Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Тураевой Т.Е, Кириченко А.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Проскуро Ю.Н. на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 25 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 4 апреля 2023 года по гражданскому делу N 2-4909/2022 по иску Проскуро Ю.Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан и обществу с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" о признании права на досрочное назначение страховой пенсии, включении в специальный стаж периодов работы, назначении пенсии.
Заслушав доклад судьи Кириченко А.Д, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Проскуро Ю.Н. обратился в суд с исковым заявлением к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан (ныне Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан), ООО "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее по тексту - ООО "БашРТС") о признании права на досрочное назначение страховой пенсии, включении в специальный стаж периодов работы, назначении пенсии.
Исковые требования мотивированы тем, что 29 октября 2021 года истец обратился в ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Башкортостан с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением от 10 января 2022 года в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Проскуро Ю.Н. отказано, поскольку отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ по Списку N 2 - 6 лет 3 месяца. По данным ответчика страховой стаж истца составляет более 25 лет, стаж на соответствующих видах работ по Списку N 2 - 3 года 6 месяцев 29 дней, в районах Крайнего Севера (РКС) -2 месяца 24 дня, в РКС с учетом суммирования периода работы по Списку N 2 - 3 года 9 месяцев 23 дня. При этом ответчиком не включены в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, следующие периоды:
- с 28 августа 1979 года по 19 апреля1981 года - период службы в ОППО-2 МВД БАССР в должности пожарного (1 год 7 месяцев 21 день);
- с 3 мая 1981 года по 27 июня 1983 года - служба в рядах Вооруженных сил СССР (2 года 1 месяц 25 дней);
- с 16 августа 1983 года по 21 августа 1986 года ? период службы в ОВПО-2 МВД БАССР в должности командира отделения (3 года 6 дней);
- с 7 сентября 1999 года по 30 июня 2002 года, с 5 июля 2002 года по 31 декабря 2005 года - периоды работы в должности заместителя начальника цеха в "Теплоцентраль" ОАО "Башкирэнерго" (6 лет 3 месяца 24 дня);
- с 31 декабря 2005 года по 22 сентября 2016 года - период работы в должности заместителя начальника котельного цеха, начальника котельного цеха ООО "БашРТС-Стерлитамак" (10 лет 8 месяцев 23 дня).
Вышеперечисленные периоды составляют 23 года 10 месяцев. С учетом их включения специальный стаж составит 27 лет 7 месяцев 23 дня, то есть более 25 лет. Кроме того, ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по РБ исчислило страховой стаж истца на 31 декабря 2020 года, однако с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии истец обратился 29 октября 2021 года. В 2021 году у истца имеется льготный период работы в РКС в ООО "ГСП-СЕРВИС" с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года, который также подлежит включению в страховой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
С учетом изложенного просил суд обязать ООО "БашРТС" предоставить ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по РБ сведения об особых условиях труда Проскуро Ю.Н. за периоды работы в ООО "БашРТС" с 5 июля 2002 года по 30 декабря 2005 года в должности заместителя начальника котельного цеха, с 31 декабря 2005 года по 7 сентября 2016 года - в должности заместителя начальника котельного цеха, начальника котельного цеха, включенных в Список N 2, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Обязать ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по РБ включить в стаж Проскуро Ю.Н, дающий право на досрочное назначение пенсии спорные периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за указанной пенсией, то есть с 29 октября 2021 года.
Решением Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 25 октября 2022 года, которое было оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 4 апреля 2023 года, в удовлетворении иска Проскуро ЮН отказано.
