Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Солтыс Е.Е, судей Лемякиной В.М, Балашова А.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36 к администрации сельского поселения "село Тарутино" Жуковского района, главе администрации сельского поселения "Село Тарутино" Жуковского района Смиркиной Елене Алексеевне, администрации муниципального района "Жуковский район", Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Специальное ТУПО" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Управлению социальной защиты населения по городскому округу Серпухов министерства социального развития Московской области, Министерству социального развития Московской области о признании действий незаконными, признании незаконными приказа Министерства обороны Российской Федерации, постановлений органа местного самоуправления об аннулировании записи в Едином государственном реестре недвижимости, о восстановлении социального обслуживания, выплате компенсаций, об установлении факта, имеющего юридическое значение
по кассационной жалобе ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО47 на решение Жуковского районного суда Калужской области от 01 июля 2022 года и апелляционной определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 13 декабря 2022 года
заслушав доклад судьи Лемякиной В.М, выслушав истцов ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, представителя истца ФИО52- ФИО53, поддержавших доводы жалобы, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, ФИО54, ФИО55, поддержавших доводы жалобы,
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО56 обратился в суд с административным иском к администрации сельского поселения "Село Тарутино" Жуковского района об оспаривании действий, решений.
Определением от 11 марта 2022 года суд перешел к рассмотрению административного иска в порядке гражданского судопроизводства.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65 обратились в суд с административным иском к заместителю Министра обороны Российской Федерации, администрации сельского поселения "Село Тарутино" Жуковского района, главе администрации сельского поселения "Село Тарутино" Жуковского района Смиркиной Е.А, администрации муниципального района Жуковский район об оспаривании действий и решений.
Определением Жуковского районного суда Калужской области от 21 апреля 2022 года суд перешел к рассмотрению административного иска в порядке гражданского судопроизводства, вышеуказанные дела объединены в одно производство.
С учетом уточнения требований истцы просили:
признать незаконной деятельность администрации муниципального района "Жуковский район" по проведению кадастровых работ на земельном участке с кадастровым номером 40:07:000000:136, находящимся в государственной собственности Российской Федерации;
признать незаконной передачу земельного участка с кадастровым номером N из государственной собственности Российской Федерации в муниципальную собственность сельского поселения село Тарутино Жуковского района;
аннулировать запись в Едином государственном реестре недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации права муниципальной собственности за муниципальным образованием сельское поселение "Село Тарутино" Жуковского района на земельный участок с кадастровым номером N площадью 400 571 кв.м;
признать незаконной деятельность администрации сельского поселения село Тарутино Жуковского района по регистрации и использованию адресов объектами недвижимости, находящимися в государственной собственности Российской Федерации, на территории, занимаемой бывшим военным городком Серпухов-15;
признать незаконным и недействующим приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации от 02 августа 2019 года N 654 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность сельского поселения "Село Тарутино" муниципального района "Жуковский район" Калужской области";
признать незаконными и недействующими постановления от 18 июня 2020 года N 76 "О создании и присвоении наименования улицы", от 13 октября 2020 года N 192 "Об изменении адреса многоквартирных жилых домов и квартир бывшего военного городка 455 г. Серпухов-15", а также постановления от 18 июня 2020 года N 70, N 71, N 72, N 74, N 75, N 77, N 78, N 79, N 80, N 81, N 82, N 83, N 84, N 85, N86, N 87, N 88, N 89, от 07 июля 2020 года N 100, N 101, N 102, от 20 июля 2020 года N 104, от 14 августа 2020 года N 117, N 118, N 119, N 120, N 121, N 122, N 123, N 124, N 125, N 126, N 127, N 128, N 129, N 130, N 131, N 132, N 133, N 134, N 135, N 136, N 137, N 138, N 139;
установить факт нахождения населенного пункта Серпухов-15 в составе Московской области на момент передачи недвижимого имущества, расположенного на территории населенного пункта Серпухов-15, из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность;
установить и признать факт существования географического объекта - населенного пункта с наименованием Серпухов-15 на протяжении длительного времени (более 35 лет) на 16 апреля 2012 года, 01 августа 2019 года;
установить и признать факт наличия (отсутствия) границ сельского поселения "Село Тарутино" Жуковского района на землях дислокации населенного пункта с наименованием Серпухов-15, войсковой части N 03340 Куриловского гарнизона на 16 апреля 2012 года, 01 августа 2019 года;
установить и признать факт наличия (отсутствия) границ муниципального образования "Жуковский район" на землях дислокации населенного пункта с наименованием Серпухов-15, войсковой части N 03340 Куриловского гарнизона на 16 апреля 2012 года, 01 августа 2019 года;
установить и признать факт наличия (отсутствия) границ между Московской и Калужской областями в районах дислокации населенного пункта с наименованием Серпухов-15, войсковой части N 03340 Куриловского гарнизона на 16 апреля 2012 года, 01 августа 2019 года;
восстановить социальное обслуживание жителей Серпухов-15 органами социальной защиты населения городского округа Серпухов, выплатить компенсации за неоплаченный период с ноября 2020 года.
