Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Печенкиной Н.А, судей Тетюева С.В, Кокоевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы УФСИН России по Тюменской области, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тюменской области на решение Заводоуковского районного суда Тюменской области от 7 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 26 октября 2022 года по административному делу N 2а-954/2022 по административному исковому заявлению Заводоуковского межрайонного прокурора о признании незаконным бездействия ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тюменской области, УФСИН России по Тюменской области, возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Тетюева С.В, возражения прокурора Никитиной Н.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Заводоуковский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тюменской области, УФСИН России по Тюменской области о признании незаконным бездействия ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тюменской области по оборудованию объектов планами эвакуации, отвечающими требованиям законодательства; о возложении обязанности на ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тюменской области оборудовать все объекты планами эвакуации, выполненными на фотолюминесцентной основе; о возложении обязанности на УФСИН России по Тюменской области обеспечить финансирование ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тюменской области для выполнения указанных мероприятий.
В обоснование иска указано, что по результатам проведенной проверки установлено, что все объекты ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тюменской области оснащены планами эвакуации, не отвечающими требованиям законодательства, а именно выполнены не на фотолюминесцентной основе.
Решением Заводоуковского районного суда Тюменской области от 1 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 25 октября 2021 года, административные исковые требования удовлетворены.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 13 апреля 2022 года указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Заводоуковский районный суд Тюменской области.
Решением Заводоуковского районного суда Тюменской области от 7 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 26 октября 2022 года, административные исковые требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тюменской области по оборудованию всех объектов, а именно: режимных корпусов, общежития осужденных отряда хозяйственного обслуживания, столовой, административного корпуса, комнаты длительных свиданий, караульного помещения, штаба, помещения тыловой службы планами эвакуации, не отвечающими требованиям законодательства. На ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тюменской области возложена обязанность по оборудованию всех объектов ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тюменской области планами эвакуации, выполненными на фотолюминесцентной основе. На УФСИН России по Тюменской области возложена обязанность по обеспечению финансирования ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тюменской области для выполнения мероприятий по оборудованию всех объектов ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тюменской области планами эвакуации, выполненными на фотолюминесцентной основе.
В кассационных жалобах, поданных 20 апреля 2023 года, административные ответчики УФСИН России по Тюменской области, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тюменской области просили указанные судебные акты отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что ГОСТ 34428-2018. Межгосударственный стандарт. Системы эвакуационные фотолюминесцентные. Общие технические условия не распространяется на планы эвакуации, используемые ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тюменской области; показания специалиста "данные изъяты" судам необходимо было оценить критически.
Прокуратурой Тюменской области представлены возражения на кассационные жалобы.
В соответствии с ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кассационные жалобы рассмотрены в отсутствие не явившихся в суд представителей административных ответчиков и заинтересованного лица, которые извещены надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационных жалоб, заслушав прокурора, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу положений ст. 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Пунктом 2.5.1 устава ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тюменской области предусмотрено, что учреждение обеспечивает безопасность лиц, находящихся на его территории, пожарную безопасность, предупреждение и тушение пожаров на объектах учреждения.
На основании ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу п. 5 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479, в отношении здания или сооружения (кроме жилых домов), в которых могут одновременно находиться 50 и более человек, а также на объекте с постоянными рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации организует разработку планов эвакуации людей при пожаре, которые размещаются на видных местах.
Приказом Ростехрегулирования от 23 июля 2009 года N 260-ст был утвержден действовавший до 1 мая 2022 года ГОСТ Р 2.2.143-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля, согласно п. 6.2.7 которого планы эвакуации следует выполнять на основе фотолюминесцентных материалов.
Приказом Росстандарта от 18 ноября 2021 года N 1503-ст с 1 мая 2022 года введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации межгосударственный стандарт ГОСТ 34428-2018 "Системы эвакуационные фотолюминесцентные. Общие технические условия" (далее - ГОСТ 34428-2018), согласно которому в фотолюминесцентных эвакуационных системах используют фотолюминесцентные планы эвакуации, разработанные в строгом соответствии с общей стратегией эвакуации в конкретном здании и с учетом особенностей поведения людей, находящихся на объекте (п. 9.3.9.1).
