Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Потеминой Е.В, Голубева И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щербакова А. С. к администрации г.о. Балашиха о признании права на получение жилого помещения по внеочередном порядке, обязании поставить на жилищный учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставить жилое помещение во внеочередном порядке на условиях социального найма
по кассационной жалобе администрации г.о. Балашиха
на решение Балашихинского городского суда Московской области от 24 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 27 февраля 2023 г, Заслушав доклад судьи Потеминой Е.В, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Щербаков А.С. обратился в суд с иском к администрации г.о. Балашиха, с учетом уточнения исковых требований просил суд признать за ним право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении во внеочередном порядке; возложить на ответчика обязанность поставить его на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставить ему во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям в виде отдельной квартиры не менее нормы предоставления с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Решением Балашихинского городского суда Московской области от 24 октября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 27 февраля 2023 г, исковые требования Щербакова А.С. удовлетворены частично.
За Щербаковым А.С. признано право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма на основании пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ.
На администрацию г.о. Балашиха возложена обязанность поставить Щербакова А.С. на жилищный учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма.
В удовлетворении иска Щербакова А.С. в части обязания предоставить жилое помещение отказано.
В кассационной жалобе администрация г.о. Балашиха ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений, ссылалась на их незаконность и необоснованность.
Проверив законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, применительно к части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены при разрешении настоящего спора.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Щербаков А.С. зарегистрирован по месту пребывания в жилом помещении по адресу: "адрес", срок регистрации с 27 октября 2021 г. по 27 октября 2023 г.
Фактически в указанном жилом помещении Щербаков А.С. проживает с 2017 г.
Право пользования указанным жилым помещением приобретено истцом на основании договора аренды комнаты. Жилое помещение представляет собой комнату площадью 15 кв.м.
С сентября 2014 г. истец с матерью проживал в жилом помещении по адресу: "адрес". Данный факт установлен вступившим в законную силу решением Балашихинского городского суда Московской области от 11 сентября 2017 г.
Истец является инвалидом второй группы бессрочно в связи с заболеванием.
В соответствии с заключением ВК N от 22.01.2018 г. истец страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире, код заболевания F20.0. В заключении указано, что заболевание включено в перечень болезней, дающих право на дополнительную жилую площадь.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 12, 20 Гражданского кодекса российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), статей 14, 49, 51, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - - ЖК РФ), Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 г. N987н, исходил из наличия правовых оснований для признания за Щербаковым А.С. права на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма на основании пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ, возложения на ответчика обязанности поставить Щербакова А.С. на жилищный учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, поскольку истец страдает хроническим заболеванием, входящим в перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, проживает на территории г/о Балашиха с 2014 г.
Суд также исходил из того, что на соответствующий учет может быть поставлен гражданин, имеющий хроническое заболевание, указанное в приказе Минздрава России от 29 ноября 2012 г. N987н, не относящийся к категории малоимущих.
При этом суд, исходя из установленных обстоятельств дела, пришел к выводу, что Щербаков А.С. может быть признан малоимущим, как получающий пенсию по инвалидности, не имеющий иных доходов.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с данными выводами в силу следующего.
Согласно части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с частью 2 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи.
В силу части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
С учетом указных норм права для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель установилвозможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, в том числе для граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 данного Кодекса перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ), - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 марта 2009 г. N 376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то его право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ.
Наличие заболевания, подпадающего под установленный Правительством Российской Федерации перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, вопреки выводам суда первой инстанции не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ.
В Московской области условия и основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены Законом Московской области от 12 декабря 2005 г. N 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
В соответствии со статьей 2 указанного Закона Московской области условиями признания граждан нуждающимися в жилых помещениях является проживание в Московской области по месту жительства на законных основаниях не менее 5 лет и признание малоимущими в соответствии с Законом Московской области от 22 декабря 2017 г. N 231/2017-ОЗ "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда".
Решением администрации г.о.Балашиха от 11 августа 2021 г. отказано в представлении Щербакову А.С. муниципальной услуги по признанию граждан малоимущими в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с несоответствием заявителя кругу лиц, указанных в пункте 2 административного регламента (отсутствие постоянной регистрации на территории г.о.Балашиха).
Соответственно, заявление Щербакова А.С. о признании его малоимущим в целях принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по существу не разрешалось. Решение администрации г.о.Балашиха от 11 августа 2021 г. истцом не оспорено.
Таким образом, истец в установленном положениями части 2 статьи 49 ЖК РФ и Законом Московской области от 22 декабря 2017 г. N 231/2017-ОЗ порядке малоимущим не признан.
Ввиду изложенного выводы судов нижестоящих инстанций о наличии правовых оснований для признания за истцом права на внеочередное предоставление жилого помещения нельзя признать законными, они сделаны с нарушением норм материального и процессуального права, без учета юридически значимых обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N16 от 22 июня 2021 г. "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Поименованные выше требования закона и указания Пленума Верховного Суда РФ судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были, допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права не устранены.
С учетом изложенного судебная коллегия считает необходимым отменить апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и подлежащими применению нормами материального и процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 27 февраля 2023 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.