В качестве основания иска указали на существенное нарушение процедуры и порядка передачи земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность. Полагают, что в связи с незаконными действиями администрации сельского поселения "Село Тарутино" Жуковского района, основанными на незаконном приказе заместителя Министра обороны Российской Федерации от 02 августа 2019 года N 654 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность сельского поселения "Село Тарутино" муниципального района "Жуковский район" Калужской области", жители г. Серпухова-15 утратили право на получение региональной социальной доплаты к пенсии в существовавшем ранее объеме, право и возможность приобретения права на бесплатный и льготный проезд в Московской области, г. Москве, право и возможность приобретения права на освобождение от уплаты транспортного налога, право на льготы, связанные с уплатой имущественного налога, право избирать органы государственной власти Московской области и органы власти муниципального образования городской округ Серпухов Московской области, право на участие в референдуме Московской области и референдуме муниципального образования городской округ Серпухов Московской области, право на получение льгот, связанных со статусом Ветеран труда, предусмотренных законодательством Московской области, снизилась норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма.
Решением Жуковского районного суда Калужской области от 01 июля 2022 года, с учетом определения об исправлении описки от 25 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 13 декабря 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе авторы жалобы просят об отмене решения суда и апелляционного определения, ссылаются на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
Кроме того, стороной истцов в ходе судебного разбирательства в суде кассационной инстанции заявлено ходатайство о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности положений части 3 статьи 10 Федерального закона от 06.10.23 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 2 статьи 2 Федерального закона от 08 декабря 2011 года N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со статьей 101 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации закона, примененного или подлежащего применению в указанном деле, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности данного закона.
В силу указанных норм обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона является правом суда в случае возникновения у него сомнений в соответствии примененного или подлежащего применению закона Конституции Российской Федерации.
В данном случае, предусмотренных названными нормами оснований для обращения с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации судом кассационной инстанции не установлено, вследствие чего судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства об обращении с запросом о проверке конституционности положений части 3 статьи 10 Федерального закона от 06.10.23 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 2 статьи 2 Федерального закона от 08 декабря 2011 года N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года N 752-р был утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, в соответствии с которым в подразделе "Московская область" был указан военный городок Серпухов-15.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 года N 487-р военный городок Серпухов-15 был исключен из перечня закрытых военных городков Министерства обороны Российской Федерации.
Как следует из Закона Московской области от 28 февраля 2005 года N 78/2005-03 "О статусе и границах Серпуховского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований", утратившего силу с 30 декабря 2018 года, Закона Московской области от 17 января 2005 года N 11/2005-ОЗ "О статусе и границе городского округа Серпухов", Закона Московской области от 31 января 2013 года N 11/2013-03 "Об административно-территориальном устройстве Московской области", Закона Московской области от 14 декабря 2018 года N 220/2018-ОЗ "Об объединении городского поселения Оболенск, городского поселения Пролетарский, сельского поселения Васильевское, сельского поселения Дашковское, сельского поселения Калиновское, сельского поселения Липицкое Серпуховского муниципального района с городским округом Серпухов и внесении изменений в некоторые законы Московской области о статусе и границах муниципальных образований Московской области", Закона Калужской области от 28 декабря 2004 года N 7-03 "Об установлении границ муниципальных образований, расположенных на территории административно-территориальных единиц "Бабынинский район", "Боровский район", "Дзержинский район", "Жиздринский район", "Жуковский район", "Износковский район", "Козельский район", "Малоярославецкий район", "Мосальский район", "Ферзиковский район", "Хвастовичский район", "Город Калуга", "Город Обнинск", и наделении их статусом городского поселения, сельского поселения, городского округа, муниципального района", Закона Калужской области от 05 июля 2006 года N 229-03 "Об административно-территориальном устройстве Калужской области", военный городок Серпухов-15 не входил в административно-территориальное устройство Московской и Калужской областей.
