Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Гречкань Н.И.
судей
Бурматовой Г.Г, Зориной С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кандабарова Ивана Ивановича к обществу с ограниченной ответственностью "Центр коммунального сервиса" о заключении договора и перерасчете коммунальных платежей, по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Центр коммунального сервиса" на решение Варненского районного суда Челябинской области от 7 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 2 февраля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Бурматовой Г.Г, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кандабаров И.И. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Центр коммунального сервиса (далее - ООО "ЦКС") о возложения обязанности направить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: "данные изъяты" и произвести перерасчет платы за предоставление коммунальных услуг за период с 2018 г. по 3 августа 2021 г, исключив незаконно начисленную сумму оплаты за вывоз твердых коммунальных отходов на сумму 6276, 63 руб.
В обоснование требований указал, что истец является собственником квартиры по адресу: "данные изъяты" 20 июля 2021 г. ООО "ЦКС" выставлена квитанция об оплате задолженности в размере 6276, 63 руб, между тем, договор на вывоз твердых коммунальных отходов с истцом не заключался, в период с 2018 г. по 3 августа 2021 г. услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами не оказывалась, поскольку контейнерная площадка, баки, иные емкости для сбора твердых коммунальных отходов отсутствовали, ближайшая площадка с контейнерами была расположена на расстоянии около 800 м от дома, мешки для сбора мусора не выдавались, бесконтейнерный сбор не осуществлялся. Полагает, что начисление платы за вывоз твердых коммунальных отходов является незаконным.
Истец Кандабаров И.И, представитель ответчика ООО "ЦКС", представители третьих лиц администрации Варненского муниципального района Челябинской области, администрации Краснооктябрьского сельского поселения Варненского муниципального района Челябинской области, ООО "Эковывоз", ООО "Гарант-Сервис" в судебное заседание суда первой инстанции не явились, извещены.
Решением Варненского районного суда Челябинской области от 07 сентября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 2 февраля 2023 г, исковые требования Кандабарова И.И. удовлетворены частично. На ООО "ЦКС" возложена обязанность произвести перерасчет платы за предоставление коммунальных услуг по адресу: "данные изъяты" за период с 2018 г. по 3 августа 2021 г, исключив из расчета задолженность в размере 6276, 63 руб. В удовлетворении остальных требований отказано.
В кассационной жалобе истец просит судебные постановления отменить, полагая их незаконными.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, руководствуясь статьями 113, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Изучив материалы дела, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "ЦКС" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Магнитогорского кластера Челябинской области и осуществляет свою деятельность в рамках Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного с Министерством экологии Челябинской области.
Кандабаров И.И. является собственником квартиры, расположенной по адресу: "данные изъяты"
ООО "ЦКС" начислена Кандабарову И.И. плата за обращение с твердыми коммунальными отходами в размере 6276, 63 руб, являющаяся задолженностью за период с 2018 г. по 3 августа 2021 г..
Также из материалов дела следует, что предложение о заключении договора по обращению с твердыми коммунальными отходами и типовой договор опубликованы на официальном сайте cksl74.ru и в газете "Советское село" выпуск от 3 июня 2017 г. N 21 (8704). Согласно копии газеты "Советское село" от 3 июня 2017 г. N 21(8704), региональным оператором ООО "Центр коммунального сервиса" размещено предложение о заключении договора, адресованное всем собственникам твердых коммунальных отходов - всем собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, адреса которых относятся к территории Варненского муниципального района, а также проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Судом установлено и следует из пояснений представителя ответчика, в период с 2017 г. по 12 июля 2018 г. вывоз ТКО осуществлялся ООО "Гарант-Сервис" на основании договора N 0004 от 18 октября 2017 г... С 15 марта 2018 г. по настоящее время вывоз ТКО с территории Варненского района осуществляет оператор ООО "Эковывоз" на основании договора N Ц080/1-18 (л.д.32-35).
