Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Ендовицкой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гончаровой Т В на решение Подольского городского суда Московской области от 22 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 6 июля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Гончаровой Т В к администрации городского округа Подольск Московской области, комитету имущественных и земельных отношений администрации городского округа Подольск Московской области о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гончарова Т.В. обратилась в суд с административным иском к администрации городского округа Подольск Московской области, комитету имущественных и земельных отношений администрации городского округа Подольск Московской области о признании незаконным решения от 9 декабря 2021 года N N об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность бесплатно", возложении обязанности предоставить в собственность бесплатно земельный участок.
В обоснование заявленных требований указала, что ее семья, как многодетная, в 2015 году была поставлена на учет в целях получения в собственность бесплатно земельного участка. В 2021 году административный истец обратилась в администрацию городского округа Подольск с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N в "адрес" бесплатно. Решением администрации городского округа Подольск от 9 декабря 2021 года N N в удовлетворении заявления отказано, поскольку ранее 30 мая 2012 года Гончарова Т.В. произвела отчуждение принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
Решением Подольского городского суда Московской области от 22 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 6 июля 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной 29 сентября 2022 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 18 октября 2022 года, Гончарова Т.В. просит отменить судебные акты, считая их незаконными и необоснованными, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, считает, что судами неправильно применены нормы материального права. Указывает на то, что на день отчуждения земельного участка в 2012 году ее семья не являлась многодетной, а на день постановки на учет отвечала всем требованиям, предъявляемым законом к многодетным семьям для бесплатного предоставления земельных участков в Московской области. Судами необоснованно применены положения пункта 6 части 3 статьи 3 Закона Московской области от 1.06.2011 N73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области", который был введен 25 октября 2012 года, т.е. после отчуждения Гончаровой Т.В. земельного участка.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции оснований для ее удовлетворения и отмены либо изменения обжалуемых судебных актов не находит.
В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Материалами административного дела подтверждается и установлено судами, что семья Гончаровой Т.В. с 21 сентября 2015 года была поставлена на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка.
Решением администрации городского округа Подольск от 9 декабря 2021 года N Гончаровой Т.В. отказано в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность бесплатно".
Отказ мотивирован тем, что административным истцом в период действия Закона Московской области от 1 июня 2011 года N 73 /2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" было произведено отчуждение принадлежащего ей на праве собственности земельного участка, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
Разрешая возникший спор по существу, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по административным делам Московского областного суда, отказывая в удовлетворении административных исковых требований, проанализировав положения Земельного кодекса Российской Федерации и Закона Московской области от 1 июня 2011 года N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области", исходил из того, что многодетная семья административного истца на дату подачи заявления не отвечала требованиям, установленным частью 3 статьи 3 данного Закона.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, полагает, что фактические обстоятельства дела судами установлены правильно, исследованы в полном объеме, доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормы материального права применены правильно.
Вопрос социальной поддержки многодетных семей отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность по предоставлению гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и, соответственно, подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.19 названного Кодекса, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации наделяет законодателя субъекта Российской Федерации полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок и основания снятия граждан с данного учета.
В Московской области порядок предоставления земельных участков многодетным семьям урегулирован Законом Московской области от 1 июня 2011 года N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области", который вступил в силу 15 июня 2011 года.
В соответствии с частью 3 статьи 3 указанного Закона право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи, которые не сняты с учета по основаниям, указанным в статье 6.1 настоящего Закона, и отвечают одновременно следующим условиям на дату подачи заявления о постановке на учет:
1) члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации;
2) родители либо одинокая(ий) мать (отец), усыновители, отчим (мачеха), с которым(и) совместно проживают трое и более детей, имеют место жительства на территории Московской области не менее 5 лет;
3) трое и более детей многодетной семьи не достигли возраста 18 лет и имеют место жительства на территории Московской области;
4) члены многодетной семьи не имеют земельного участка площадью 0, 06 га и более в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Московской области;
5) члены многодетной семьи не являются собственниками жилых домов (строений) на территории Московской области;
6) члены многодетной семьи не производили на территории Российской Федерации отчуждение, а также раздел принадлежащих им на праве собственности земельных участков площадью 0, 06 га и более со дня вступления в силу настоящего Закона;
7) члены многодетной семьи не стоят на учете в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом в органе местного самоуправления другого городского округа Московской области.
