Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.
судей Зариповой Ю.С, Хорошевской М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Надымского района на решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 января 2023 года по административному делу N 2а-1080/2022 по административному иску Надымского городского прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Надымского района о признании незаконным бездействия и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, объяснения представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации Москвитина Н.Н, доводы кассационной жалобы полгавшего необоснованными, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Надымский городской прокурор в защиту неопределенного круга лиц, а также Попова С.В. обратился с административным иском к Администрации Надымского района, в котором, с учетом уточнения требований, просил признать незаконным бездействие административного ответчика по неисполнению обязанности по созданию условий беспрепятственного пользования жилыми и нежилыми помещениями в доме 8 по ул. Заводская г. Надыма для граждан с ограниченными физическими возможностями (инвалидов), просил возложить обязанность на административного ответчика по созданию для граждан с ограниченными физическими возможностями (инвалидов) условий беспрепятственного пользования жилыми и нежилыми помещениями в доме 8 по ул. Заводская г. Надыма в соответствии с требованиями "СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001" (далее - СП 59.13330.2020), утвержденными приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года N 904/пр: обеспечить вход в здание пандусом с установленными вдоль обеих сторон ограждениями с поручнями, обеспечить входную площадку дома для доступа на первый этаж стационарным пандусом, привести параметры наружной лестницы в соответствие с пунктами 5.1.12, 5.1.13 СП 59.13320.2020 в срок до 01 сентября 2022 года.
Требования мотивировал тем, что на основании договора безвозмездного пользования нежилыми помещениями, расположенными по адресу г. Надым, ул. Заводская, д. 8, кв.кв. 128, 129, Надымской местной общественной организации инвалидов "Созидание" (далее - НМООИ "Созидание"), председателем которой является Попов С.В, органом местного самоуправления предоставлены нежилые помещения в многоквартирном доме, не оборудованном специальными средствами обеспечения беспрепятственного доступа для инвалидов и других маломобильных групп, что нарушает права последних, лишает их возможности пользоваться нежилыми помещениями, в том числе с целью выдачи средств реабилитации нуждающимся.
Решением Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 января 2023 года, административный иск удовлетворен частично. На Администрацию Надымского района возложена обязанность по созданию для граждан с ограниченными физическими возможностями условий беспрепятственного пользования помещениями, расположенными в доме 8 по ул. Заводская в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020: обеспечить вход в здание со стороны дворового фасада пандусом с установленными вдоль обеих сторон ограждениями с поручнями согласно требованиями пункта 6.1.2 СП 59.13320.2020, обеспечить входную площадку дома для доступа на первый этаж стационарным пандусом; привести параметры наружной лестницы в соответствие с требованиями пунктов 5.1.12, 5.1.13 СП 59.13320.2020 в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
В поданной 27 апреля 2023 года кассационной жалобе Администрация Надымского района, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять по делу новое решение об отказе в иске.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом и заблаговременно, поэтому судебная коллегия рассмотрела административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований по настоящему административному делу не имеется.
Как установлено при рассмотрении дела, 24 августа 2021 года между Департаментом муниципального имущества Администрации Надымского района и НМООИ "Созидание" заключен договор безвозмездного пользования муниципальным недвижимым имуществом N 38/2021, по условиям которого ссудодатель передал ссудополучателю нежилые помещения NN 12, 13, 14 и 40 в доме 11 по ул. Заводская, а также нежилые помещения - квартиры NN 128, 129 в доме 8 по ул. Заводская. Имущество является муниципальной собственностью муниципального округа Надымкий район, учитывается в реестре муниципального имущества МО Надымский район, используется ссудополучателем в целях обеспечения деятельности НМООИ "Созидание". Договор заключен на срок до 24 августа 2024 года.
В соответствии с Уставом НМООИ "Созидание" создано и осуществляет свою деятельность для реализации следующих целей: защита прав и законных интересов инвалидов, обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах общественной жизни; интеграция инвалидов в общество; иных целей, направленных на достижение благ инвалидов; оказывает услуги инвалидам по прокату технических средств реабилитации, в том числе колясок инвалидных.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что материалами дела подтверждена возможность организации для граждан с ограниченными физическими возможностями условий пользования нежилыми и жилыми помещениями, расположенными в доме 8 по ул. Заводская, в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020, а обязанность создания таких условий в целях социальной защиты граждан с ограниченными физическими возможностями возложена на административного ответчика.
