Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Гречкань Н.И.
судей
Бурматовой Г.Г, Зориной С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шадринского межрайонного прокурора, действующего в интересах Кислинского Николая Васильевича, к государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения N 2" о признании отказа незаконным, возложении обязанности, по кассационной жалобе государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения N 2" на решение Шадринского районного суда Курганской области от 23 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 14 февраля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Бурматовой Г.Г, объяснения прокурора Главного гражданско-судебного управления Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Голованова А.И, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шадринский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Кислинского Н.В, 1938 года рождения, к государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения N 2" (далее - ГКУ "Управление социальной защиты населения N 2") о признании незаконным отказа Кислинскому Н.В. 1938 г. рождения в предоставлении меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на уплату взноса, возложении обязанности произвести перерасчет.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения проверки по обращению Кислинского Н.В. 1938 г. рождения в действиях ГКУ "Управление социальной защиты населения N 2" выявлены нарушения жилищного законодательства. Истец Кислинский Н.В. 1938 г. рождения состоит в зарегистрированном браке с Кислинской Л.П, 1937 г. рождения у них имеется в собственности жилое помещение, которое приобретено ими в период брака на основании договора купли-продажи от 22 мая 2018 г, но оформлено на имя Кислинской Л.П.
Истец Кислинский Н.В. 1938 г. рождения состоит на учете в ГКУ "Управление социальной защиты населения N 2"в качестве получателя жилищно-коммунальной выплаты по категории "инвалид 3 группы", одновременно является лицом, достигшим возраста 80 лет.
Также на учете в ГКУ "Управление социальной защиты населения N 2" состоит его супруга Кислинская Л.П. 1937 г. рождения
Истец и его супруга с 14 октября 2021 г. зарегистрированы и проживают по адресу: "данные изъяты", площадь жилого помещения составляет 30, 6 кв.м.
Ответчик отказал истцу в компенсации расходов на уплату взноса за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома как гражданину, достигшему возраста 80 лет, поскольку он не является собственником жилого помещения.
Также Кислинской Л.П. 1937 г. рождения был произведен перерасчет компенсации с 1 ноября 2021 г. из расчета 30, 6 кв.м / 2 чел. х 6 руб. 97 коп. (минимальный тариф) (с 1 января 2022 г. - 9 руб. 45 коп.).
Поскольку указанная квартира в силу закона является совместной собственностью супругов Кислинских Л.П. и Н.В, то 21 апреля 2022 г. прокуратурой в адрес директора ГКУ "Управление социальной защиты населения N 2" внесено представление об устранении нарушений, но мер к восстановлению прав Кислинского Н.В. не предпринято.
Просил признать отказ ГКУ "Управление социальной защиты населения N 2" в назначении компенсации расходов на уплату взноса за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме Кислинскому Н.В. 1938 г. рождения незаконным; обязать ответчика назначить истцу компенсацию расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме с 1 ноября 2021 г.; обязать ответчика произвести перерасчет жилищно-коммунальной выплаты за период с 1 ноября 2021 г. по 31 декабря 2021 г. - 106 руб. 64 коп. в месяц, с 1 января 2022 г. по дату вынесения решения суда - 144 руб. 59 коп. в месяц.
Решением Шадринского районного суда Курганской области 23 ноября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегия по гражданским делам Курганского областного суда от 14 февраля 2023 г, исковые требования Шадринского межрайонного прокурора, действующего в интересах Кислинского Н.В, к "Управление социальной защиты населения N 2" о признании отказа незаконным, возложении обязанности удовлетворены частично.
Признан незаконным отказ ГКУ "Управление социальной защиты населения N 2" в назначении компенсации расходов на уплату взносов за капитальный ремонт имущества в многоквартирном доме Кислинскому Н.В. На ГКУ "Управление социальной защиты населения N 2" возложена обязанность назначить Кислинскому Н.В. компенсацию расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме с 1 ноября 2021 г, а также произвести перерасчет жилищно-коммунальной выплаты за период с 1 ноября 2021 г. по 31 декабря 2021 г. - 106 руб. 64 коп. в месяц, с 1 января 2022 г. по 23 ноября 2022 г. - 144 руб. 59 коп. в месяц.
В кассационной жалобе ответчик просит судебные постановления отменить, ссылаясь на незаконность.
