Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Софронова В.А, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу К.Т.Л. на решение Калужского районного суда Калужской области от 19 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 20 апреля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению К.Т.Л. к управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, судебная коллегия по административным делам
установила:
К.Т.Л. обратилась в суд с названным административным иском, просила признать незаконным отказ управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги (далее - Управление) в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, оформленный письмом от 10 октября 2022 года N.
В обоснование административного иска указала, что произвела реконструкцию принадлежащей ей части жилого дома. В рамках судебного разбирательства по иному делу проведена строительно-техническая экспертиза, согласно выводам которой построенный объект относительно границ земельного участка расположен на расстоянии меньше установленного регламентом, указано на необходимость получения разрешения на отклонение от предельных параметров реконструкции объекта. Ее заявление о предоставлении такого разрешения оставлено без удовлетворения оспариваемым решением со ссылкой на то, что в ее собственности находится лишь одно из помещений, расположенных в здании, планируемом к реконструкции; при этом здание расположено на двух земельных участках, находящихся в собственности у разных правообладателей. Считает, что данное обстоятельство не препятствовало выдаче разрешения.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 19 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 20 апреля 2023 года, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 11 мая 2023 года, К.Т.Л. просит отменить состоявшиеся судебные постановления, принять новый судебный акт об удовлетворении административного иска. Повторяя доводы, изложенные в судах нижестоящих инстанций, настаивает на необоснованности оспариваемого решения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу такие нарушения были допущены.
Согласно пункту 8 статьи 1, пункту 3 части 2, пункту 2 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления утверждаются правила землепользования и застройки, включающие в себя, в том числе градостроительные регламенты, в которых в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений (пункт 2 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Калуга", утвержденными решением Городской Думы города Калуги от 14 декабря 2011 года N, установлены минимальные отступы от границ земельного участка - 3 м (статья 20, градостроительный регламент зоны Ж-5).
За разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства вправе обратиться правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки (часть 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, К.Т.Л. является собственником помещения с кадастровым номером N, назначение "жилое помещение", наименование "часть жилого дома", площадью 69, 8 кв.м, этаж N 1, расположенного по адресу: "адрес", а также земельного участка с кадастровым номером N площадью 400 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
Собственниками другого жилого помещения в этом доме (пом. 1 с кадастровым номером N) а также земельного участка с кадастровым номером N, площадью 400 кв.м являются заинтересованные лица Б.И.М, Ф.С, Л.И, М.И, С.И, Н.И.
В производстве Калужского районного суда Калужской области находится гражданское дело N по иску Городской Управы города Калуги к К.Т.Л. о признании строения самовольной постройкой и обязании ее снести, по иску К.Т.Л. к Управлению о сохранении части жилого дома в реконструированном состоянии, признании права собственности на часть жилого дома. В рамках указанного гражданского дела проведена строительно-техническая экспертиза, согласно выводам которой в части расположения жилого помещения N относительно границ земельного участка координированием на местности и выполненными построениями установлено, что фактические расстояния от наружных стен до северо-западной границы составляют: 0, 36-0, 52 м, что на 2, 64-2, 48 м соответственно меньше установленного регламентом - 3, 0 м.
К.Т.Л. обратилась в Управление с заявлением от 30 сентября 2022 года о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства - минимального отступа от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений для реконструкции блока (части жилого дома) с кадастровым номером N, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N, путем возведения пристройки (сокращении минимального отступа от границ земельного участка до 0 м).
Решением Управления, оформленным письмом от 10 октября 2022 года N, отказано в предоставлении муниципальной услуги со ссылкой на положения пункта 1 статьи 40, статей 1, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и с указанием на то, что в собственности К.Т.Л. находится одно из помещений, расположенных в здании, планируемом к реконструкции, при этом здание расположено на двух земельных участках, находящихся в собственности у разных правообладателей.
Разрешая требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ принят в пределах полномочий органа местного самоуправления, соответствует нормативным правовым актам, так как в собственности К.Т.Л. находится одно из помещений, расположенных в жилом доме, в отношении которого ею было подано заявление на выдачу разрешения на отклонение от предельных параметров реконструкции, при этом жилой дом расположен на двух земельных участках, находящихся в собственности разных правообладателей.
Судебная коллегия находит выводы судебных инстанций не основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, в том числе органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, урегулированы положениями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять их в соответствии с административными регламентами (пункт 1 части 1 статьи 6 Закона).
Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 2 статьи 4 Закона).
Стандарт предоставления государственной или муниципальной включает исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги; исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги или отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги (пункты 7, 8 статьи 14 Закона).
При получении государственных и муниципальных услуг заявителям гарантировано право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 1 статьи 5 Закона).
Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства утвержден постановлением Городской Управы г. Калуги от 29 июня 2012 года N 204-п. Административный регламент содержит стандарт оказания данной муниципальной услуги (раздел 2) и указание на круг заявителей данной муниципальной услуги (пункт 1.2).
При рассмотрении настоящего дела судами не применены положения закона, регулирующие правоотношения по предоставлению муниципальной услуги, испрашиваемой К.Т.Л.; указанные в оспариваемом решении основания для его принятия не сопоставлены с установленными названным стандартом исчерпывающими перечнями оснований для отказа в приеме документов или отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги. При этом судами не было установлено, что К.Т.Л. не относится к числу лиц, которые могут быть заявителями.
Ссылки на часть 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации как на правовое основание оспариваемого решения, приведены судами без учета содержания данной нормы, согласно которой за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства вправе обратиться правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки.
Таким образом, вопреки требованиям части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судами не проверено соответствие оспариваемого решения требованиям Административного регламента, устанавливающего стандарт оказания испрашиваемой муниципальной услуги, не выяснены связанные с этим фактические обстоятельства дела.
С учетом изложенного судебная коллегия считает необходимым отменить апелляционное определение с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 20 апреля 2023 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Калужский областной суд.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 23 июня 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.