Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Филатовой В.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании 24 октября 2022 года гражданское дело по иску Ситулиной Елены Николаевны к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Московской области "Сергиево-Посадская районная больница" о возмещении расходов на лечение, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Ситулиной Елены Николаевны
на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 14 января 2022 года по гражданскому делу N 2-5381/2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 27 апреля 2022 года по гражданскому делу N 33-13269/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В,
УСТАНОВИЛА:
Ситулина Е.Н. обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Московской области "Сергиево-Посадская районная больница" (далее по тексту - ГБУЗ МО "Сергиево-Посадская районная больница") о возмещении расходов на лечение, компенсации морального вреда.
Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 14 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 27 апреля 2022 года, исковые требования Ситулиной Е.Н. оставлены без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе Ситулина Е.Н. просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, указывая на наличие оснований для возмещения материального ущерба и компенсации морального вреда, ввиду установления судом факта отказа выдачи ответчиком направления на получение медицинской помощи в другом субъекте, считая отказ незаконным.
Заслушав доклад судьи, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
Такого характера нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Как установлено судом, Ситулина Е.Н. застрахована в системе обязательного медицинского страхования.
Из медицинской карты Ситулиной Е.Н. следует, что 20 августа 2021 года она обратилась на прием к "данные изъяты" ГБУЗ МО "Сергиево-Посадская районная больница", проведен осмотр, сданы анализы.
Согласно записям медицинской карты от 27 августа 2021 года обследование Ситулиной Е.Н. продолжено. Из записи от 31 августа 2021 года следует, что Ситулина Е.Н. пришла за направлением на оперативное лечение в перинатальный центр г. Ярославль. Пациенту предложено получение направления в МОНИАГ и в любой перинатальный центр Московской области. Рекомендовано обратиться к заведующему отделением. Иных записей в медицинской карте Ситулиной Е.Н. не содержится.
Согласно медицинской карты ООО "Медицинский центр диагностики и профилактики плюс" стационарного больного Ситулиной Е.Н, истцу установлен диагноз: "данные изъяты"
Как следует из материалов дела, 10 сентября 2021 года Ситулина Е.Н. самостоятельно заключила договор на оказание платных медицинских услуг с ООО "Медицинский центр диагностики и профилактики плюс" на оказание медицинских услуг по хирургическому лечению указанного заболевания на сумму 149188 рублей, которые ею были оплачены, операция проведена.
Из показаний допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля "данные изъяты" ГБУЗ МО "Сергиево-Посадская районная больница" ФИО8 следует, что обнаруженную у Ситулиной Е.Н. "данные изъяты" можно отнести к гигантским размерам, а также, что Ситулина Е.Н. по возрасту относится к женщинам репродуктивного возраста. После 31 августа 2021 года Ситулина Е.Н. к ней на прием не обращалась.
Разрешая спор и принимая решение об отказе Сутулиной Е.Н. во взыскании понесенных ею расходов на лечение, организованного ею самостоятельно, а также компенсации морального вреда, суд первой инстанции исходил из того, что истец не реализовала право на получение бесплатной медицинской помощи в соответствии с установленным государством порядком, а обстоятельства, свидетельствующие о невозможности соблюдения установленного законом порядка получения бесплатной медицинской помощи, судом не установлены, истцом не доказаны. В связи с чем, отсутствуют основания для возмещения расходов, связанных с самостоятельным обращением гражданина в медицинские организации.
Кроме того, суд указал, что постановленный Ситулиной Е.Н. диагноз требовал хирургического лечения, относящегося к видам высокотехнологичной медицинской помощи, в то время, как хирургическое лечение при данном заболевании у женщин репродуктивного возраста в соответствии с п. 6 раздела II указанной Программы относится к видам высокотехнологичной медицинской помощи, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования федеральным государственным учреждениям и медицинским организациям частной системы здравоохранения, бюджетных ассигнований федерального бюджета в целях предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, и бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия находит выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном толковании и применении норм материального права.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее - в сфере охраны здоровья), и определяет:
1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;
2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;
3) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;
4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;
5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников (статья 1 ФЗ от 21 ноября 2011 года N 323).
