Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А, судей Чернецовой С.М, Зориной С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N2-3568/2022 по иску Гонтарюк Кристины Владимировны к Управлению жилищных отношений администрации города Перми о признании отказа незаконным, возложении обязанности, по кассационной жалобе Гонтарюк Кристины Владимировны на решение Ленинского районного суда г. Перми от 16 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 7 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чернецовой С.М. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гонтарюк К.В. обратилась с иском к Управлению жилищных отношений администрации города Перми о признании отказа незаконным, возложении обязанности.
В обоснование исковых требований указала на то, что до достижения 23 лет относилась к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Нанимателем, а также членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является. Недвижимого имущества в собственности не имеет, финансовая возможность для его приобретения отсутствует. Во включении ее в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по месту жительства, Управлением жилищных отношений администрации города Перми было отказано в связи с достижением возраста 23 лет. Считает, отказ незаконным, т.к. не реализовала право на обеспечение жильем.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 16 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 7 февраля 2023 года, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Гонтарюк К.В. просит об отмене вышеуказанных судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции установила, что участники процесса надлежащим образом и своевременно извещены о времени и месте судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу заблаговременно размещена на официальном сайте суда.
В судебное заседание Седьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, о причинах неявки не сообщали, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. На основании ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно ч.1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, если эти нарушения привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что основания для отмены обжалуемых судебных постановлений отсутствуют.
При рассмотрении дела установлено, что родителями Гонтарюк К.В. (до заключения брака - Крохалева), "данные изъяты" года рождения являются: отец "данные изъяты" который решением Индустриального районного суда города Перми от 12 марта 2008 лишен в отношении дочери родительских прав; мать - "данные изъяты", которая "данные изъяты" умерла.
Постановлением органа по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц Департамента образования администрации города Перми от 29 декабря 2007 Бурдов В.В. назначен попечителем несовершеннолетней Крохалевой К.В, определено место жительства совместно с попечителем по адресу: г. "данные изъяты".
Гонтарюк К.В. имеет регистрацию по месту жительства с 27 июля 1991 по адресу: "данные изъяты".
Из акта проверки закрепленной жилплощади и имущества опекаемого от 15 января 2009 следует, что за Крохалевой (Гонтарюк) К.В. закреплено жилое помещение по адресу: д. "данные изъяты" Жилье принадлежит "данные изъяты", срок проживания с 01 января 1997 по настоящее время. Документов на домовладение нет.
"данные изъяты" умер.
Согласно информации, представленной администрацией Юсьвенского муниципального округа Пермского края от 12 августа 2022, земельный участок, расположенный по адресу: д. "данные изъяты" предоставлен Крохалеву В.Н. в постоянное бессрочное пользование на основании постановления администрации Аксеновского с/с от 12 февраля 2001 N3. Сведения о кадастровом учете и регистрации дома в ЕГРН отсутствуют. Фактически на земельном участке дом расположен, в доме никто не проживает.
08 июля 2021 Гонтарюк К.В, в возрасте 29 лет, обратилась в Управление жилищных отношений администрации города Перми с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в удовлетворении которого отказано.
Жилых помещений на праве собственности Гонтарюк К.В. не имеет, нанимателем жилого помещения или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Пермского края от 08 октября 2007 N 127-ПК "О специализированном жилищном фонде Пермского края", Законом Пермской области от 29 декабря 2004 N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и исходил из того, что на момент подачи в Управление жилищных отношений администрации г.Перми соответствующего заявления Гонтарюк К.В. достигла возраста 29 лет. Сведений о постановке Гонтарюк К.В. на учет для обеспечения жилым помещением до достижения ею возраста 23 лет не представлено. Какие- либо уважительные причины не обращения с заявлением о постановке на учет отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции признал законными и обоснованными.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Доводы кассационной жалобы о том, что истец подлежит включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и после достижения 23-летнего возраста, если они имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями, но в установленном законом порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и не реализовали это право, не могут являться основанием к отмене оспариваемых судебных актов, поскольку основаны на неверном понимании норм права.
Частью 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с ч. 2 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 января 2013), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01 января 2013) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет), у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
После 01 января 2013 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ст. ст. 92, 98.1, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ.
При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утв. Постановление Правительства РФ от 04 апреля 2019 N 397 подлежат применению в совокупности с вышеназванными нормами Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку приняты во исполнение данного федерального закона.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными, суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
При разрешении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанции обстоятельств, свидетельствующие о наличии уважительных причин, по которым истец был лишен возможности обратиться в компетентный орган по вопросу постановки на учет после достижения совершеннолетия и до 23-летнего возраста, не установлен
Доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо объективных обстоятельств, препятствовавших истцу своевременно реализовать свои жилищные права, не представлено.
Доводы о том, что судами не исследованы вопросы, которые касаются самого земельного участка и дома, расположенного по адресу: "данные изъяты", данным обстоятельствам не дана правовая оценка, несостоятельны, выводов судов не опровергают, поскольку Гонтарюк К.В. отказано в требованиях, так как на дату обращения с указанным заявлением она достигла возраста 29 лет.
Доказательств того, что она обращалась с заявлением о постановке на учет до 23 лет, но ей было отказано по мотивам наличия закрепленного жилого помещения, материалы дела не содержат.
Закрепление жилого помещения, в котором проживал родитель истца, лишенный родительских прав, не препятствовало реализации истцу права на предоставление жилого помещения, поскольку с 29 февраля 2012 введена новая редакция ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которая устанавливала право на предоставление жилых помещений детям-сиротам в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признавалось невозможным по основаниям, указанным в ч. 4 ст. 8 настоящего закона.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Согласно положениям ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 16 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 7 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гонтарюк Кристины Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.