Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Черновой Н.В, Потеминой Е.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к территориальному отделу "Воронежский" филиала "Западный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании права на обеспечение жилым помещением, признаний решения об отказе в восстановлении на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, обязании принять решение о восстановлении на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, по кассационной жалобе ФИО1
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 24 мая 2022 г, заслушав доклад судьи Черновой Н.В, судебная коллегия
установила:
Нечаев А.Н. обратился в суд с иском к территориальному отделу "Воронежский" филиала "Западный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, в котором просил признать за ним право на обеспечение жилым помещением; признать решение начальника территориального отдела "Воронежский" филиала "Западный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации N 01-11/532 от 2 апреля 2021 г. об отказе в восстановлении его на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении незаконным; обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской федерации принять решение о восстановлении его на учете лиц, признанных нуждающимися в жилых помещениях, с 8 июня 2001 г.; обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации внести его кандидатуру в Единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в обеспечении жилым помещений (компьютерную базу данных) Министерства обороны Российской Федерации с датой принятия на учет 8 июня 2001 г.
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 20 сентября 2021 г. исковые требования удовлетворены.
Признано право Нечаева А.Н. на обеспечение жилым помещением.
Признано решение начальника территориального отдела "Воронежский" филиала "Западный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации N 01-11/532 от 2 апреля 2021 г. об отказе в восстановлении Нечаева А.Н. на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении незаконным.
На Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность принять решение о восстановлении Нечаева Д.Н. на учете лиц, признанных нуждающимися в жилых помещениях, с 8 июня 2001 г. и внести кандидатуру Нечаева А.Н. в Единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в обеспечении жилым помещении (компьютерную базу данных) Министерства обороны Российской Федерации с датой принятия на учет 8 июня 2001 г.
Апелляционным определением Воронежского областного суда от 24 мая 2022 г. решение суда первой инстанции отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Нечаев А.Н. просит отменить апелляционное определение как вынесенное с нарушением норм права.
При рассмотрении дела судебная коллегия руководствуется частью статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), согласно которой обжалуемые акты подлежат проверке в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 9 июня 1994 г. на заседании жилищной комиссии Воронежского ОВК принято решение ходатайствовать перед командованием о постановке в очередь при ОВК на получение жилья военнослужащих, в том числе Нечаева А.Н. (3 чел.).
Согласно протоколу N 14 от 8 июня 2001 г. заседания жилищной комиссии военного комиссариата Воронежской области жилищной комиссией постановлено в соответствии с Законом РФ 1998 г. "О статусе военнослужащих" оставить Нечаева А.Н. в списках очередников на получение жилья (улучшении жилищных условий) с обеспечением жилой площадью через Воронежскую КЭЧ МВО.
Нечаев А.Н. уволен с военной службы в запас приказом командующего МВО от 25 июня 2001 г. N 0157. Общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет 17 лет.
При увольнении истец жильем по линии Министерства обороны не обеспечивался.
Приказом военного комиссара Воронежской области N 137 от 14 августа 2001 г. Нечаев А.Н. с 22 августа 2001 г. исключен из списков личного состава военного комиссариата Воронежской области и направлен на учет в ВК Центрального района г. Воронежа.
Истец является собственником земельного участка, по адресу: "адрес", ГСК "Приозерный", гараж 245, и нежилого здания по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ
По сведениям Военного комиссариата Воронежской области Нечаев А.Н, проходивший военную службу на офицерских должностях с 1993 г. по 2001 г, весь период службы состоял в очереди на получение жилья. Жилищное дело находится в Воронежской КЭЧ МВО.
Воронежская КЭЧ МВО, согласно приказу Министра обороны РФ от 17 декабря 2010 г. N 1871 реорганизована в форме присоединения к ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ и ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
На обращение Нечаева А.Н. от 17 марта 2020 г. в Департамент жилищного обеспечения Минобороны России 6 мая 2020 г. ему дан ответ о том, что он не относится к категории граждан, имеющим права на обеспечение жильем, в соответствий со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", так как в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях не состоит. Сведения о включении в реестр в Департамент органом военного управления не передавались. Оснований для обеспечения жилым помещением (жилищной субсидией) от Минобороны России не имеется.
Согласно ответу Военного комиссариата Воронежской области от 12 мая 2020 г. на обращение истца, жилищное дело Нечаева А.Н. находилось в Воронежской КЭЧ Московского военного округа, которая была реорганизована в 2010 г, при этом, было рекомендовано обратиться в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения", которое занимается вопросами жилищного учета и обеспечения жилым помещением военнослужащих не территории Воронежского гарнизона.
Из ответа Минобороны России от 28 мая 2020 г. следует, что при наличии документов, подтверждающих принятие Нечаева А.Н. на учет нуждающихся в жилых помещениях, их необходимо предоставить в уполномоченный орган Департамента 2 отдела ФГКУ "Западрегионжилье".