Согласно статье 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" основными принципами охраны здоровья являются, в том числе, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
Пунктом 5 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что пациент имеет право на выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" застрахованные лица имеют право на 1) бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая: а) на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования; б) на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования; 2) выбор страховой медицинской организации путем подачи заявления в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования.
Исходя из приведенных нормативных положений, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья граждан, право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируется системой закрепляемых в законе мер, включающих в том числе как определение принципов охраны здоровья, качества медицинской помощи, порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, так и установление ответственности медицинских организаций и медицинских работников за причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" одним из видов медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, является специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.
Частью 8 статьи 34 указанного Федерального закона предусмотрено, что организация оказания высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется с применением единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года N 2299 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" содержит Раздел I и Раздел II.
В Разделе I закреплен Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Пункт 4 данного Перечня включает в себя наименование вида высокотехнологической медицинской помощи - хирургическое органосохраняющее и реконструктивно-пластическое лечение распространенных форм "данные изъяты"
Из данного пункта следует, что хирургическое лечение "данные изъяты" у женщин репродуктивного возраста осуществляется путем удаления опухоли в пределах здоровых тканей с использованием лапароскопического и комбинированного доступа, с иммуногистохимическим исследованием удаленных тканей.
В Разделе II закреплен Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования федеральным государственным учреждениям и медицинским организациям частной системы здравоохранения, бюджетных ассигнований федерального бюджета в целях предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологической медицинской помощи, и бюджетных ассигнований бюджетов Российской Федерации.
Пункт 6 данного Перечня включает в себя наименование вида высокотехнологической медицинской помощи - хирургическое лечение "данные изъяты" с использованием робототехники.
Из данного пункта следует, что хирургическое лечение "данные изъяты" у женщин репродуктивного возраста осуществляется путем проведения реконструктивно-пластической, органосохраняющей операции с применением робототехники.
Согласно пункту 15 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лечащий врач - это врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения.
На основании части 6 статьи 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" выбор медицинской организации за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Такой порядок утвержден Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 года N 1342н (далее - Приказ N1342н), в соответствии с пунктами 4, 6, 12 которого застрахованное лицо для получения первичной медико-санитарной помощи в системе ОМС в плановой форме за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором оно застраховано, должно обратиться в медицинскую организацию, оказывающую первичную медико-санитарную помощь, с письменным заявлением о выборе медицинской организации (так называемое "прикрепление"), а для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме за пределами территории субъекта Российской Федерации - получить направление, выданное лечащим врачом выбранной гражданином медицинской организации, принявшей заявление о выдаче направления (медицинской организации, к которой застрахованное лицо прикреплено).
Порядок направления лечащим врачом застрахованных лиц в медицинские организации для оказания медицинской помощи в соответствии с едиными требованиями базовой программы ОМС строго регламентирован - направление лечащего врача для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме может быть выдано только при наличии особых медицинских показаний (пункты 3 и 7 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 декабря 2020 года N 1363н).
Следовательно, получение направления лечащего врача медицинской организации, выбранной застрахованным лицом в соответствии с Приказом N 1342н, является одним из обязательных условий для получения специализированной плановой медицинской помощи застрахованными лицами как по месту жительства, так и в медицинской организации за пределами субъекта Российской Федерации, в котором проживает застрахованное лицо.
Указанный порядок позволяет обеспечивать максимально эффективное и обоснованное оказание медицинской помощи пациенту, поскольку именно врачи медицинской организации, выбранной пациентом в соответствии с Приказом N 1342н, в процессе наблюдения за пациентом и историей его болезни имеют наиболее объективное представление о его состоянии и необходимости оказания специализированной медицинской помощи в плановом порядке, в том числе, и посредством направления в иную медицинскую организацию.
Соблюдение указанного порядка позволяет территориальным органам ФОМС эффективно расходовать средства на действительно необходимую медицинскую помощь, учитывать изменения в количественных показателях программы ОМС на территории субъектов Российской Федерации, планировать соответствующие обоснованные перерасчеты и выплаты.
