Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области, федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 9 марта 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению К.А.В к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области, Федеральной службе исполнения наказаний, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, представителя Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области, федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области" Ф.Д.С, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
К.А.В обратился в суд с названным административным исковым заявлением, в котором просил взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере 13 700 рублей.
В обоснование административного иска указал, что постановлением начальника ФКУ ИК-13 УФСИН России по Саратовской области от 19 мая 2020 года N 104 к нему применено взыскание в виде водворения в штрафной изолятор. Данное постановление было отменено 15 февраля 2021 года прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Саратовской области как противоречащее статье 51 Конституции Российской Федерации. По мнению административного истца, вынесением незаконного постановления о водворении его в штрафной изолятор было нарушено его право на отбытие срока наказания на законных условиях, нарушены его личные неимущественные права.
Решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 8 июня 2022 года в удовлетворении требований К.А.В отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 9 марта 2023 года решение районного суда отменено в части, принято новое решение, которым административный иск удовлетворен частично, взыскана с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице ФСИН России в пользу К.А.В компенсация в размере 13 700 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 10 мая 2023 года, Федеральная служба исполнения наказаний, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области, федеральное казенное учреждения "Исправительная колония N 13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области" просят отменить судебный акт апелляционной инстанции, которым взыскана в пользу К.А.В компенсация. Указывают, что обязанность осужденных давать объяснения по факту нарушения порядка отбывания наказания установлена законом, а потому оснований для взыскания компенсации не имелось; считают, что судами не учтены при определении размера компенсации требования разумности и справедливости, а также иные обстоятельства.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
Согласно статье 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться меры взыскания, в том числе водворение в штрафной изолятор на срок до 15 суток.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, К.А.В отбывал наказание в ФКУ ИК-13 УФСИН России по Саратовской области.
Постановлением начальника ФКУ ИК-13 УФСИН России по Саратовской области от 19 мая 2020 года N 104 к К.А.В применена мера взыскания в виде водворения в штрафной изолятор на 3 суток за нарушение пункта 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295.
Нарушение выразилось в том, что осужденный К.А.В 13 мая 2020 года в 20 часов 40 минут содержался в безопасном месте (камера N 15 здания штрафного изолятора), отказался дать письменное объяснение по факту нарушения установленного порядка отбывания наказания.
Постановлением Саратовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области от 15 февраля 2021 года отменено постановление начальника ФКУ ИК-13 УФСИН России по Саратовской области от 19 мая 2020 года N 104.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что администрацией ФКУ ИК-13 УФСИН России по Саратовской области не допущено нарушений прав К.А.В, поскольку истец в силу пункта 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года, обязан был дать объяснения по факту нарушения установленного порядка отбывания наказания.
Суд апелляционной инстанции, не соглашаясь с таким выводом районного суда, указал, что пункт 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, умаляет конституционное право К.А.В, предусмотренное статьей 51 Конституции Российской Федерации, которое может быть ограничено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации), поскольку обязанность давать такие объяснения способствует привлечению его к ответственности, о чем было указано прокурором по надзору за соблюдением закона в исправительных учреждениях Саратовской области в постановлении от 15 февраля 2021 года об отмене постановления начальника ФКУ ИК-13 УФСИН России по Саратовской области от 19 мая 2020 года N 104 о водворении К.А.В в штрафной изолятор. В связи с этим суд пришел к выводу о наличии оснований для взыскания соответствующей компенсации в пользу К.А.В с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации.
При этом суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для возложения обязанности по возмещению причиненного морального вреда на иных административных ответчиков.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе требовать возмещения вреда, причиненного ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
С учетом установленных обстоятельств, и принимая во внимание, что постановление прокурора от 15 февраля 2021 года никем не оспорено, незаконным не признано, факт пребывания без законных на то оснований в штрафном изоляторе причиняет осужденному нравственные страдания, уровень которых более высок, чем тот уровень лишений и страданий, который неизбежен при лишении свободы, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания соответствующей компенсации.
Изложенные в кассационной жалобе доводы выводов суда апелляционной инстанции не опровергают и не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта.
Вопреки доводам кассационной жалобы судом апелляционной инстанции при определении размера взыскиваемой компенсации учтены положения статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также требования разумности и справедливости.
Доказательств несоразмерности данного размера характеру и объему причиненных нравственных страданий административными ответчиками не представлено. С учетом изложенного полагать размер взысканной судом апелляционной инстанции компенсации неразумным оснований не имеется.
Доводы кассационной жалобы по своей сути свидетельствуют не о допущенных нарушениях судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителей с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на их переоценку, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебного постановления не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 9 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области, федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 19 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.