Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Софронова В.А, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ш.О.Н. на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 10 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 16 марта 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Ш.О.Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, объяснения представителя Управления Росреестра по Саратовской области М.О.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам
установила:
Ш.О.Н. обратилась в суд с названным административным исковым заявлением, просила признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (далее - Управление) от 16 сентября 2021 года N КУВД- N об отказе в государственной регистрации права; обязать Управление зарегистрировать право на земельный участок с кадастровым номером N на её имя; возместить причинённый вред в размере 5 000 руб.
В обоснование административного иска указала, что приобрела данный земельный участок по договору купли-продажи от 10 июня 2021 года, заключенному с ФИО7 Последний приобрел у ФИО8 дачу по расписке от 11 октября 2005 года. Поскольку ФИО7 стал собственником земельного участка и вправе был его отчуждать, считает отказ Управления в государственной регистрации прав незаконным. Утверждает, что незаконными действиями ей причинён вред в размере 5 000 руб.
Решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 10 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 16 марта 2023 года, требования Ш.О.Н. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 2 мая 2023 года, Ш.О.Н. просит отменить состоявшиеся судебные постановления, и вынести новое решение. Повторяя доводы, изложенные в судах нижестоящих инстанций, настаивает на незаконности оспариваемого решения Управления, считает, что судами неправильно применен материальный закон.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебного акта в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением содержащихся в нём сведений регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации).
Согласно частям 1 и 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и необходимых документов, в частности - вступивших в законную силу судебных актов, а также технического плана или акта обследования, подготовленных в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав состоит, в том числе из проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно статье 27 Закона о государственной регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации в качестве основания для приостановления государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав названо, в частности, непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5).
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, на основании постановления администрации города Энгельса Саратовской области от 2 декабря 1993 года N земельный участок площадью 503 кв.м с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" передан в собственность ФИО8
Согласно расписке от 11 октября 2005 года ФИО8 получил от ФИО7 20 000 рублей за дачу в обществе садоводов любителей " "данные изъяты"" N.
Между ФИО7 и Ш.О.Н. заключен договор купли-продажи от 10 июня 2021 года, согласно которому продавец продал, а покупатель купила земельный участок с кадастровым номером 64:50:021604:143.
Ш.О.Н. обратилась в Управление с заявлением от 10 июня 2021 года N КУВД- N о государственной регистрации права собственности, перехода права на указанный земельный участок. С заявлением представила копию архивной выписки от 16 ноября 2021 года N Н-19 из постановления администрации города Энгельса Саратовской области от 2 декабря 1993 года N, копию расписки ФИО8 от 11 октября 2005 года, договор купли-продажи от 10 июня 2021 года.
Приостанавливая, а затем - отказывая в совершении испрашиваемых регистрационных действий, Управление сообщило в уведомлениях от 16 июня 2021 года, 16 сентября 2021 года о том, что в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) содержатся актуальные сведения о ранее учтё ФИО2 земельном участке с кадастровым номером 64:50:021604:143. Вместе с тем записи о государственной регистрации права собственности ФИО8 (продавец по договору от 11 октября 2005 года) и ФИО7 (продавец по договору от 10 июня 2021 года) в ЕГРН отсутствуют. В орган регистрации прав не представлены заявление ФИО8 о государственной регистрации ранее возникшего права и о переходе права собственности по договору от 11 октября 2005 года, заявление ФИО7 о государственной регистрации права собственности по договору от 11 октября 2005 года, а также документы, оформленные в соответствии с требованиями действующего законодательства, и необходимые для осуществления вышеуказанных регистрационных действий.
Кроме того, в уведомлениях отмечено, что на государственную регистрацию представлена копия договора от 11 октября 2005 года, в котором отсутствуют сведения, позволяющие однозначно идентифицировать объект недвижимости (вид, площадь, кадастровый номер). Согласно договору от 10 июня 2021 года продавец обязуется передать покупателю земельный участок по цене 120 000 рублей после государственной регистрации договора купли-продажи, при этом покупатель передал продавцу сумму залога в размере 50 000 рублей.
Отказывая в удовлетворении административного иска, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал на правомерность приостановления и отказа в совершении регистрационных действий по основаниям, изложенным в уведомлениях от 16 июня 2021 года, 16 сентября 2021 года.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Из положений части 1 статьи 69 Закона о государственной регистрации следует, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Закона о регистрации, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.
Вместе с тем, по общему правилу части 3 данной статьи государственная регистрация прав на указанные объекты недвижимости в ЕГРН обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 названной статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сделки с указанным объектом недвижимости.
Вопреки приведенным положениям закона государственная регистрация прав на земельный участок за ФИО8 и ФИО7, являющимся продавцами по сделкам, совершённым после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не производилась, на что обоснованно указано судебными инстанциями.
Ссылки автора кассационной жалобы на положения статьи 49 Закона о государственной регистрации не могут быть приняты во внимание, поскольку положения данной нормы не исключают указанные в данной статье объекты недвижимости из сферы действия части 3 статьи 69 Закона о государственной регистрации.
Вопреки доводам кассационной жалобы, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 10 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 16 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ш.О.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 23 июня 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.