Военный городок Серпухов-15 располагался на земельном участке с кадастровым номером N общей площадью 482 500 кв.м, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования- для государственных надобностей, правообладателем которого являлось ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации на основании свидетельства о государственной регистрации права на 16 февраля 2016 года, вид права: постоянное (бессрочное) пользование.
Данный земельный участок был сформирован во исполнение Распоряжения Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N из состава земель колхоза имени Гурьянова Боровского района Калужской области, Тарутинского лесничества Калужской области, Угодско -Заводского лесничества Калужской области, что следует из акта от 06 октября 1966 года (т.5 л.д.22-23).
Судом установлено, что военный городок Серпухов-15 располагался и располагается на земельном участке, находящемся на территории Калужской области, что следует из вышеназванного акта, материалов кадастрового, межевого дела на земельный участок с кадастровым номером N, проекта изменений в схему территориального планирования муниципального района "Жуковский район", проекта внесения изменений в генеральный план сельского поселения село Тарутино Жуковского района.
В рамках процедуры внесения изменений в схему территориального планирования муниципального района "Жуковский район", утвержденную решением районного собрания муниципального образования "Жуковский район" от 24 декабря 2009 года N 87 "Об утверждении схемы территориального планирования муниципального района "Жуковский район" из земельного участка с кадастровым номером N осуществлялось образование земельного участка с кадастровым номером N.
Из проекта изменений в схему территориального планирования муниципального района "Жуковский район", утвержденных решением районного собрания муниципального образования "Жуковский район" от 23 ноября 2017 года N 51 (решение опубликовано в общественно-политической районной газете "Жуковский вестник", выпуск от 12 декабря 2017 года N 140 (11490)), следует, что предусматривается перевод земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в категорию земель населенных пунктов, наименование населенного пункта д. Маринки, площадь земельного участка 80 га, предполагаемое использование: передача имущества военного городка Серпухов-15 в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 423-ФЗ, срок реализации 2017-2025 годы.
08 февраля 2019 года директором Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации был издан приказ N 224 "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории", в соответствии с которым было приказано утвердить схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовленную в связи с образованием из земельного участка с кадастровым номером 40:07:000000:136 площадью 482 500 кв.м с сохранением исходного в измененных границах, с местоположением: Калужская область, Жуковский район, земельного участка с условным номером N площадью 452 001 кв.м, установить, что представители администрации муниципального района "Жуковский район" имеют право обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета образуемого земельного участка, а также с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации.
Выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером N площадью 482 500 кв.м осуществлялось ООО "Хозяйственно-правовой центр "Формула" на основании муниципального контракта, заключенного 29 августа 2018 года с администрацией муниципального района "Жуковский район".
В результате проведения кадастровых работ, связанных с образованием путем раздела земельного участка с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 40:07:000000:136, был образован земельный участок с кадастровым номером N площадью 400 171 кв.м с местоположением: Калужская область, Жуковский район. Сведения, предоставленные в межевом плане, не противоречат сведениям государственного кадастра недвижимости. Пересечений или несовпадений смежных границ земельных участков не выявлено. Пересечений или несовпадений смежных границ муниципальных образований или границ населенных пунктов не выявлено. Местоположение границ земельного участка определялось в соответствии с планом расположения земельного участка, утвержденным вышеуказанным приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
21 мая 2019 года земельный участок с кадастровым номером N был поставлен на кадастровый учет, площадь: 400 171 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для государственных надобностей, местоположение Калужская область, Жуковский район.
02 августа 2019 года приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации N 654 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность сельского поселения село Тарутино муниципального района "Жуковский район" Калужской области" из федеральной собственности в муниципальную собственность администрации сельского поселения село Тарутино Жуковского района был передан земельный участок в границах военного городка N 455 Серпухов-15 с кадастровым номером N площадью 452 001 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", и объекты недвижимого имущества.
Приложением к данному приказу является перечень объектов недвижимого имущества, передаваемых в собственность сельского поселения село Тарутино Жуковского района.