В поданной кассационной жалобе Проскуро Ю.Н. оспаривает судебные постановления по делу, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
Указывает, что судами не учтено, что все спорные периоды работы подтверждаются сведениями, внесенными в трудовую книжку. Кроме того, в периоды работы с 28 августа 1979 года по 19 апреля 1981 года и с 16 августа 1983 года по 21 августа 1986 года истец проходил службу в ОВПО-2 МВД БАССР в должности пожарного и командира отделения, относящейся к государственной противопожарной службе, являющейся составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства. Противопожарная служба субъекта Российской Федерации входит в структуру Государственной противопожарной службы, в связи с чем на указанные периоды распространяется право на досрочное назначение пенсии по старости. Также периоды работы с 07 сентября 1999 года по 30 июня 2002 года, с 5 июля 2002 года по 31 декабря 2005 года - в должности заместителя начальника цеха в "Теплоцентраль" ОАО "Башкирэнерго", с 31 декабря 2005 года по 22 сентября 2016 года - в должности заместителя начальника котельного цеха, начальника котельного цеха ООО "БашРТС-Стерлитамак" подлежат учету, так как подтверждается полная занятость истца на работах, предусмотренных разделом XIII Списка N 2 от 26 января 1991 года.
В судебном заседании стороны, третьи лица не присутствовали, извещены надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судом первой и апелляционной инстанции не допущено.
Из материалов дела следует, что что 29 октября 2021 года Проскуро Ю.Н. обратился в ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по РБ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по РБ от 10 января 2022 года в установлении досрочной страховой пенсии по старости отказано, поскольку отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ по Списку N2 - 6 лет 3 месяца.
Из решения ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по РБ следует, что на 31 декабря 2020 года страховой стаж истца составляет более 25 лет, стаж на соответствующих видах работ по Списку N2 - 3 года 6 месяцев 29 дней, в РКС - 2 месяца 24 дня, в РКС с учетом суммирования периода работы по Списку N2 - 3 года 9 месяцев.
При этом в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение не включены периоды:
- с 28 августа 1979 года по 19 апреля 1981 года - период службы в ОППО-2 МВД БАССР в должности пожарного - 1 год 7 месяцев 21 день, так как в индивидуальных сведениях по форме "СЗВ-К" коды в графе "особые условия труда" отсутствуют, - с 3 мая 1981 года по 27 июня 1983 года - служба в рядах Вооруженных сил СССР - 2 года 1 месяц 25 дней, - с 16 августа 1983 года по 21 августа 1986 года - период службы в ОВПО-2 МВД БАССР в должности командира отделения - 3 года 6 дней, так как в индивидуальных сведениях по форме "СЗВ-К" коды в графе "особые условия труда" отсутствуют, - с 7 сентября 1999 года по 30 июня 2002 года, с 5 июля 2002 года по 31 декабря 2005 года - периоды работы в должности заместителя начальника цеха в "Теплоцентраль" ОАО "Башкирэнерго" - 6 лет 3 месяца 24 дня, так как отсутствует подтверждение занятости полный рабочий день на работах, предусмотренных Разделом ХIII Списка N2 от 26 января 1991 года, в ИЛС ЗЛ не проставлены коды "особые условия труда", - с 31 декабря 2005 года по 22 сентября 2016 года - период работы в должности заместителя начальника котельного цеха, начальника котельного цеха ООО "БашРТС-Стерлитамак" - 10 лет 8 месяцев 23 дня, так как отсутствует подтверждение занятости полный рабочий день на работах, предусмотренных Разделом ХIII Списка N2 от 26 января 1991 года, в ИЛС ЗЛ не проставлены коды "особые условия труда", Работа истца в указанные периоды подтверждается сведениями, внесенными в трудовую книжку серии АТ-III N8325033.
Проскуро Ю.Н. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования с 3 ноября 1997 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований Проскуро Ю.Н. о включении периодов его службы в должности пожарного и командира отделения с 28 августа 1979 года по 19 апреля 1981 года и с 16 августа 1983 года по 21 августа 1986 года, суд исходил из того, что истец проходил службу в ОВПО-2 МВД БАССР, однако, досрочная пенсия по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" устанавливается исключительно работникам Государственной противопожарной службы МЧС России, аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации не предусмотрено. При этом суд указал, что отряд военизированной пожарной охраны Управления пожарной охраны МВД БАССР, в период прохождения службы истцом, относился к противопожарной службе субъекта Российской Федерации. Также суд указал, что специальный стаж по пункту 18 части 1 статьи 30 и по статье 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не суммируется.