В судебном заседании прокурор возражал против удовлетворения жалобы.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, руководствуясь статьями 113, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Заслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кислинский Н.В, 1938 г. рождения, состоит в зарегистрированном браке с Кислинской Л.П, 1937 г. рождения, с 4 февраля 1970 г, что подтверждается копией свидетельства о браке серии "данные изъяты" от 4 февраля 1970 г.
Кислинский Н.В. состоит на учете в ГКУ "Управление социальной защиты населения N 2" в качестве получателя жилищно-коммунальной выплаты по категории " "данные изъяты"".
31 января 2022 г. Кислинский Н.В. обратился в ГКУ "Управление социальной защиты населения N 2" с заявлением о перерасчете жилищно-коммунальной выплаты в связи с изменением места жительства.
Кислинский Н.В. до 16 сентября 2021 г. состоял на регистрационном учете по адресу: "данные изъяты"
С 14 октября 2021 г. зарегистрирован по месту жительства по адресу: "данные изъяты".
Супруга истца Кислинская Л.П. также состоит на учете в ГКУ "Управление социальной защиты населения N 2" с 1 октября 2018 г. в качестве получателя компенсации расходов на уплату взноса за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома. Компенсация ей предоставляется по адресу: "данные изъяты", по категории "одиноко проживающий неработающий собственник жилого помещения, достигший возраста 80 лет".
Поскольку по указанному адресу Кислинская Л.П. была зарегистрирована одна, то компенсация ей производилась в размере 100% расходов на уплату взноса по капитальному ремонту.
После регистрации по данному месту жительства ее супруга, размер компенсации ей пересчитали с 1 ноября 2021 г. из расчета 1/2 площади помещения.
Из материалов дела следует, что квартира N "данные изъяты" по адресу: "данные изъяты" на основании договора купли-продажи от 22 мая 2018 г. была приобретена супругами Кислинскими Н.В. и Л.П. в период брака и совместного проживания, право собственности в ЕГРН зарегистрировано за Кислинской Л.П. 24 мая 2018 г.
В связи с отказом Кислинскому Н.В. в предоставлении компенсации расходов по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, 21 апреля 2022 г. Шадринским межрайонным прокурором внесено представление в адрес директора ГКУ "Управление социальной защиты населения N 2", по результатам рассмотрения которого выявленные прокуратурой нарушения не устранены.
Из ответа на представление следует, что отказ в назначении компенсации Кислинскому Н.В. произведен согласно подпункту 1 пункта 10 Порядка (несоответствие заявителя категориям лиц, указанным в пункте 2 Порядка), поскольку заявитель не является собственником указанной квартиры.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что право совместной собственности на имущество, нажитое супругами в период брака, презюмируется, независимо от того, на кого из них оформлены правоустанавливающие документы. Факт государственной регистрации права собственности только на одного супруга не лишает другого супруга права на использование имущества по собственному усмотрению, в том числе на получение мер социальной поддержки.
Соглашаясь с приведенными выводами, суд апелляционной инстанции исходил из того, что истец относится к категории граждан, которым в соответствии с установленным Порядком предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан в Курганской области, поскольку достиг возраста 80 лет, проживает совместно с неработающим супругом пенсионного возраста, достигшим возраста 80 лет, в жилом помещении, находящемся в их общей совместной собственности.
Доводы ответчика о том, что документов, подтверждающих право собственности истца на жилое помещение, не представлено, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости единоличным собственником указанной квартиры является Кислинская Л.П, а ГКУ "Управление социальной защиты населения N 2" не вправе самостоятельно устанавливать факт наличия (отсутствия) совместной собственности супругов на жилое помещение, так же отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку из положений статей 33, 34 Семейного кодекса Российской Федерации следует, что право на имущество, нажитое супругами в период брака, принадлежит обоим супругам независимо от того, кем из них и на имя кого из них приобретено имущество (внесены денежные средства), выдан правоустанавливающий документ.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, мотивированы, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Конституция Российской Федерации провозглашает Россию правовым социальным государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статьи 1, 7, 18 и 19). Как подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации, отраженные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении благоприятных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 г. N 20-П и Определение от 15 февраля 2005 г. N 17-О).
