Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа "город Дербент" на решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 21 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 20 апреля 2023 г. по административному делу N 2а-3008/2022 по административному исковому заявлению Дербентского межрайонного природоохранного прокурора Лихачева М. С. к администрации городского округа "город Дербент" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаринина Э.П, возражавшего против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Дербентский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации городского округа "город Дербент" (далее также - администрация) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование своих требований указал на то, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства о водоснабжении и водоотведении администрацией городского округа "город Дербент" выявлены нарушения Федерального закона от 6 октября 2003 г..N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона от 7 декабря 2011 г..N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", предусматривающих обязанность органов местного самоуправления установления на соответствующих территориях нормативов состава сточных вод, согласно схеме водоснабжения и водоотведения городского округа "город Дербент" Республики Дагестан, утвержденной постановлением главы городского округа "город Дербент" от 10 июня 2021 г..N 301, в границах городского округа функционируют объединенные зонированные централизованные системы хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения, однако в ходе проведения проверки установлено, что администрацией городского округа "город Дербент" нормативы состава сточных вод не установлены, нормативный правовой акт, регулирующий порядок установления нормативов составов сточных вод не утвержден. По данному факту прокуратурой в адрес администрации городского округа "город Дербент" внесено представление от 1 апреля 2022 г..N 02-07-2022/64, однако каких-либо действенных мер по устранению нарушений законодательства не принято. Согласно информации, представленной администрацией городского округа "город Дербент" от 20 сентября 2022 г..N 54-6463/22 нормативы сброса сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения не установлены. Разработка нормативов сброса сточных вод в водные объекты планируется в 1 квартале 2023 г..Наличие установленных нормативов состава сточных вод позволит минимизировать экологический ущерб, причиняемый Каспийскому морю в результате сбросов сточных вод абонентами.
Более того, отсутствие нормативов состава сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения влечет за собой бесконтрольный сброс хозяйствующими субъектами сточных вод в водные объекты, не позволяет установить плату за сброс загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах в случае, если абонент превысит установленные нормативы. Каспийское море является важнейшей составляющей окружающей среды, а также средой обитания объектов животного и растительного мира, водных биологических ресурсов. Непринятие мер со стороны администрации городского округа "город Дербент" нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Решением Дербентского городского суда Республики Дагестан от 21 ноября 2022 г, административный иск удовлетворен. Признано незаконным бездействие администрации городского округа "город Дербент" по утверждению нормативов состава сточных вод, на администрацию возложена обязанность утвердить нормативы состава сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 20 апреля 2023 г. решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 21 ноября 2022 г. в части возложения обязанности на администрацию утвердить нормативы состава сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения в течение трех месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу отменено, в отмененной части принято по делу новое решение, которым на администрацию городского округа "город Дербент" возложена обязанность принять меры по разработке и утверждению нормативов состава сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения в предусмотренном законом порядке, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 18 мая 2023 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 26 мая 2023 г, администрация городского округа "город Дербент" просит отменить судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение судами норм материального права, норм процессуального права, указывая на то, что на администрацию не может быть возложена обязанность принять меры по разработке и утверждению нормативов состава сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения, а также на пропуск процессуального срока обращения в суд.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаринина Э.П, возражавшего против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Дербентской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о водоснабжении и водоотведении администрацией городского округа "город Дербент", в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Согласно схеме водоснабжения и водоотведения городского округа "город Дербент" Республики Дагестан, утвержденной постановлением главы городского округа "город Дербент" от 10 июня 2021 г. N 301, в границах городского округа функционируют объединенные зонированные, централизованные системы хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения, вместе с тем администрацией нормативы состава сточных вод не установлены, нормативный акт, регулирующий порядок установления нормативов составов сточных вод не утвержден, в связи с чем прокуратурой в адрес администрации городского округа "город Дербент" 1 апреля 2022 г. внесено представление, меры к устранению выявленных прокуратурой нарушений, не приняты.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, проанализировав нормы, регулирующие данные правоотношения, признал требования прокурора обоснованными, при этом исходил из того, что в силу действующих правовых норм на администрацию возложена обязанность по установлению нормативов состава сточных вод, при этом отсутствие установленных нормативов состава сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения влечет за собой бесконтрольный сброс хозяйствующими субъектами сточных вод в водные объекты, в том числе Каспийское море, а также не позволяет установить плату за сброс загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах, в случае, если абонент превысит установленные нормативы. Согласно представленной администрацией информации нормативы сброса сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения не установлены, разработка нормативов сброса сточных вод в водные объекты планируется в 1 квартале 2023 г.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 этого же федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 этого же федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся установление нормативов состава сточных вод (пункт 9.1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
Частью 2 статьи 30.1 этого же закона установлено, что нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 728 утверждены Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод.
Пунктом 2 данных Правил постановлено рекомендовать органам местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (для городов федерального значения (в случае, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения полномочия по установлению нормативов состава сточных вод не отнесены к перечню вопросов местного значения) и в случае перераспределения полномочия по установлению нормативов состава сточных вод между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении") установить нормативы состава сточных вод со сроком начала их действия не позднее 1 июля 2020 г.
Исходя из вышеприведенных норм, суды, установив, что действующими правовыми нормами к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях отнесено, в том числе установление нормативов состава сточных вод, вместе с тем прокурорской проверкой установлено, что нормативы административным ответчиком не установлены, суды правильно удовлетворили заявленные требования прокурора.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также правом переоценки доказательств не наделен.
При таких обстоятельствах судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов об удовлетворении заявленных административным истцом требований правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств. Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 21 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 20 апреля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа "город Дербент" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 июня 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.