Разрешая спор в части включения в специальный стаж истца периода службы в рядах Вооруженных сил СССР с 03 мая 1981 года по 27 июня 1983 года и отказывая в удовлетворении данного требования, суд со ссыпкой на подпункт "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, указал, что период прохождения службы может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. При этом суд исходил из того, что до призыва в Армию истец не работал в тяжелых условиях, указанные периоды работы не включены в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, соответственно период службы в Вооруженных силах СССР также не подлежит включению в специальный стаж истца.
Отказывая в удовлетворении требования истца о включении в специальный стаж по Списку N 2 от 1991 года (раздел XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство") периодов работы с 07 сентября 199*9 года по 30 июня 2002 года, с 5 июля 2002 года по 31 декабря 2005 года - в должности заместителя начальника цеха в "Теплоцентраль" ОАО "Башкирэнерго", с 31 декабря 2005 года по 22 сентября 2016 года - в должности заместителя начальника котельного цеха, начальника котельного цеха ООО "БашРТС-Стерлитамак", суд исходил из выписки из лицевого счета застрахованного лица Проскуро Ю.Н, согласно которой в представленных работодателем сведениях индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования реквизит "Особые условия труда (код)" за спорные периоды не заполнен. При этом суд указал, что в материалах дела отсутствуют какие-либо данные о том, что эти сведения относительно спорных периодов работы Проскуро Ю.Н. являются недостоверными. Также суд отклонил представленную истцом справку от 04 октября 2021 года ООО "БашРТС", утоняющую особый характер работ или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии, согласно которой его работа в качестве заместителя начальника цеха в котельном цехе N10 с 7 сентября 1999 года по 30 декабря 2005 года предусмотрена Списком N2 разделом XIII, пунктом 21400006-24125, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N10, поскольку данная справка отозвана как ошибочно выданная. В последующем ООО "БашРТС" выдана справка N55/ОЦО от 6 сентября 2022 года, из которой следует, что должности, на которых работал Проскуро Ю.Н. с 5 июля 2002 года по 22 сентября 2016 года в Перечне цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение по БашРТС Стерлитамак, не предусмотрены. Сведения, отраженные в справке, подтверждаются Перечнем цехов, профессий и должностей, картами аттестации рабочего места, картой специальной оценки условий труда.
Также суд указал, что поскольку Проскуро Ю.Н. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования с 3 ноября 1997 года, периоды работы, имевшие место после указанной даты должны быть подтверждены сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Однако работодателями они представлены с указанием общих условий.
В связи с чем суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения указанных периодов в специальный стаж истца по Списку N 2 от 1991 года.
Период работы истца с 01 января 2021 год по 30 июня 2021 года - в должности заместителя начальника подразделения ООО "ГСП-СЕРВИС" согласно выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица включен в общий страховой стаж, что следует из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, оснований для его повторного включения не имеется.
Поскольку на дату обращения к ответчику ? 29 октября 2021 года у истца не выработан требуемый стаж на соответствующих видах работ (ни Список N 2, ни РКС), право на назначение досрочной страховой пенсии по старости у Проскуро Ю.Н, 28 октября 1961 года рождения, не возникло.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав на отсутствие в материалах дела сведений и доказательств, подтверждающих факт выполнения истцом на условиях полной занятости не менее 80 % рабочего времени работ на должностях, предусмотренных разделом ХШ Списка N 2 от 1991 года.
Имеющиеся в материалах дела Перечни рабочих мест, профессий и должностей по Теплоцентраль АО "Башкирэнерго", работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение, за 1998, 2004 годы, а также Перечни цехов, профессий и должностей по ООО "БашРТС-Стерлитамак" за 2006, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 2015, 2016, а также карта аттестации рабочего места начальника цеха от 01 августа 2011 года с протоколами измерений, карта специальной оценки условий труда начальника цеха от 12 мая 2016 года не подтверждают право Проскуро Ю.Н, будучи заместителем начальника цеха и начальником цеха, на льготное пенсионное обеспечение.