Согласно части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, части 8 статьи 170 и части 5 статьи 181 настоящего кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Закон Курганской области от 03 декабря 2004 г. N 845 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Курганской области" устанавливает меры социальной поддержки, предоставляемые за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан Российской Федерации, проживающим на территории Курганской области.
Из пункта 5 и пункта 7 части 1 статьи 1 указанного Закона N 845 следует, что к категориям граждан, проживающих на территории Курганской области, в отношении которых настоящим Законом устанавливаются меры социальной поддержки, относятся в том числе: одиноко проживающие неработающие собственники жилых помещений, достигшие возраста восьмидесяти лет; собственники жилых помещений, достигшие возраста восьмидесяти лет, проживающие в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих граждан, достигших возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп.
В силу ст. 4-1 Закона N 845 лицам, указанным в пунктах 5 и 7 статьи 1 настоящего Закона, предоставляется мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, установленного постановлением Правительства Курганской области, и занимаемой общей площади жилого помещения в пределах размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленного постановлением Правительства Курганской области, предоставляется лицам, указанным в пунктах 5 и 7 статьи 1 настоящего Закона, - в размере 100 процентов.
В соответствии с положениями статьи 5 Закона N 845 (в ред. Закона Курганской области от 06 мая 2022 г. N 30, вступившего в силу с 01 августа 2022 г.) определение размера компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется на основании сведений о размере начисленной платы за наем и (или) за содержание жилого помещения, за коммунальные услуги, начисленного взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, сведений об оплате стоимости топлива, оплате услуг по вывозу жидких бытовых отходов с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (п.1).
Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме предоставляются ежемесячно.
Лицам, указанным в статьях 2, 3 и 4 настоящего закона, проживающим в жилых помещениях, площадь которых меньше социальной нормы площади жилого помещения, установленной настоящим законом, размер компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг определяется исходя из фактической площади жилого помещения (п.2).
В случае проживания в жилом помещении нескольких граждан, в том числе лиц, указанных в статьях 2, 3 и 4 настоящего закона (лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий), размер компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяется исходя из общей площади жилого помещения, размера начисленной платы за наем и (или) за содержание жилого помещения, за коммунальные услуги, начисленного взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, сведений об оплате стоимости топлива, оплате услуг по вывозу жидких бытовых отходов, приходящихся на долю каждого проживающего в жилом помещении гражданина, определяемую в порядке, установленном постановлением Правительства Курганской области (п.3).
Лицам, указанным в статье 4-1 настоящего закона, проживающим в жилых помещениях, площадь которых меньше размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленного Правительством Курганской области, размер компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме определяется исходя из фактической площади жилого помещения (п.4).
По выбору лиц, указанных в пунктах 4, 5, 6 и 7 статьи 1 настоящего закона, имеющих одновременно право на получение компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии со статьей 4-1 настоящего закона и иных мер социальной поддержки в части уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных федеральными законами, настоящим законом, иными нормативными правовыми актами, указанная компенсация или иная мера социальной поддержки в части уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме предоставляется по одному основанию (п.6).
Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных настоящим законом, устанавливается Правительством Курганской области (п.7).
Постановлением Правительства Курганской области от 20 июня 2016 г. N 184 утвержден "Порядок предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан в Курганской области".
Из указанного Порядка предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан в Курганской области следует, что компенсация предоставляется в соответствии с Законом Курганской области от 3 декабря 2004 г. N 845 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Курганской области": одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста восьмидесяти лет; собственникам жилых помещений, достигшим возраста восьмидесяти лет, проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих граждан, достигших возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп.
Назначение компенсации гражданам, указанным в пункте 2 Порядка, которые приобрели право на ее получение, либо изменили место жительства, за исключением изменения места жительства в пределах муниципального района (муниципального округа, городского округа) (далее - заявители), осуществляется органом социальной защиты населения на основании: 1) заявления о назначении компенсации с указанием всех граждан, зарегистрированных в жилом помещении совместно с заявителем, и даты их рождения, способа получения компенсации (через организации федеральной почтовой связи либо путем перечисления на счет заявителя, открытый им в кредитной организации), наименования специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор) (в случае формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на счете регионального оператора), или лица, на имя которого открыт специальный счет, предназначенный для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытый в кредитной организации (далее соответственно - владелец специального счета, специальный счет) (в случае формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на специальном счете). В заявлении о назначении компенсации должно также содержаться согласие заявителя и совместно зарегистрированных с ним граждан на обработку персональных данных; 2) документа, удостоверяющего личность заявителя; 3) документа, удостоверяющего право собственности заявителя на жилое помещение, в случае если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; 4) сведений из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на жилое помещение, принадлежащее заявителю на праве собственности; 5) сведений о регистрации заявителя и
граждан, проживающих совместно с заявителем, по месту жительства в жилом помещении; 6) сведений об инвалидности, содержащихся в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр инвалидов" (далее - федеральный реестр инвалидов) (для заявителей из числа лиц, указанных в подпунктах 3, 4 пункта 2 Порядка).