В силу части 1 статьи 6 данного Закона, ведение учета многодетных семей в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим законом осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Московской области в порядке очередности, определяемой моментом подачи заявления, по которому принято решение о постановке на учет.
Предоставление земельных участков многодетным семьям осуществляется на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков (часть 2).
По делу установлено, что 30 мая 2012 года, т.е. в период действия названного Закона, административным истцом Гончаровой Т.В. произведено отчуждение земельного участка, принадлежащего ей на праве собственности, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.
Давая оценку действиям административного ответчика, суды нижестоящих инстанций, установив и исследовав вышеуказанные обстоятельства, пришли к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований, поскольку на дату подачи заявления и на момент разрешения вопроса о предоставлении земельного участка многодетная семья Гончаровой Т.В. не соответствовала одновременно всем условиям, установленным частью 3 статьи 3 Закона Московской области от 1 июня 2011 года N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области", а именно пункту 6 части 3 статьи 3 данного Закона.
Доводы кассационной жалобы о том, что пункт 6 части 3 статьи 3 вышеуказанного Закона был введен с 25 октября 2012 года, т.е. после отчуждения Гончаровой Т.В. земельного участка, поэтому не может применяться к спорным правоотношениям, основаны на неправильном толковании правовых норм.
Законом Московской области от 25 октября 2012 года N 158/2012-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" (принят постановлением Мособлдумы от 11 октября 2012 года N 4/28-П) часть 3 статья 3 Закона Московской области "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" дополнена пунктом 6, устанавливающим одно из условий о том, что "члены многодетной семьи не производили отчуждение, а также раздел принадлежащих им на праве собственности земельных участков площадью 0, 06 га и более со дня вступления в силу настоящего Закона".
Действие указанных изменений распространяется на правоотношения, возникшие со дня вступления в силу Закона Московской области от 1 июня 2011 года N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области", т.е. с 15 июня 2011 года.
Учитывая, что земельный участок, принадлежащий на праве собственности Гончаровой Т.В, был отчужден ею 30 мая 2012 года, то есть после вступления в законную силу вышеуказанного Закона, на дату постановки на учет (21 сентября 2015 года) многодетная семья Гончаровой Т.В. не соответствовала одновременно всем условиям, установленным частью 3 стать 3 названного Закона, в связи с чем отказ органа местного самоуправления о предоставлении в 2021 году земельного участка в собственность бесплатно является правомерным.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем поданная кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Установленные по административному делу фактические обстоятельства, оцениваемые судами нижестоящих инстанции применительно к вышеприведенным нормам, подтверждают правомерность их выводов об отказе в удовлетворении административного иска, поскольку они сделаны при правильно определенном характере правоотношений, возникшем между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Ссылки в кассационной жалобе на получение статуса многодетной семьи после отчуждения земельного участка являются несостоятельными, поскольку правовое значение в рассматриваемом случае имеет не дата приобретения семьей статуса многодетной, а отсутствие факта отчуждения кем-либо из членов семьи, принадлежащих им на праве собственности земельных участков со дня вступления в силу закона, регулирующего указанные правоотношения, соответствие многодетной семьи требованиям закона на дату подачи заявления.
В целом доводы кассационной жалобы аналогичны, изложенным в административном исковом заявлении, направлены на переоценку доказательств и на несогласие с выводами судов по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не может являться.
Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, если они привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, в том числе и тех, что указаны в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не допущено.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Подольского городского суда Московской области от 22 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 6 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гончаровой Т В - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.