Порядок направления граждан на оказание специализированной, в том числе, высокотехнологичной помощи, установлен приказом Минздрава России от 2 октября 2019 года N 824н "Об утверждении Порядка организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения".
Согласно пункту 11 Порядка от 2 октября 2019 года N 824н медицинские показания к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи определяет лечащий врач медицинской организации, в которой пациент проходит диагностику и лечение в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи и (или) специализированной медицинской помощи, с учетом права на выбор медицинской организации.
Наличие медицинских показаний к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи подтверждается решением врачебной комиссии указанной медицинской организации, которое оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.
Пунктом 12 Порядка от 2 октября 2019 года N 824н предусмотрено, что медицинскими показаниями для направления на оказание высокотехнологичной медицинской помощи является наличие у пациента заболевания и (или) состояния, требующих применения высокотехнологичной медицинской помощи в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи.
При направлении пациента на оказание высокотехнологичной медицинской помощи при необходимости осуществляется проведение консультаций (консилиумов врачей) с применением телемедицинских технологий при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой (пункт 13 Порядка).
При наличии медицинских показаний к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, подтвержденных в соответствии с пунктом 11 настоящего Порядка, лечащий врач медицинской организации, в которой пациент проходит диагностику и лечение в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи и (или) специализированной медицинской помощи (далее - направляющая медицинская организация) оформляет направление на госпитализацию для оказания высокотехнологичной медицинской помощи на бланке направляющей медицинской организации, которое должно быть написано разборчиво от руки или в печатном виде, заверено личной подписью лечащего врача, личной подписью руководителя медицинской организации (уполномоченного лица), печатью направляющей медицинской организации, на которой идентифицируется полное наименование медицинской организации в соответствии с учредительными документами (пункт 14 Порядка).
Руководитель направляющей медицинской организации или иной уполномоченный руководителем работник медицинской организации в течение трех рабочих дней передает направление на госпитализацию, в том числе, посредством специализированной информационной системы, почтовой и (или) электронной связи (пункт 16 Порядка): в принимающую медицинскую организацию, если ВМП включена в базовую программу ОМС.
Пациент (его законный представитель) вправе самостоятельно представить оформленный комплект документов в ОУЗ (в случае оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования) или в принимающую медицинскую организацию (в случае оказания высокотехнологичной медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования) (пункт 17 Порядка).
Как следует из материалов дела, Ситулина Е.Н. зарегистрирована на территории Московской области, является застрахованным лицом, ей выдан полис обязательного медицинского страхования ООО "СМК РЕСО-Мед" (Московская область).
Ситулина Е.Н. 20 августа 2021 года в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования обратилась к лечащему врачу Поликлиники N 2 ГБУЗ МО "Сергиево-Посадская РБ" с просьбой выдать ей направление на госпитализацию в ООО "Медицинский центр диагностики и профилактики плюс", расположенное в Ярославской области, работающего в сфере обязательного медицинского страхования, включенного в реестр медицинских организаций, намеренных осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Ярославской области в 2021 году.
В выдаче направления на госпитализацию в данное лечебное учреждение Ситулиной Е.Н. ГБУЗ МО "Сергиево-Посадская РБ" отказано. Предложено получить направление на госпитализацию в профильные центры Московской области, а также в ГБУЗ МО "МОНИИАГ".
27 августа 2021 года Ситулина Е.Н. обратилась к главному врачу ГБУЗ МО "Сергиево-Посадская РБ" за разъяснением причин отказа выдачи направления на получение медицинской помощи в выбранной ей медицинской организации на территории Ярославской области, ссылаясь на незаконность созданных ей препятствий в своевременной медицинской помощи и возможном нанесении вреда ее здоровью.