В соответствии с пунктом 13 Порядка размер компенсации определяется исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, установленного Правительством Курганской области, и занимаемой общей площади жилого помещения в пределах размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленного Правительством Курганской области.
При проживании в жилом помещении нескольких граждан, в том числе получателей компенсации, размер компенсации определяется с учетом общей площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого проживающего в нем гражданина, за исключением граждан, временно отсутствующих в жилом помещении в связи с проживанием в другом жилом помещении, прохождением военной службы по призыву, отбывания наказания в виде лишения свободы (абзац введен Постановлением Правительства Курганской области от 07 апреля 2022 г. N 93).
В соответствии с пунктом 23 Порядка в случае предоставления компенсации в завышенном или заниженном размере вследствие ошибки, допущенной при расчете размера компенсации, либо несвоевременного уведомления получателем компенсации о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера компенсации или прекращение выплаты компенсации, излишне выплаченные средства засчитываются в счет будущей выплаты компенсации, а при отсутствии права на получение компенсации в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем компенсации в бюджет Курганской области. При отказе от добровольного возврата указанные средства взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Недоплаченные средства выплачиваются получателю компенсации органом социальной защиты населения в месяце, следующем за месяцем, в котором была обнаружена ошибка.
Доводы кассационной жалобы ответчика о невозможности назначения истцу спорной компенсации по причине непредставления документов о праве собственности на жилое помещение, а ГКУ "Управление социальной защиты населения N 2" не вправе самостоятельно устанавливать факт наличия (отсутствия) совместной собственности супругов на жилое помещение, проверялись судом первой и апелляционной инстанций, в пределах предоставленных им полномочий в соответствии с требованиями статей 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и таким доводам была дана надлежащая оценка.
В частности, судом установлено, что в перечне документов для назначения компенсации, приведенном в пункте 4 Порядка, указано на возможность предоставления заявителем документа, удостоверяющего право собственности заявителя на жилое помещение, в случае если его право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
В данном случае ГКУ "Управление социальной защиты населения N 2" имело возможность разъяснить Кислинскому Н.В, учитывая его преклонный возраст, о необходимости представления таких документов, как свидетельства о заключении брака с Кислинской Л.П, правоустанавливающего документа на спорную квартиру (договора купли-продажи квартиры от 22 мая 2018 г.).
Вновь приведенные в жалобе эти доводы не могут повлечь отмену постановленных судебных актов, так как сводятся к несогласию с оценкой судами установленных обстоятельств по делу и не могут быть предметом рассмотрения суда кассационной инстанции ввиду отсутствия такихз полномочий в силу пункта 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Помимо этого, Постановлением администрации Курганской области от 20 декабря 2005 г. (в редакции от 10 октября 2017 г.) установлен региональный стандарт нормативной жилой площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Курганской области на одного члена семьи, состоящей из двух человек, 21 кв.м.
При производстве перерасчёта компенсации на уплату взносов на капитальный ремонт произведенный ответчиком третьему лицу Кислинской Л.П. в сторону уменьшения, т.е. из приходящейся на нее доли ("данные изъяты"), с учетом регистрации в жилом помещении ее супруга Кислинского Н.В.
Вместе с тем такой перерасчет произведен ГКУ "Управление социальной защиты населения N 2" без учета положений пункта 7 статьи 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 4-1 Закона Курганской области от 03 декабря 2004 г. N 845, согласно которым Кислинская Л.П. занимая со своим супругом пенсионером Кислинским Н.В. жилое помещение площадью "данные изъяты" кв.м. (не превышающей стандарт нормативной жилой площади на 2-х человек 42 кв.м, в том числе и на одиноко проживающего 33 кв.м.) была вправе получать компенсационную выплату на уплату взноса за капитальный ремонт в размере 100 % на всю жилую площадь.
