Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Печенкиной Н.А, судей Трапезниковой И.И, Кокоевой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России на решение Ленинского районного суда г. Перми от 05 октября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 06 марта 2023 года по административному делу N2а-3725/2022 по административному иску Савельева Александра Евгеньевича к ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России о присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкиной Н.А, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Савельев А.Е. обратился с административным иском к ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России, с учетом уточнения требований, просил признать ненадлежащими условия содержания, выразившиеся в неоказании медицинской реабилитации в период с 15 февраля 2018 года по 14 июня 2022 года, присуждении компенсации в размере 160 000 руб.
Требования мотивированы тем, что он с 26 июня 2017 года отбывал наказание в ФКУ ИК-4 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, с 09 сентября 2021 года - в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю, является инвалидом I группы бессрочно, передвигается в инвалидном кресле; индивидуальными программами реабилитации от 15 февраля 2018 года и от 22 января 2021 года была установлена нуждаемость его в медицинской реабилитации, которая проведена только 13 июня 2022 года.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 05 октября 2022 года, с учетом определения об исправлении описки от 19 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 06 марта 2023 года, признаны ненадлежащими условия содержания Савельева А.Е, выразившиеся в неоказании медицинской реабилитации в периоды с 15 февраля 2018 года по 10 ноября 2020 года, с 22 января 2021 года по 14 июня 2022 года; с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации взыскана компенсация за нарушение условий содержания в размере 80 000 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (поступила в суд первой инстанции 11 апреля 2023 года) представитель административных ответчиков выражает несогласие с принятыми судебными актами, ссылаясь на положения статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также на то, что нарушения не являлись длительными, не несли негативных последствий для административного истца, размер компенсации завышен, просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, принять новое решение.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку таких нарушений судами не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления о нарушении условий содержания под стражей и присуждении компенсации, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагает на организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 2 статьи 62, пункт 4 части 9, часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
На основании части 1 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
Пунктом 194 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, установлено, что администрация исправительного учреждения обеспечивает осужденных-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации необходимым объемом реабилитационных мероприятий, предоставляет возможность пользования техническими средствами реабилитации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Савельев А.Е. с 26 июня 2017 года отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-4 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, с 09 сентября 2021 года - в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю.
Савельев А.Е. является "данные изъяты", Бюро 24 - филиал "ГБ МСЭ по Пермскому краю" разработаны индивидуальные программы реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА) от 15 февраля 2018 года и от 22 января 2021 года.
Разрешая спор, суды, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "ГОСТ Р 52877-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги по медицинской реабилитации инвалидов. Основные положения и "ГОСТ Р 52877-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги по медицинской реабилитации инвалидов. Основные положения", установив, что вышеуказанные индивидуальные программы реабилитации или абилитации инвалида устанавливают необходимость проведения Савельеву А.Е. мероприятий медицинской реабилитации, а на ГУФСИН России по Пермскому краю, как исполнителе услуг по медицинской реабилитации инвалида, в соответствии с вышеуказанными индивидуальными программами реабилитации лежит обязанность по организации проведения Савельеву А.Е. соответствующих мероприятий медицинского характера, однако данная обязанность в вышеуказанный период не исполнена, пришли к выводу о необеспечении надлежащих условий содержания Савельева А.Е, выразившиеся в неоказании медицинской реабилитации в периоды с 15 февраля 2018 года по 10 ноября 2020 года, с 22 января 2021 года по 14 июня 2022 года.
Приняв во внимание характер и продолжительность нарушений, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, о наличии оснований для присуждения административному истцу компенсации за нарушение условий содержания в размере 80 000 рублей.
При установленных фактических обстоятельствах, оснований не соглашаться с указанными выводами судов не имеется. Выводы судебных инстанций являются мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При определении размера взыскиваемой компенсации суды приняли во внимание все юридически значимые обстоятельства, в том числе характер нарушений и их продолжительность, принципы разумности и справедливости. Само по себе несогласие административных ответчиков с размером компенсации, не свидетельствует о наличии оснований для изменения или отмены судебных актов. Оценка вопросов, связанных с определением размера компенсации, относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Вопреки доводам жалобы, оснований для отказа в удовлетворении требований по мотиву пропуска срока обращения административного истца в суд с вышеуказанным административным иском, судами не установлено.
Приведенные в жалобе доводы заявителя не опровергают выводы судебных инстанций, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Оснований для отмены или изменения судебных актов, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 05 октября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 06 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 07 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.