Согласно договору N 0004 от 18 октября 2017 г, заключенному между ООО "ЦКС" (региональный оператор) и ООО "Гарант-Сервис" (оператор), региональный оператор поручает, а оператор принимает на себя оказание услуг по сбору ТКО в места сбора, указанных в дополнительном соглашении к настоящему договору и транспортированию собранных ТКО для размещения (временного накопления) на полигон по адресу: "данные изъяты". Оператор обязался предоставить региональному оператору на постоянной основе на весь период действия договора доступ к системе Глонасс на каждое транспортное средство оператора, в отношении каждого мусоровоза вести маршрутный журнал по форме, согласованной с региональным оператором, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке ТКО).
В приложении N 1 к договору N 0004 от 18 октября 2017 г. содержится перечень поселков, находящихся в обслуживании оператора с 1 ноября 2017 г..
Дополнительным соглашением от 23 ноября 2017 г. к договору N 0004 от 18 октября 2017 г. в связи с увеличением территории обслуживания, с 1 декабря 2017 г. по 1 января 2018 г. дополнительно включены населенные пункты в Перечень поселков, находящиеся в обслуживании оператора. Поселок "данные изъяты" входил в перечень поселков, находящихся в обслуживании оператора.
Согласно договору N Ц080/1-18 от 15 марта 2018 г, заключенному между ООО "ЦКС" (региональный оператор) и ООО "Эковывоз" (оператор), региональный оператор поручает, а оператор принимает на себя оказание услуг по сбору ТКО в местах сбора, указанных в Приложении N 1 к настоящему договору, и транспортированию собранных ТКО для размещения (временного накопления) на Магнитогорскую свалку. Оператор обязан предоставить региональному оператору на постоянной основе на весь период действия договора доступ к системе Глонасс на каждое транспортное средство оператора. В отношении каждого мусоровоза вести маршрутный журнал по форме, согласованный с региональным оператором, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) ТКО. Настоящий договор вступает в действие с даты его подписания и действует до 16 мая 2027 г.
В приложении N 1 к договору Ц080/1-18 от 15 марта 2018 г. указаны места погрузки, количество контейнеров, периодичность и время вывоза ТКО оператором.
Населенный пункт "данные изъяты" в перечне мест погрузки не указан.
Отказывая в удовлетворении требования о возложении на ответчика обязанности по направлению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, суд первой инстанции указал, что данный договор считается заключенным на условиях типового договора, и вступивших в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Удовлетворяя требования истца о возложении обязанности осуществить перерасчет платы за период с 2018 г. по 3 августа 2021 г. на сумму в размере 6276, 63 руб, суд первой инстанции пришел к выводу о том, ответчиком в спорный период услуга по вывозу ТКО не была оказана, доказательства вывоза ТКО в данный период с контейнерной площадки, расположенной вблизи дома истца, не представлены.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами в полном объеме.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, мотивированы, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии по доводам кассационной жалобы не усматривается.
В силу пункта 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 148(22) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства от 06 мая 2011 г. N 354, исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и производить расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Согласно п. 9 Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае, если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления ТКО, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления ТКО в орган исполнительной власти субъекта РФ, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления ТКО.
Согласно п. 10 указанных Правил N 1156, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах, б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Проанализировав действия сторон, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии в районе дома истца контейнерных площадок для сбора ТКО, удовлетворяющих требованиям Правил, а также доказательств предоставления ответчиком коммунальной услуги по обращению с ТКО в спорный период истцу иным способом, в связи с чем, начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, является неправомерным.
Вопреки доводам жалобы, суд обоснованно исходил из того, что на территории, прилегающей к жилому дому истца, отсутствует контейнерная площадка для сбора бытовых отходов и мусора на расстоянии не более 100 м от жилого дома, более того, принадлежащий истцу жилой дом не относится ни к одной размещенной в населенном пункте контейнерной площадке, пакеты для складирования ТКО истцу не предоставлялись, иным способом мусор не вывозился, пришел к правомерному выводу о доказанности неоказания истцу услуг по обращению с ТКО.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности приведенных выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах, иную оценку достаточности и достоверности доказательств, вследствие чего не могут служить основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку применительно к положениям статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств, установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Судом верно разрешен спор при правильном определении характера правоотношений сторон и применении норм закона, подлежащих применению, исследовании обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора, в отсутствие нарушений процессуального закона.
Предусмотренных статьей 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Варненского районного суда Челябинской области от 7 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 2 февраля 2023 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Центр коммунального сервиса" - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.