Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гречкань Н.И, судей Зориной С.А, Бурматовой Г.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по кассационной жалобе ООО "Центр коммунального сервиса" на решение Варненского районного суда Челябинской области от 7 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 2 февраля 2023 года, вынесенные по гражданскому делу N 2-373/2022 по иску Пропста Виктора Степановича к Обществу с ограниченной ответственностью "Центр коммунального сервиса" о заключении договора и перерасчете коммунальных платежей.
Заслушав доклад судьи Зориной С.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Пропст В.С. обратился с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Центр коммунального сервиса" о возложении обязанности на ООО "ЦКС" направить в его адрес договор на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов и произвести перерасчет платы за предоставление коммунальных услуг за период с 2018 года по 03 августа 2021 года, исключить незаконно начисленную сумму - 17340, 39 руб.
В обоснование исковых требований указал, что является собственником жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: "данные изъяты". 20 мая 2022 года он получил квитанцию на оплату коммунальных услуг в размере 17340, 39 руб. С указанной квитанцией не согласен, считает, что она выставлена незаконно. Услуга по вывозу твердых коммунальных отходов (далее ТКО) ответчиком фактически ему оказана не была. Региональный оператор не направил и не заключил с ним договор на вывоз ТКО. Вывоз ТКО не осуществлялся. Конклюдентных действий, выраженных в выкидывании мусора в машину ответчика он не совершал, данную машину, осуществляющую сбор ТКО, не видел. Самая ближайшая площадка с контейнером находится от его дома на расстоянии 800 метров, мешки для сбора мусора ответчиком ему не предоставлялись.
Решением Варненского районного суда Челябинской области от 7 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 2 февраля 2023 года, исковые требования удовлетворены частично. Суд возложил на ООО "ЦКС" обязанность произвести перерасчет платы за предоставление коммунальных услуг, в жилом доме по адресу: "данные изъяты" за период с 2018 года по 03 августа 2021 года, исключив из расчета задолженность в размере 17340, 39 руб. В удовлетворении остальных требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные постановления, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, о причинах неявки не сообщили. При этом информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии установленных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "ЦКС" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Магнитогорского кластера Челябинской области и осуществляет свою деятельность в рамках Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенного с Министерством экологии Челябинской области.
Пропст В.С. принадлежит ? доли в праве собственности на квартиру общей площадью 66, 2 кв.м, расположенную по адресу "данные изъяты" По состоянию на 20 мая 2022 года ему начислена задолженность за период с 2018 года по 3 августа 2021 года в сумме 17340, 39 руб, из которых: услуги по обращению с ТКО - 13571, 36 руб, пеня за услуги по обращению с ТКО - 3769, 03 руб.
Как следует из материалов дела, предложение о заключении договора по обращению с твердыми коммунальными отходами и типовой договор опубликованы на официальном сайте cksl74.ru и в газете "Советское село" выпуск N 21 (8704) от 3 июня 2017 года. Согласно копии газеты "Советское село" N 21(8704) от 3 июня 2017 года, региональным оператором ООО "Центр коммунального сервиса" размещено предложение о заключении договора, адресованное всем собственникам твердых коммунальных отходов - всем собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, адреса которых относятся к территории Варненского муниципального района, а также проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Приказом Министерства экологии Челябинской области от 24 декабря 2018 года N 1562 утверждена территориальная схема обращения с отходами в Челябинской области, куда был включен п. Красный Октябрь Варненского района Челябинской области. Данная схема опубликована в газете "Южноуральская панорама" 21 января 2019 года.
Согласно договору N Ц080/1-18 от 15 марта 2018 года, заключенному между ООО "ЦКС" (региональный оператор) и ООО "Эковывоз" (оператор), региональный оператор поручает, а оператор принимает на себя оказание услуг по сбору твердых коммунальных отходов в местах сбора, указанных в Приложении N 1 к настоящему договору, и транспортированию собранных твердых коммунальных отходов для размещения (временного накопления) на Магнитогорскую свалку (пункт 2.1 договора). Оператор приступает к оказанию услуги с 15 марта 2018 года (пункт 4.1 договора). Оператор обязан предоставить региональному оператору на постоянной основе на весь период действия договора доступ к системе Глонасс на каждое транспортное средство оператора (пункт 6.2.5 договора). В отношении каждого мусоровоза вести маршрутный журнал по форме, согласованной с Региональным оператором, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов (пункт 6.2.6 договора). Настоящий договор вступает в действие с даты его подписания и действует до 16 мая 2027 года (пункт 11.1 договора).
В приложении N 1 к договору N Ц080/1-18 от 15 марта 2018 года указаны места погрузки, количество контейнеров, периодичность и время вывоза твёрдых коммунальных отходов оператором. Населенный пункт Красный Октябрь Варненского района Челябинской области в перечне мест погрузки не указан.
В соответствии с постановлением Администрации Варненского муниципального района от 21 января 2021 года N 45 "Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов Варненского муниципального района Челябинской области" контейнерная площадка по адресу: "данные изъяты" включена в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории Варненского муниципального района Челябинской области на основании Постановления администрации Варненского муниципального района Челябинской области 21 января 2021 года N 45. Контейнерные баки на указанной площадке были установлены 01 августа 2021 года.
Отказывая в удовлетворении требования о возложении на ответчика обязанности по направлению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, суд первой инстанции исходил из того, что данный договор считается заключенным на условиях типового договора, вступивших в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Удовлетворяя исковые требования о возложении обязанности осуществить перерасчет платы за период с 2018 по 3 августа 2021 года, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156, исходил из того, что в спорный период услуга по вывозу ТКО не была оказана, поскольку контейнерные баки на площадке к дому, расположенному по адресу: "данные изъяты" установлены 01 августа 2021 года, доказательства вывоза ТКО в данный период бесконтейнерным способом не представлены.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Выводы судов основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
При рассмотрении дела судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, приняты необходимые меры для выяснения прав и обязанностей сторон, бремя доказывания между сторонами распределено правильно, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.
Оспаривая законность вынесенных судебных актов, заявитель указывает, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления TKО, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами, региональный оператор обязан осуществлять вывоз ТКО только с контейнерных площадок, включенных в территориальную схему, обязанность по установлению контейнерных площадок и ведению реестра контейнерных площадок возложена на органы местного самоуправления.
Согласно п. 148 (22) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства от 06 мая 2011 N 354 (далее - Правила N354), исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и производить расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Согласно п.9 Правил обращения с ТКО, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 (далее - Правила N1156), потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае, если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления ТКО, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления ТКО в орган исполнительной власти субъекта РФ, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления ТКО.
Согласно п.10 указанных Правил N 1156, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах, б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Согласно пункту 4 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Проанализировав действия сторон, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии в районе дома истца контейнерных площадок для сбора ТКО, удовлетворяющих указанным требованиям, а также доказательств предоставления ООО "Центр коммунального сервиса" коммунальной услуги по обращению с ТКО в спорный период собственнику жилого дома, в связи с чем, начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за спорный период является неправомерным.
Указание заявителя о том, что Региональный оператор не несет ответственность за отсутствие размещенных на нормативно установленном расстоянии от жилого дома контейнерных площадок, выводы судов о фактическом не оказании истцу услуг по обращению с ТКО не опровергает. Кроме того, отсутствие контейнерных площадок на расстоянии менее 100 метров от дома истца не исключало возможности оказания услуг ответчиком иным способом, в том числе путем складирования ТКО в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права.
Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Варненского районного суда Челябинской области от 7 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 2 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Центр коммунального сервиса" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.