Обязанность по предоставлению доказательств в подтверждение периодов работы с тяжелыми условиями труда при включении их в специальный стаж возложена на гражданина, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии, а не на пенсионный орган, ввиду чего оснований для удовлетворения требований Проскуро Ю.Н. о включении спорных периодов работы в "Теплоцентраль" ОАО "Башкирэнерго" и ООО "БашРТС-Стерлитамак" не имеется.
В отношении периода службы в армии суд апелляционной инстанции указал на отсутствие в материалах дела сведений о выполнении истцом работ с тяжелыми условиями труда и по окончанию службы.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований законными и обоснованными и не находит оснований согласиться с доводами кассационной жалобы истца.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В силу части 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", в соответствии с пп. "б" п. 1 которого установлено, что, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
Список N2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.;
Список N2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место после 1 января 1992 года (далее Список N2).
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N516.
Согласно, вышепоименованных Правил исчисления периодов работы в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня.
В соответствии с пунктом 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации N5 от 22 мая 1996 года, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
В силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лиц подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виного работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N173- ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона N173-ФЗ (аналогичное правило предусмотрено в пункте 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях") к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
Судами указано на отсутствие в материалах дела доказательств, что он был занят полный рабочий день в должностях и на работах, предусмотренных разделом ХШ Списка N 2 от 1991 года, как и опровергающих сведения индивидуального персонифицированного учета, предоставленного работодателями истца ОАО "Башкирэнерго" и ООО "БашРТС-Стерлитамак". Указанный вывод сделан по результатам исследования всей совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела включая соответствующие справки, выданные работодателями.
Также судами обосновано отклонены доводы истца о наличии оснований для включения в стаж для досрочного назначения пенсии периодов его службы в должности пожарного и командира отделения с 28 августа 1979 года по 19 апреля 1981 года и с 16 августа 1983 года по 21 августа 1986 года, а также периода службы в рядах Вооруженных сил СССР с 03 мая 1981 года по 27 июня 1983 года.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Списки должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437.
Пунктом 2 указанного Постановления предусмотрено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются Периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана. противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено включение периода работы в противопожарной службе субъекта Российской Федерации в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Судом установлено, что Отряд военизированной пожарной охраны Управления пожарной охраны МВД БАССР, в период прохождения службы истца, относился к противопожарной службе субъекта РФ, в связи с чем оснований к его включению в стаж для досрочного назначения пенсии не имеется.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, действовавшего во время службы истца, период прохождения службы может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таких обстоятельств в рассматриваемом деле не установлено и по доводам жалобы не усматривается, истец ни до службы, ни после, не работал на работах, предусмотренным Списком N2 утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N1173 или Списком N2, утверждённым Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10, на назначение пенсии по которым претендует.
Оснований для досрочного назначения пенсии в связи с работой в военизированной пожарной части в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не установлено.
Поскольку требуемой продолжительности специального стажа работы судами не установлено, то является верным и вывод об отсутствии необходимых условий для досрочного назначения пенсии со дня обращения.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов не опровергли.
Вопреки доводам кассационной жалобы, из материалов дела следует, что в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовал представленные сторонами по делу доказательства, дал им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в судебном акте.
В том числе суд кассационной инстанции не соглашается с доводами истца о том, что суд не дал надлежащую оценку представленным письменным доказательствам, упомянутым в кассационной жалобе. Напротив, указанные доказательства были предметом исследования судов, были отклонены ими как не подтверждающие факт возникновения права на досрочное пенсионное обеспечение. Нарушений в порядке исследования и оценке доказательств судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы, в том числе о том, что льготный характер работы истца в спорные периоды времени подтверждается представленными в дело доказательствами по существу направлены на иную оценку представленных доказательств и иное толкование норм материального и процессуального права.
Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судами и не получили правовую оценку.
При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 25 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 4 апреля 2023 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Проскуро Ю.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Т.Е. Тураева
А.Д. Кириченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.