Судебная коллегия кассационного суда находит данные выводы правильными, соответствующими нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов).
Статьей 2 названного Федерального закона определено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно статье 15 Закона о социальной защите инвалидов федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (пункт 1 части 1).
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций (часть 2 статьи 15 Закона о социальной защите инвалидов).
Жилищный кодекс Российской Федерации в пункте 5.1 статьи 2 предусмотрел, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают не только условия для осуществления гражданами права на жилище, но и условия для беспрепятственного доступа инвалидов к общему имуществу в многоквартирных домах.
Частью 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с данным Кодексом, другими федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года N 649 утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила), которые применяются к жилым помещениям, входящим в состав, в том числе муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами, и используемым для их постоянного проживания, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения.
В пункте 2 Правил закреплено, что доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
В целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения, проводится обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором он проживает (пункт 4 Правил).
Материалами дела подтверждено, что в жилом доме по адресу: г. Надым, ул. Заводская, д. 8, проживает заинтересованное лицо Куваева Е.М, инвалид первой группы по общему заболеванию, которая имеет нарушения здоровья, приведшие к невозможности самостоятельного передвижения.
Привлечение Куваевой Е.М. к участию в указанном административном деле в качестве заинтересованного лица соответствует требованиям статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предоставляющей суду полномочия привлекать к участию в деле иных лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты решением суда. При этом в ходе рассмотрения дела Куваева Е.М. в письменном заявлении требования административного иска поддержала.
Суждения в кассационной жалобе о том, что Куваева Е.М. утратила право проживания в жилом доме в связи с истечением срока договора социального найма, не подтверждены объективными доказательствами, состоятельными признаны быть не могут. Тем более, что основания проживания данного лица в жилом доме не входят в число обстоятельств, подлежащих выяснению при разрешении настоящего дела.
В этом же доме органом местного самоуправления предоставлены нежилые помещения НМООИ "Созидание", которые с учетом целей и фактически осуществляемой организацией деятельности обоснованно, с приведением исчерпывающих выводов в судебных актах отнесены судами нижестоящих инстанций к объектам социальной инфраструктуры.
Следовательно, административное исковое заявление предъявлено прокурором, вопреки доводам кассационной жалобы, в целях обеспечения конституционных прав неопределенного круга лиц, имеющих нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость их социальной защиты. При таких обстоятельствах у судов первой и апелляционной инстанций не имелось оснований для отказа в принятии заявления прокурора или прекращения производства по данному делу.
Вход в вышеуказанный жилой дом не оборудован какими-либо средствами доступа для инвалидов, что лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, подтверждено, в частности, актом обследования от 28 сентября 2022 года, составленным Комиссией муниципального округа Надымский район по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.
Заключением указанной комиссии от 30 сентября 2022 года, которое носит рекомендательный характер, возможность приспособления общего имущества в вышеуказанном многоквартирном доме с учетом обеспечения условий доступности для инвалидов поставлена в зависимость от проведения капитального ремонта дома или его реконструкции, и, как следствие, от получения согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Действительно, в силу положений пункта 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 6 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решение о реконструкции многоквартирного дома может быть принято с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (правообладателей объекта капитального строительства).
В то же время частью 4.1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 462-ФЗ, предусмотрено, что приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в части 3 статьи 15 настоящего Кодекса, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.
Доводы кассационной жалобы о том, что указанная норма не применима в рассматриваемых правоотношениях, в том числе в связи с организацией доступа к нежилым помещениям, состоятельными признаны быть не могут, основаны на ошибочном толковании правовых норм.
Суждения о том, что строительство пандуса повлечет увеличение расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, которые покрываются собственниками жилых помещений многоквартирного дома, ничем не обоснованы и не могут являться основанием неприменения вышеуказанной нормы закона.
В силу положений статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Эти требования закона к оценке доказательств судами нижестоящих инстанций выполнены, всем представленным по делу доказательствам, в том числе показаниям свидетелей, заключению комиссии, дана надлежащая правовая оценка. Заключение комиссии от 30 сентября 2022 года, вопреки мнению автора жалобы, подлежит оценке наряду с другими доказательствами, не имеет для суда заранее установленной силы.
Кассационная жалоба направлена на переоценку установленных судами обстоятельств и не содержит доводов, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела и могли повлиять на обоснованность и законность судебных актов. Несогласие автора жалобы с выводами судебных инстанций не является достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены или изменения судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Надымского района - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное решение изготовлено 21 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.