Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу К.З.Г на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 11 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 2 марта 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению федерального казенного учреждения "Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" к К.З.Г об установлении административного надзора.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Найденовой О.Н, заключение прокурора четвертого отдела (кассационного) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дедова С.Б, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам
установила:
федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 11 Управления Федеральной службы исполнения наказаний но Республике Мордовия" (далее также - ФКУ ИК-11 УФСИН России по Республике Мордовия) обратилось в суд с административным исковым заявлением, просило установить в отношении К.З.Г административный надзор на срок восемь лет с административными ограничениями в виде обязательной явки для регистрации два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрета пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо местом пребывания в период времени с 22 часов до 06 часов.
В обоснование административного иска указано, что приговором Новокубанского районного суда Краснодарского края от 22 июня 2021 года К.З.Г осужден за совершение преступления, предусмотренного частью 3 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, к 2 годам 1 месяцу лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима; в его действиях признан особо опасный рецидив преступлений, в связи с чем имеются основания для установления административного надзора.
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 11 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ, административный иск удовлетворен, в отношении К.З.Г установлен административный надзор на срок восемь лет со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и административные ограничения в виде обязательной явки для регистрации два раза в месяц в орган внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения; запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, или иного помещения, пригодного для постоянного проживания и (или) по адресу которого поднадзорное лицо подлежит постановке на учет в органе внутренних дел, в промежуток времени с 22 до 6 часов по местному времени (ночное время); запрета на выезд за пределы территории Краснодарского края, а в случае перемены места жительства на другой субъект Российской Федерации - за пределы территории этого субъекта Российской Федерации по избранному месту жительства.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 20 марта 2023 года, К.З.Г просит отменить состоявшиеся судебные постановления как принятые при неправильном применении норм материального и процессуального права. Указывает, что установленные судом административные ограничения препятствуют его трудоустройству; у него отсутствует возможность проживания в Краснодарском крае. Считает, что суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело без участия представителя административного истца, нарушил нормы процессуального права.
Прокурором, участвовавшим в рассмотрении дела в судах нижестоящих инстанций, на кассационную жалобу поданы письменные возражения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, приговором Новокубанского районного суда Краснодарского края от 22 июня 2021 года К.З.Г осужден за совершение преступления, предусмотренного частью 3 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, к 2 годам 1 месяцу лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
Названным приговором суда в действиях К.З.Г признан особо опасный рецидив преступлений.
По сведениям исправительного учреждения, К.З.Г освободился из ФКУ ИК-И УФСИН России по Республике Мордовия по отбытии срока 12 марта 2023 года.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", исходил из того, что К.З.Г имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при особо опасном рецидиве преступлений, относится к числу лиц, в отношении которых должен быть установлен административный надзор. Определяя административные ограничения, суд учел характер и степень общественной опасности совершенного К.З.Г преступления, сведения о его личности.
Оснований не согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
Положениями статьи 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" предусмотрено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 названного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
На основании положений пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 данного Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания; срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (пункт 1 части 3 статьи 5 названного Закона).
С учетом положений статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации административный надзор в отношении К.З.Г установлен на срок восемь лет со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Доводы кассационной жалобы не ставят под сомнение правильность установленных К.З.Г административных ограничений.
Ссылка заявителя кассационной жалобы о неправомерном установлении ему административного ограничения в виде запрета на выезд за пределы Краснодарского края, поскольку у него отсутствует возможность проживания в данном субъекте, обоснованно отклонены судебными инстанциями. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что К.З.Г до осуждения проживал в Краснодарском крае, адрес в названном субъекте указан К.З.Г в качестве адреса убытия после освобождении. Кроме того, иного адреса, куда он намерен выехать после освобождения из мест лишения свободы, при рассмотрении дела К.З.Г не указал.
Более того, судом в обжалуемом судебном акте указано, что в случае перемены места жительства на другой субъект Российской Федерации вышеназванный запрет распространяется на территорию того субъекта Российской Федерации, который поднадзорный изберет местом жительства.
Круг административных ограничений, установленных К.З.Г, определен судом в соответствии с требованиями статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" и не является произвольным.
Материалы дела не свидетельствуют о несоразмерности фактически установленных ограничений, в том числе несоразмерном ограничении права поднадзорного лица на труд.
Фактически поставленный в кассационной жалобе вопрос об отмене определенных административных ограничений, препятствующих, по утверждению К.З.Г, трудоустройству, может быть разрешен судом в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Вопреки утверждению К.З.Г в жалобе рассмотрение судом апелляционной инстанции дела в отсутствие представителя административного истца - ФКУ ИК-11 УФСИН России по Республике Мордовия не свидетельствует о несоблюдении судом требований процессуального закона и нарушении прав К.З.Г
Иные доводы кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами нижестоящих судов, направлены на переоценку доказательств, в связи с чем не могут являться основанием для пересмотра состоявшихся по делу судебных актов.
Вопреки доводам заявителя жалобы нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 11 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 2 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу К.З.Г - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 9 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.