Исходя из системного толкования положений пункта 3 Закона Курганской области от 03 декабря 2004 г. N 845 (в ред. от 06.12.2018 г.) и пункта 13 "Порядка предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан в Курганской области", регламентирующих порядок определения размера компенсации при проживании в жилом помещении нескольких граждан, следует, что такой порядок может быть применен, только при проживании в одном жилом помещении нескольких граждан, каждый их которых является получателем компенсации, в данном случае компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт.
Иное толкование противоречило бы положениям пункта 7 статьи 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 4-1, статьи 5 Закона Курганской области от 03 декабря 2004 г. N 845 (в ред. до 06 мая 2022 г.).
На дату сообщения Кислинской Л.П. об изменении состава лиц проживающих в жилом помещении, Кислинский Н.В. получателем компенсации взносов за капитальный ремонт не являлся.
Кроме того ни Закон Курганской области N 845 (в ред. от 26 декабря 2012 г. N 91, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), ни Порядок предоставления компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт (в ред. до 07 апреля 2022 г.), не предусматривали такого порядка определения размера компенсации, исходя из приходящейся на получателя компенсации площади жилого помещения, в том числе и в период за который супруге истца ответчиком был произведён перерасчет.
Неправильное толкование закона ГКУ "Управление социальной защиты населения N 2" привело к нарушению прав семьи материальных истцов, при том, что и Кислинский Н.В, и Кислинская Л.В. достигли восьмидесятилетнего возраста, безусловно имеют право на льготы и гарантии, предусмотренные региональным законодательством.
В связи с этим, избранный Кислинским Н.В, как сособственником жилого помещения, способ защиты права - получение компенсационной выплаты на уплату взносов на капитальный ремонт исходя из приходящейся на него доли в праве собственности на жилое помещение, соответствует требованиям закона, учитывая, что привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица Кислинская Л.П. не возражала против такого порядка получения компенсации в равных долях ей и ее супругом.
Уплата взносов на капитальный ремонт собственником Кислинской Л.П. производилась за счет общих доходов семьи, доли супругов в праве на которые в силу положений статьи 39 Семейного кодекса Российской Федерации являются равными.
Учитывая изложенное, Кислинский Н.В, являясь собственником жилого помещения, вправе быть получателем компенсационной выплаты на уплату взносов на капитальный ремонт, установленной Законом Курганской области от 03 декабря 2004 N 845 "О мерах социальной поддержки категорий граждан в Курганской области".
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к верному выводу, что Управление социальной защиты населения Курганской области ненадлежащим образом исполнило возложенные на него обязанности по защите прав и законных интересов семьи Кислинских П.Л. и Н.В, являющихся пенсионерами по старости, достигшими возраста 80 лет.
Действия должностных лиц не могут быть направлены против социально незащищенных групп населения либо на их дискриминацию, ни при каких обстоятельствах их права и законные интересы не должны умаляться.
В связи с чем, доводы ГКУ "Управление социальной защиты населения N 2" о том, что Кислинский Н.В. не имеет права на перерасчет, поскольку, получая льготу как инвалид 3 группы, не имел право на компенсацию взносов на капитальный ремонт, подлежат отклонению.
Ссылка автора жалобы на неясность резолютивной части решения основанием для отмены судебных актов также не является.
Из смысла решения первой инстанции однозначно следует, что ответчик обязан произвести Кислинскому Н.В. выплату компенсации на уплату взносов на капитальный ремонт за спорный период, а не удержать ее из причитающейся Кислинскому жилищно-коммунальной выплаты.
Судом первой и апелляционной инстанции верно разрешен спор при правильном определении характера правоотношений сторон и применении норм закона, подлежащих применению, исследовании обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора, в отсутствие нарушений процессуального закона.
Решение суда соответствует требованиям части 4 статьи 67, а также положениям части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционное определение постановлено в пределах полномочий суда апелляционной инстанции, предусмотренных статьями 327.1 и 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также соответствует требованиям статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Предусмотренных статьей 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Шадринского районного суда Курганской области от 23 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 14 февраля 2023 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения N 2" - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.