е, замещающую должность главы администрации, в силу требований Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" распространялись обязанности, запреты и ограничения, предусмотренные законодательством о муниципальной службе н противодействии коррупции, в том числе о принятии мер по предотвращении конфликта интересов. При заключении договоров главой муниципального образования Нуровой З.Е. с ИП Прохоровым В.П. имел место конфликт интересов; в связи с нарушением главой муниципального образования законодательства о противодействии коррупции прекращения её полномочий в связи с утратой доверия является безальтернативным последствием; бездействие Совета депутатов, выраженное в нерассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования в связи с неисполнением обязанности по сообщению о возникшем у неё конфликте интересов, а также в связи с непринятием мер по его предотвращению и урегулированию является незаконным и нарушающим права неопределенного круга лиц на осуществление местного самоуправления через выборные органы местного самоуправления.
Удовлетворяя требования прокурора в части возложения на Совет депутатов обязанности рассмотреть вопрос об изменении основания досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования на досрочное прекращение полномочий в связи с утратой доверия, суд первой инстанции исходил из того, что на момент принятия решения Советом депутатов о прекращении полномочий Нуровой З.Е. по собственному желанию, Совету депутатов было известно о непринятии главой муниципального образования мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интерес, стороной которого она являлась, в связи с чем пришёл к обоснованному выводу о том, что принятое Советом депутатов решение от 3 августа 2022 года N 69 о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования в связи с отставкой по собственному желанию является незаконным, Совету депутатов надлежало принять решение о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования в связи с утратой доверия за неисполнение обязанности по сообщению о возникшем у неё конфликте интересов, а также в связи с непринятием мер по его предотвращению или урегулированию.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов судов первой и апелляционной инстанций не имеется, они исчерпывающе мотивированы, основаны на обстоятельствах, установленных судами по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, и не противоречат нормам закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что правом на обращение в суд с данным требованием прокурор не наделен, отклоняются судебной коллегией в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
При реализации своих полномочий прокурор вправе проверить исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 названного Федерального закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22).
Пунктом 2 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 29 августа 2014 года N 454 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции" (утратившего силу 10 октября 2022 года) на прокуроров возложена обязанность систематически проводить в поднадзорных органах проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции, о государственной и муниципальной службе, в части соблюдения установленных обязанностей, запретов и ограничений. уделяя особое внимание исполнению требований законодательства о предоставлении служащими и иными лицами, на которых возложена эта обязанность, достоверных и полных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
Право на удаление главы муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, установленное положениями части 1 статьи 74.1 Федерального закона N 131-ФЗ, не ограничивает полномочий прокурора по осуществлению надзора соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления.
Основанием обращения прокурора с административным иском в суд послужило его несогласие с решением Совета депутатов, принятым по итогам рассмотрения представления прокурора, бездействие Совета депутатов по нерассмотрению вопроса о прекращении полномочий главы муниципального образования в связи с утратой доверия, а также с решением Совета депутатов о прекращении полномочия главы муниципального образования Нуровой З.Е. по её собственному желанию, поскольку её полномочия подлежали прекращению в связи с утратой доверия ввиду несоблюдения ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом N 273-ФЗ.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии у Совета депутатов права изменять основания увольнения главы муниципального образования являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, выводы судов не опровергают и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и (или) процессуального права.
Иные доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Александровского районного суда Оренбургской области от 13 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 26 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Нуровой Зифы Енсеповны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 21 июня 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.