15 июня 2020 года между администрацией сельского поселения село Тарутино Жуковского района и ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации был подписан передаточный акт земельного участка с кадастровым номером N и объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность сельского поселения село Тарутино Жуковского района.
Право муниципальной собственности на спорный земельный участок было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости за администрацией сельского поселения село Тарутино Жуковского района.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 2, 3 Федерального закона от 08 декабря 2011 года N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статей 7, 16, 2, Федерального закона от 06.10.23 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава Сельского поселения "Село Тарутино" Жуковского района, принятого сельской Думой сельского поселения "Село Тарутино" Жуковского района 15.11.2005 N 22, статей 25 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Правил присвоения, изменения, аннулирования адресов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 1221, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", с учетом исследованных доказательств, установив, что Министерством обороны Российской Федерации и администрацией муниципального района "Жуковский район" при проведении кадастровых работ в отношении спорного земельного участка, Министерством обороны Российской Федерации и администрацией сельского поселения село Тарутино Жуковского района при принятии оспариваемого приказа, передаче недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность администрации сельского поселения село Тарутино Жуковского района требования вышеприведенных Федеральных законов не нарушены, в удовлетворении требований отказал в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
При этом суды обосновано исходили из того, что на момент принятия оспариваемого приказа о передаче вышеуказанного земельного участка в муниципальную собственность сельского поселения село Тарутино Жуковского района - 02 августа 2019 года данный земельный участок относился к федеральной собственности и землям Министерства обороны Российской Федерации, был поставлен на кадастровый учет, в момент передачи категория земельного участка -"земли населенных пунктов", в связи с этим основанием для передачи земельного участка обоснованно послужили положения статьи 2 Федерального закона N 423-ФЗ.
Право муниципальной собственности сельского поселения "Село Тарутино" Жуковского района на основании данного приказа зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке.
Оспариваемый приказ принят заместителем Министра обороны Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 января 2015 года N 1 "Об утверждении регламента Министерства обороны Российской Федерации", в соответствии с требованиями действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов истцов.
Содержащееся в передаточном акте от 15 июня 2020 года исправление не свидетельствует о незаконности процедуры передачи недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность администрации сельского поселения село Тарутино Жуковского района.
Отказывая в удовлетворении требований в части признания незаконной деятельности администрации сельского поселения "Село Тарутино" Жуковского района по регистрации и использованию адресов объектами недвижимости, находящимися в федеральной собственности, на территории, занимаемой бывшим военным городком Серпухов-15, признания незаконными вышеназванных постановлений, суды также исходили из того, что оспариваемые постановления были приняты уполномоченным органом, в пределах его компетенции, опубликованы в установленном законом порядке. При этом принятие оспариваемых постановлений администрацией сельского поселения "Село Тарутино" Жуковского района до регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок не свидетельствуют об их незаконности.
Отказ в удовлетворении вышеуказанных требований повлек отказ в удовлетворении требований в части восстановления социального обслуживания, выплаты компенсаций за прошедший период.
Суд кассационной инстанции, проверяя законность судебных постановлений в пределах доводов жалобы, соглашается с выводами судов, поскольку они основаны на совокупности исследованных доказательств, которым дана надлежащая оценка, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы жалобы в полном объёме направлены на иную оценку установленных судами обстоятельств и исследованных доказательств, а также основаны на неверном толковании норм материального права.
Поводом для обращения с настоящим иском послужил факт отнесения земельного участка, на котором был сформирован военный городок Серпухов-15 к административной территории Калужской области, что лишило истцов прав на социальное и иное обеспечение и обслуживание, предусмотренных для жителей Московской области, которыми ранее они пользовались.
Судами установлено, что территория (земельный участок), на которой был сформирован военный городок Серпухов-15 в 1966 году относилась к территории Калужской области, в связи с чем оснований для вывода о незаконной передачи земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность администрации сельского поселения село Тарутино Жуковского района Калужская область, у судов не имелось.
В связи с изложенным, доводы кассационной жалобы в остальной части правильность выводов судов не опровергают.
Судебные постановления приняты в пределах заявленных требований.
Несогласие с оценкой судами доказательств и установленными судами обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Нарушений норм материального и процессуального права, вопреки доводам жалобы, влекущих отмену судебных постановлений, допущено не было.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.5 - 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Жуковского районного суда Калужской области от 01 июля 2022 года и апелляционной определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 13 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73, ФИО74, ФИО75 - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.