На обращение в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" дан ответ от 11 июня 2020 г, согласно которому Нечаев А.Н. не находится в едином реестре военнослужащих принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и информация о принятии на учет во 2 отделе (г. Воронеж) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ отсутствует.
Из письма 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ от 3 сентября 2020 г. следует, что заявление Нечаева А.Н. от 31 июля 2020 г. о восстановлении на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении рассмотрено. По результатам рассмотрения заявления сообщено, что представленные истцом документы не могут неопровержимо подтвердить факт его нахождения на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, На повторное обращение Нечаева АН. с заявлением о восстановлении в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, начальником территориального отдела "Воронежский" филиала "Западный" ФГАУ "Росжилкомплекс" 2 апреля 2021 г. дан ответ о невозможности восстановления его на учете нуждающихся в жилых помещениях в связи отсутствием документов, подтверждающих принятие его на учет нуждающихся в жилых помещениях до увольнения его со службы, не предоставлением их с заявлением и документами, предусмотренными пунктом 1 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федераций от 30 сентября 2010 г. N 1280 "О предоставлении военнослужащим. Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений".
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 2, 4, 1515.1 Федерального закона N 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих", с учетом Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан уволенных с военной службы в запас или в отставку и службу в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной пожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", исходил из установленного факта нуждаемости Нечаева А.Н. в предоставлении жилого помещения, поскольку общая продолжительность службы истца в Вооруженных силах Министерства обороны Российской Федерации составила более 10 лет, он был уволен со службы по состоянию здоровья, с 5 июня 2001 г. поставлен в общую очередь на получение жилья, тем самым, был признан нуждающимся в жилом помещении.
При этом суд первой инстанции также исходил из того, что протокол N 14 от 8 июня 2001 г. не был отменен, с момента постановки на жилищный учет в 2001 г. жилищные условия истца не изменились. В связи с чем, суд счел доводы ответчика о не предоставлении истцом заверенных копий документов и о том, что решение, принятое на заседании жилищной комиссии, не подтверждает постановку на учет, не состоятельными.
Также суд первой инстанции учел, что в настоящее время на ведение реестра нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в Министерстве обороны уполномочен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и его структурные подразделения, которым является Территориальный отдел "Воронежский" филиал "Западный" ФГАУ "Росжилкомплекс" МО РФ. В связи с чем, после расформирования Воронежской КЭЧ МВО, в котором истец состоял на жилищном учете, электронные базы учета с жилищными делами должны быть переданы в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Суд первой инстанции отклонил доводы ответчиков о том, что Нечаев А.Н. с 15 декабря 2012 г. зарегистрирован по месту жительства в жилом доме по адресу: "адрес", г. "адрес" Карла Маркса, "адрес", принадлежащем на праве собственности Ломанцевой Е.Н, в связи с чем обеспечен жилой площадью свыше учетной нормы, поскольку каких-либо родственных отношений с собственником данного жилого помещения истец не имеет, членом ее семьи не является, договор найма с данным собственником не заключался, а наличие записи о его регистрации в домовой книге не свидетельствует о том, что истец вселен в данное жилое помещение в качестве члена семьи собственника.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из отсутствия доказательств признания истца в установленном порядке нуждающимся в обеспечении жилым помещением и принятии его на учет с указанной даты уполномоченным органом. Одной из причин, послужившей для отказа Нечаеву А.Н. в восстановлении на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, содержащейся в обжалуемом истцом письме от 2 апреля 2021 г. N 01-11/532, явилось не выполнение им требований пункта 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, а именно, не представление полного объема документов, предусмотренных данными положениями.
При этом обязанность представить уполномоченному органу сведения о своем проживании в указанный период времени и соответственно выписки из домовых книг и копии лицевых счетов с мест жительства возложена на истца. Однако указанная обязанность истцом не исполнена и сведения не предоставлены.
То обстоятельство, что по итогу рассмотрения рапорта Нечаева А.Н. перед увольнением с военной службы, 8 июня 2001 г. жилищной комиссией военного комиссариата было принято решение в соответствии с Законом РФ от 1998 г. "О статусе военнослужащих" оставить Нечаева А.Н. в списках очередников на получение жилья (улучшение жилищных условий), обеспечить Нечаева А.Н. жилой площадью через Воронежскую КЭЧ МВО в соответствии с требованиями приказа МО РФ 2000 г. N80, не подтверждает факт постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и его правомерности.
