Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу защитника Шмелькова Д.Ю. (далее - Шмельков Д.Ю.), действующего в интересах администрации городского округа Домодедово Московской области, на вступившие в законную силу постановление судьи Домодедовского городского округа Московской области от 17 января 2023 г. и решение судьи Московского областного суда от 21 февраля 2023 г., вынесенные в отношении администрации городского округа Домодедово Московской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Домодедовского городского округа Московской области от 17 января 2023 г, оставленным без изменения решением судьи Московского областного суда от 21 февраля 2023 г, администрация городского округа Домодедово Московской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Шмельков Д.Ю, действуя в интересах администрации городского округа Домодедово Московской области, просит отменить названные судебные акты, приводя доводы об их незаконности, прекратить производство по делу.
Администрация городского округа Домодедово Московской области, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 стать 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, возражения на нее не представила.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ), в соответствии с которым: требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. В отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия, не включающие требования к реставрации объекта культурного наследия (пункт 1 статьи 47.2); при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 названного Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, среди прочего обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии (подпункт 1 пункта 1 статьи 47.3).
Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 176 утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, в который включен объект - "Комплекс почтовой станции, 1-я четв. XIX в.", расположенный по адресу: Московская область, городской округ Домодедово, село ЯМ, улица Центральная, дом N 7.
Распоряжением Главного управления культурного наследия Московской области от 30 ноября 2021 г. N 34РВ-313 утверждены границы территории и режим использования территории объекта культурного наследия федерального значения "Комплекс почтовой станции, 1-я четв. XIX в." (далее - Режим использования территории объекта).
В соответствии с указанным режимом использования территории объекта среди прочего запрещается установка на фасадах, крышах объекта средств технического обеспечения, в том числе кондиционеров, телеантенн, тарелок спутниковой связи (приложение N 2).
Согласно пункту 1 статья 61 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ за нарушение данного Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 24 января 2022 г. Главным управлением культурного наследия Московской области на основании задания руководителя от 21 января 2022 г. N 7-22/З проведено выездное обследование территории объекта культурного наследия федерального значения - "Комплекс почтовой станции, 1-я четв. XIX в.", расположенного по адресу: Московская область, городской округ Домодедово, село ЯМ, улица Центральная, дом N 7.
В ходе проведения обследования визуальным осмотром территории должностными лицами названного органа выявлено, что в нарушение пункта 1 статьи 47.2, подпункта 1 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ, Режима использования территории объекта, администрация городского округа Домодедово Московской области, являясь правообладателем названного объекта культурного наследия, допустила его неудовлетворительное состояние: штукатурный слой цоколя здания имеет многочисленные участки намокания, биопоражения и отслаивания штукатурных слоев; штукатурный слой фасадов здания местами утрачен, а также имеются трещины различного характера. На крыше здания в части расположения слуховых окон установлено две телевизионные антенны спутниковой связи и шесть громкоговорителей.
Факт несоблюдения требований Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ подтвержден собранными по делу доказательствами: заданием на проведение выездного обследования территории объекта культурного наследия федерального значения - "Комплекс почтовой станции, 1-я четв. XIX в." от 21 января 2022 г. N 7-22/З (л.д. 30-31); актом выездного обследования от 24 января 2022 г. (л.д. 22-24); протоколом осмотра от 24 января 2022 г. с фотоматериалом (л.д. 25-29); выпиской из ЕГРН от 17 января 2022 г. (л.д. 11-13); протоколом об административном правонарушении от 25 мая 2022 г. (л.д. 1-4), и иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае администрация городского округа Домодедово Московской области имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но ею не были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Деяние названного юридического лица квалифицировано по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Доказательства, на основании которых установлена виновность администрации городского округа Домодедово Московской области получены уполномоченными на то должностными лицами, в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, содержат сведения, необходимые для правильного разрешения дела, согласуются между собой и с фактическими обстоятельствами дела, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалы дела свидетельствуют, что рассматривая дело об административном правонарушении, судебные инстанции не допустили нарушения норм процессуального права, правильно организовали и провели судебное разбирательство, разрешили все заявленные ходатайства, создали лицам, участвующим в деле, необходимые условия для реализации ими своих процессуальных прав. Ссылаясь на установленные факты и доказательства, в своих актах дали полное и логически обоснованное объяснение своим выводам о виновности администрации городского округа Домодедово Московской области в совершении административного правонарушения. При этом имеющаяся по делу совокупность доказательств, являлась достаточной для рассмотрения и разрешения дела.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, недостатков в процессуальных документах, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения статей 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не нарушены.
Доводы жалобы о неверной оценке доказательств по делу, являются несостоятельными. Согласно материалам дела, все доказательства по делу были исследованы судами, доказательствам в совокупности дана оценка, не согласиться которой оснований не усматривается.
Изложенные в жалобе заявителя доводы сводятся к оспариванию установленных судом обстоятельств дела и несогласию с оценкой доказательств. Все имеющие значение данные, приведённые в обоснование доводов жалобы по существу, были известны судьям городского и областного судов, они являлись предметом их исследования и проверки, получили оценку с привидением мотивов в обжалуемых судебных актах. Оснований не согласиться с такими выводами не усматривается.
Доводы жалобы, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, не содержат каких-либо правовых аргументов, которые могли бы являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не опровергают наличие в деянии администрации городского округа Домодедово Московской области состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления, решения.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что ими допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении администрации городского округа Домодедово Московской области к административной ответственности вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением положений статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Домодедовского городского округа Московской области от 17 января 2023 г. и решение судьи Московского областного суда от 21 февраля 2023 г, вынесенные в отношении администрации городского округа Домодедово Московской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Шмелькова Д.Ю, действующего в интересах администрации городского округа Домодедово Московской области, - без удовлетворения.
Судья А.А. Кишаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.