Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Хорошевской М.В, Зариповой Ю.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России на решение Соликамского городского суда Пермского края от 08 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 30 ноября 2022 года, принятые по делу N2а-753/2022 по иску Томашова Сергея Борисовича к ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России о признании незаконными действий, взыскании компенсации.
Заслушав доклад судьи Хорошевской М.В. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Томашов С.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий администрации исправительного учреждения ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю, выразившихся в нарушении сроков направления его обращений, порядка вручения корреспонденции административному истцу, не получения бандероли, в связи с чем просил взыскать компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 30 000 рублей.
В обоснование заявленных требований Томашов С.Б. указал на нарушение сроков отправки его обращений, что нарушило его право на переписку с надзорными органами; на вручение ему корреспонденции в исправительном учреждении ненадлежащими лицами, а именно осужденным из числа хозяйственной обслуги - дневальным санитаром, а также на то обстоятельство, что поступившая на его имя бандероль не была перенаправлена по месту его убытия - ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю.
Определением Соликамского городского суда Пермского края от 22 апреля 2022 года административное дело N 2а-753/2020 объединено в одно производство с административными делами N 2а-827/2022 и N 2а-789/2022 по административным исковым заявлениям Томашова С.Б. к ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю в части нарушения сроков отправки и порядка вручения корреспонденции истцу.
Определением Соликамского городского суда Пермского края от 08 июля 2022 года в связи с частичным отказом Томашова С.Б. от заявленных требований производство по делу в части требований административного истца о признании незаконными действий ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю, выразившихся в нарушении цензуры направленного в его адрес ответа Губернатора Пермского края от 28 февраля 2022 года прекращено.
Решением Соликамского городского суда Пермского края от 08 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 30 ноября 2022 года, административный иск удовлетворен частично. Признаны незаконными действия администрации ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю по несвоевременному отправлению обращений административного истца в Свердловский районный суд г. Перми за исходящими N Т-328 от 01 февраля 2022 года, Т-479 и Т-480 от 10 февраля 2022 года, в адрес Губернатора Пермского края за исходящим N Т-325 от 01 февраля 2022 года, в Пермский краевой суд за исходящим Т-326 от 01 февраля 2022 года, в Государственную инспекцию по труду г. Перми за исходящим N Т-481 от 10 февраля 2022 года, а также в части неполучения бандероли. С Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказания за счет казны Российской Федерации в пользу Томашова С.Б. взыскана компенсация за нарушение условий содержания под стражей в размере 5 000 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе, направленной 28 марта 2023 года, представитель ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных Томашовым С.Б. требований отказать в полном объеме. В обоснование заявленных требований указывает, что на момент обращения Томашова С.Б. с административным иском письма были ему переданы, срок вручения почтовой корреспонденции осужденным не регламентирован действующим законодательством РФ, доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий не представлено, ровно как и наличие правовой заинтересованности административного истца для признания незаконными действий административных ответчиков после получения конвертов и бандероли.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Частью 5 статьи 227.1 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Согласно частям 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном КАС РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В соответствии со статьей 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса (часть 1); направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к лишению свободы, адресованных в органы, указанные в части четвертой статьи 12 настоящего Кодекса, и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания (часть 3); предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных лишению свободы, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, Европейский Суд по правам человека, и ответы на них цензуре не подлежат; указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного
рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности (часть 4); органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных (часть 6).
Пунктом 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N295, установлено, что указанные почтовые отправления не позднее одного рабочего дня (за исключением выходных и праздничных дней) передаются операторам связи для их доставки по принадлежности. О принятии предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденному выдается расписка от имени администрации исправительного учреждения с указанием даты передачи жалобы представителю исправительного учреждения.
В соответствии с положениями п. 95 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, посылки, передачи и бандероли осужденные могут получать сразу же по прибытии в исправительное учреждение. При их поступлении в адрес лиц, не имеющих на то права, а также освобожденных либо умерших, возвращаются отправителям наложенным платежом с указанием причин возврата. Посылки и бандероли, адресованные осужденным, переведенным в другие исправительные учреждения, пересылаются по месту их нового содержания за счет средств федерального бюджета.
Из материалов дела следует, что Томашов С.Б. прибыл из ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю для прохождения стационарного лечения в филиале "Больница N 2" ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России.
Находясь на лечении, 27 января 2022 года и 07 февраля 2022 года передал сотрудникам исправительного учреждения ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю обращения в Свердловский районный суд г.Перми за исходящими NТ-328 от 01 февраля 2022 года, Т-479 и Т-480 от 10.02.2022 года, 28 января 2022 года - в адрес Губернатора Пермского края за исходящим N Т-325 от 01 февраля 2022 года и в Пермский краевой суд за исходящим Т-326 от 01 февраля 2022 года, 07 февраля 2022 года - в Государственную инспекцию по труду г. Перми за исходящим N Т-481 от 10 февраля 2022 года, 08 февраля 2022 года - в адрес службы судебных приставов по Мотовилихинскому району г. Перми УФССП по Пермскому краю.
Вместе с тем, как верно установлено судами, направленная административным истцом через администрацию учреждения 27.01.2022г, 28.01.2022 г. и 07.02.2022г. корреспонденция поступила в почтовое отделение лишь 01.02.2022г. и 10.02.2022г. соответственно, что свидетельствует о нарушении установленного вышеприведенными правовыми положениями срока.
Более того, как следует из материалов дела, в связи с нарушением сотрудниками исправительного учреждения п. 95 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, Томашовым С.Б. не получена направленная на его имя бандероль, ввиду убытия административного истца в другое исправительное учреждение. При этом, бандероль не была направлена по месту его нового содержания.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций, установив приведенные нарушения со стороны сотрудников ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю, учитывая требования разумности и справедливости, постановили о присуждении в пользу административного истца размера компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в сумме 5000 рублей, признав незаконными действия администрации ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю.
Оснований не согласиться с выводами судебных инстанций судебная коллегия не усматривает.
Принимая решение о частичном удовлетворении административного искового заявления Томашова С.Б. и определении размера взыскиваемой в пользу административного истца компенсации, суды первой и апелляционной инстанций, вопреки доводам кассационной жалобы, исходили из принципов разумности и справедливости, учитывая, характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, а также отсутствие необратимых, тяжелых последствий для административного истца.
Также нельзя согласиться с доводами кассационной жалобы об отсутствии доказательств наступления для административного истца каких-либо неблагоприятных последствий.
Так, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний, им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Между тем, административными ответчиками доводы Томашова С.Б. о нарушении его прав как несвоевременной отправкой почтовой корреспонденции, так и не направлением ему бандероли к месту убытия, не опровергнуты, что прямо свидетельствует о праве административного истца на получение компенсации, определенной с учетом требований разумности и справедливости и вне наступления негативных последствий.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии правового регулирования сроков в сфере передачи осужденным корреспонденции со стороны администрации исправительного учреждения, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку, в настоящем случае административным истцом заявлялись требования, связанные с нарушением сроков на отправку почтовой корреспонденции, а не на ее вручение, тогда как сроки отправки корреспонденции прямо регламентированы п. 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N295 и были нарушены административным ответчиком.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций о частичном удовлетворении административного иска являются верными, нормы материального права применены и истолкованы правильно, а процессуальных нарушений, которые в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации могут повлечь отмену оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Соликамского городского суда Пермского края от 08 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 30 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.