Согласно Положению о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота, утвержденного приказом Минобороны СССР от ДД.ММ.ГГГГ, N, КЭЧ района руководит квартирно-эксплуатационной службой и ведает обеспечением всеми видами квартирного довольствия воинских частей, приписанных к КЭЧ района. Кроме обязанностей, предусмотренных статьей 47 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил СССР, на КЭЧ района возлагается учет военнослужащих, нуждающихся в жилой площади. Данный учет производился посредством обобщения списков очередников из воинских частей, дислоцированных на подведомственной территории и внесение их в автоматизированную систему учета военнослужащих - электронную базу "Учет". Ведение и хранение жилищных дел (документов) военнослужащих, тем более лиц, уволенных с военной службы, не велось, Положением и другими ведомственными документами не предусматривалось. Доказательств тому, что ФИО1 состоял на жилищном учете в электронной базе "Учет" Воронежской КЭЧ не имеется.
Нечаев А.Н, несмотря на сокращение Воронежской КЭЧ МВО путем её реорганизации в 2010 г, своим жилищным вопросом не интересовался до мая 2020 г, в том числе нахождением его во вновь созданном едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обратившись во вновь созданный в 2010 г. Департамент жилищного обеспечения Минобороны Российской Федерации лишь в 2020 г, а, исходя из пояснений представителя истца в суде апелляционной инстанции об отказе Нечаева А.Н. ранее от предлагавшейся ему жилищной субсидии в связи с незначительностью ее размера - об отсутствии заинтересованности в обеспечении жильем.
С данными выводами суда апелляционной инстанции судебная коллегия не может согласиться.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим-гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и проживающими совместно с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 (далее - Правила), установлено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (пункт 9).
Основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является проживание на служебной жилой площади (подпункт "ж" пункта 7 Правил).
Порядок принятия военнослужащих на учет в качестве нуждающихся в период с 7 июля 2000 г. по 21 сентября 2008 г. устанавливался Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации".
Согласно пункту 28 указанного Приказа военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
Пунктом 25 данного Приказа предусмотрено, что военнослужащие, которые в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечиваются служебными жилыми помещениями (жилыми помещениями в общежитиях), признаются нуждающимися в получении служебных жилых помещений (жилых помещений в общежитиях) по основаниям, определенным указанным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80 и действовавшей до 9 ноября 2010 г. (далее - Инструкция), было установлено, что постановка военнослужащих на жилищный учет, а также предоставление им жилых помещений относились к компетенции соответствующих жилищных комиссий, действовавших под руководством командования. Проведение ежегодной перерегистрации военнослужащих, состоящих на жилищном учете, и непосредственный административный контроль за деятельностью жилищных комиссий, в том числе по принятию ими конкретных решений, находились в ведении КЭЧ района (гарнизона) (п. п. 26, 28, 30, 37 Инструкции).
Материалы дела не содержат сведений о том, что при проведении КЭЧ района в соответствии с п. 30 Инструкции ежегодных перерегистраций очередников выявлялись какие-либо нарушения жилищного законодательства в отношении истца.
В связи с тем, что в ноябре 2010 года система и компетенция органов, ответственных за обеспечение жильем военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации изменилась, Приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 г. N 1455 уполномоченными органами в этой области были определены Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, а также специализированные организации - Региональные управления жилищного обеспечения и их структурные подразделения.
Согласно п. 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Между тем требования приведенных выше правовых норм судом апелляционной не были учтены, обстоятельства применительно к данным нормам судом не установлены.
Судом первой инстанции установлено, что Нечаев А.Н. в 2001 г. в соответствии с действовавшим жилищным законодательством был поставлен в очередь на получение жилья (улучшение жилищных условий) решением уполномоченного на это органа, которое не отменено, при увольнении в запас по состоянию здоровья оставлен в указанной очереди на основании решения жилищной комиссии, до настоящего времени жильем не обеспечен.
Опровергая выводы суда первой инстанции и приходя к противоположному, чем суд первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из отсутствия доказательств признания истца в установленном порядке нуждающимся в обеспечении жилым помещением и принятии его на учет с указанной даты уполномоченным органом. Доказательств того, что Нечаев А.Н. состоял на жилищном учете в электронной базе "Учет" Воронежской КЭЧ не имеется.
При этом, не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, в нарушение приведенных выше норм процессуального права суд апелляционной инстанции в мотивировочной части апелляционного определения не привел доводов, по которым отвергнуты доказательства, установленные судом первой инстанции. Тем самым суд апелляционной инстанции допустил нарушение норм процессуального права, устанавливающих правила доказывания в гражданском процессе и правила исследования и оценки доказательств.
Согласно части 1 статьи 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 16 от 22 июня 2021 г. "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Поименованные выше требования закона и указания Пленума Верховного Суда РФ судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 61 ГПК РФ), судебная коллегия находит необходимым отменить апелляционное определение в части определения порядка пользования спорным жилым помещением и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и подлежащими применению нормами материального и процессуального закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 24 мая 2022 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна:
Судья Н.В. Чернова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.