Согласно письму ГБУЗ МО "Сергиево-Посадская РБ" N 38540 от 8 сентября 2021 года, Ситулиной Е.Н. отказано в выдаче направления на госпитализацию в выбранное лечебное учреждение, поскольку при направлении на плановую госпитализацию должны соблюдаться требования Постановления Правительства Московской области от 29 декабря 2020 года N 1050/43 "О Московской областной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и плановый период 2022 и 2021 годов". ООО "Медицинский центр диагностики и профилактики плюс" отсутствует в реестре медицинских организаций, перечисленных в указанном Постановлении Правительства Московской области. Указано также, что необходимое оперативное вмешательство в связи с установленным диагнозом, не относится к категории высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы ОМС.
Согласно заключению ГУБЗ Ярославской области "Перинатальный центр" Ситулиной Е.Н. в соответствии с ее диагнозом показана высокотехнологическая медицинская помощь: оперативное лечение в плановом порядке (лапароскопия гинекологическая).
8 сентября 2021 года Ситулиной Е.Н. заключен договор на оказание платных медицинских услуг с ООО "Медицинский центр диагностики и профилактики плюс" (г. Ярославль) на оказание медицинских услуг по хирургическому лечению указанного заболевания. Произведена оплата в сумме 149188 рублей.
Согласно представленной в материалы дела медицинской документации, Ситулиной Е.Н. проведено оперативное лечение ("данные изъяты").
Обращаясь с иском в суд о взыскании с ответчика расходов на лечение и компенсации морального вреда, Ситулина Е.Н. ссылалась на нарушение ГБУЗ МО "Сергиево-Посадская РБ" ее права как гражданина Российской Федерации в части оказания ей своевременной медицинской помощи, в части выбора ею принимающей медицинской организации и врача, гарантированные Федеральным законом N 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а также как гражданина, участвующего в системе обязательного медицинского страхования, гарантированные Федеральным законом N 326-ФЗ от 29 ноября 2010 года "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", поскольку полученная ею высокотехнологичная медицинская помощь должна была быть оплачена Фондом обязательного медицинского страхования. Однако из-за действий ответчика, не выдавшего направление на госпитализацию, оплата лечения была произведена самостоятельно.
К способам защиты гражданских прав, предусмотренным статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, относится, в частности, возмещение убытков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками, как установлено в пункте 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
Учитывая вышеприведенные правовые нормы, исходя из предмета и основания заявленных Ситулиной Е.Н. исковых требований, при разрешении спора о возмещении убытков, суду следовало установить обстоятельства, имеющие значение для дела: наличие у истца убытков, обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между отказом ГБУЗ МО "Сергиево-Посадская РБ" в выдаче истцу направления на госпитализацию и понесенными истцом расходами на получение платных медицинских услуг; необходимость проведения срочного оперативного вмешательства; нарушение ответчиком порядка при выдаче направления на его проведение; наличие показаний именно к оплаченному виду медицинской помощи; наличие либо отсутствие возможности проведения оперативного вмешательства в ГБУЗ МО "МОНИИАГ", ввиду отсутствия свободной записи.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При разрешении спора о компенсации морального вреда, судами не установлены в качестве обстоятельств, имеющих значение для дела: наличие либо отсутствие медицинских показаний у Ситулиной Е.Н. на получение высокотехнологичной медицинской помощи, в соответствии с Разделом 1 Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования; соблюдение ответчиком процедуры выдачи направления на госпитализацию; законность отказа медицинского учреждения в выдаче направления на оказание медицинской помощи в другом субъекте, в соответствии с нормами закона и нормативно-правовыми актами; факт нарушения действиями ответчика прав пациента на оказание необходимой медицинской помощи; наличие нравственных страданий истца, причиненных действиями ответчика, в связи с отказом в выдаче направления на госпитализацию; наличие оснований для опасений истца за состояние своего здоровья, ожиданием записи на госпитализацию.
Приведенные нормативные положения судами первой и апелляционной инстанций к спорным отношениям применены не были, юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения требований определены и установлены не были.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
Однако, суды названные требования норм материального и процессуального права не выполнили.
Ввиду изложенного, обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 14 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 27 апреля 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Сергиево-Посадский городской суд Московской области.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.