При рассмотрении дела судами установлено, что по результатам проверки Заводоуковским межрайонным прокурором в адрес и.о. начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тюменской области было внесено представление от 4 октября 2019 года N 54-2019 об устранении выявленных нарушений в области пожарной безопасности. Было указано на несоблюдение требований нормативных документов в части выполнения планов эвакуации не на фотолюминесцентной основе.
По данному представлению в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тюменской области была проведена служебная проверка, по результатам которой виновные лица были привлечены к дисциплинарной ответственности.
Начальником ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тюменской области направлена в УФСИН России по Тюменской области заявка от 5 июня 2020 года на выделение денежных средств для устранений нарушений требований пожарной безопасности, указанных в представлении прокурора, однако на день подачи административного искового заявления выявленные в ходе прокурорских проверок нарушения устранены не были.
Ввиду неустранения вышеуказанных нарушений Заводоуковский межрайонным прокурором в адрес начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тюменской области повторно было внесено представление от 28 мая 2020 года N 48-2020.
По результатам проведенных в отношении ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тюменской области проверок выявлены нарушения требований пожарной безопасности, включая то, что все планы эвакуации в данном учреждении выполнены не на фотолюминесцентной основе, что отражено в справках от 30 марта 2021 года и от 12 апреля 2021 года.
Установив, что несоблюдение требований пожарной безопасности ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тюменской области может привести к недопустимому риску в области обеспечения безопасности жизни и здоровью людей, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований, предъявленных к указанному административному ответчику.
Позиция судов основана на правильном толковании и применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам административного дела.
Вопреки доводам жалоб суды при рассмотрении дела по существу сделали правильный вывод о необходимости соблюдения ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тюменской области положений ГОСТ 34428-2018 в части использования фотолюминесцентных планов эвакуации.
Оценив собранные по делу доказательства, суды нижестоящих инстанций заключили, что имеющиеся в зданиях следственного изолятора планы эвакуации не смогут способствовать обеспечению безопасности людей в случае возникновения пожара, в том числе в ночное время, когда естественное освещение отсутствует, а искусственное аварийное освещение включается не автоматически (механическим способом, то есть вручную соответствующим должностным лицом). Несогласие административных ответчиков с оценкой доказательств, произведенной судами в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, основанием для отмены обжалуемых судебных актов быть не может.
Вместе с тем имеются основания для отмены обжалуемых судебных актов в части удовлетворения требований прокурора, предъявленных к УФСИН России по Тюменской области.
В соответствии с положениями ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
В силу ст. 162 БК РФ к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе следственных изоляторов), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
В свою очередь УФСИН России по Тюменской области в соответствии с Положением о нем, утвержденным приказом ФСИН России от 11 июня 2015 N 518, является территориальным органом ФСИН России и распорядителем (получателем) бюджетных средств, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности которого осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по отношению к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тюменской области в его полномочия входит доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств (п. 4.3 устава ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тюменской области).
Возлагая на УФСИН России по Тюменской области обязанность обеспечить финансирование заявленных в иске прокурором мероприятий, суды нижестоящих инстанций не учли требования бюджетного законодательства, тем самым ограничив права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, допустили тем самым нарушение установленного ст. 10 Конституции Российской Федерации принципа разделения властей. Понуждение УФСИН России по Тюменской области к финансированию заявленных в иске мероприятий является фактическим вмешательством в административно-хозяйственную деятельность территориального органа, являющегося применительно к положениям ст. 6 БК РФ распорядителем (получателем) бюджетных ассигнований главного распорядителя бюджетных средств ФСИН России.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты в связи с нарушением норм материального права подлежат отмене в части удовлетворения требований к УФСИН России по Тюменской области с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении административного иска. В остальной части судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Заводоуковского районного суда Тюменской области от 7 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 26 октября 2022 года отменить в части удовлетворения требований о возложении на УФСИН России по Тюменской области обязанности обеспечить финансирование ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тюменской области для выполнения мероприятий по оборудованию всех объектов ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тюменской области планами эвакуации, выполненными на фотолюминесцентной основе.
В указанной части принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Заводоуковского межрайонного прокурора.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения, кассационные жалобы УФСИН России по Тюменской области, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тюменской области - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационных жалоб Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.