Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Зеленовой Е.Ф., рассмотрев гражданское дело N 2-25/2023 по иску прокурора Лебяжьевского района Курганской области, действующего в интересах Бессоновой Веры Владимировны, к Государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения N 10" о взыскании недополученной суммы жилищно-коммунальной выплаты, по кассационной жалобе Главного управления социальной защиты населения Курганской области на решение мирового судьи судебного участка N 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 19 января 2023 года и апелляционное определение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 27 марта 2023 года,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Лебяжьевского района Курганской области, действующий в интересах Бессоновой В.В, обратился к мировому судье с иском к Государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения N 10" (далее по тексту - ГКУ "Управление социальной защиты населения N 10") о взыскании суммы жилищно-коммунальной выплаты за период с января 2022 года по июнь 2022 года в размере 8 055, 84 руб.
В обосновании заявленных требований указал, что Бессонова В.В, ФИО1 года рождения, является получателем жилищно-коммунальной выплаты по категории "ветеран труда". В доме, где проживает Бессонова В.В, плата за поставленную тепловую энергию осуществляется в течение календарного года по нормативу. Бессоновой В.В. предоставлены квитанции об оплате коммунальных услуг в январе - июне 2022 года на сумму 16 443, 90 руб. При этом ГКУ "Управление социальной защиты населения N 10" компенсация расходов на оплату теплоснабжения в январе-июне 2022 года в размере 50% в составе жилищно-коммунальной выплаты Бессоновой В.В. не произведена. Причиной этого явилось отсутствие утвержденного в установленном законом порядке муниципальному унитарному предприятию "Теплотранс" тарифа на отопление. Между тем Бессонова В.В. являясь добросовестным потребителем коммунальной услуги, произвела оплату по квитанциям, выставленным теплоснабжающей организации - муниципальным унитарным предприятием "Теплотранс". Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставлено ей законом. Бессонова В.В. со своей стороны надлежащим образом исполняет обязательства по договору теплоснабжения и какой-либо ответственности за отсутствие у предприятия утвержденного тарифа нести не может. Реализация норм федерального законодательства и реализация прав граждан не могут ставиться в зависимость от ненадлежащего исполнения своих обязанностей теплоснабжающей организацией, которой не принято своевременных мер по утверждению тарифа.
Решением мирового судьи судебного участка N 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 19 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Лебяжьевского районного суда Курганской области от 27 марта 2023 года, с ГКУ "Управление социальной защиты населения N 10" в пользу Бессоновой В.В. взыскана недополученная сумма жилищно-коммунальной выплаты на оплату услуг по теплоснабжению за период с января 2022 года по июнь 2022 года в сумме 8 055, 84руб.
В кассационной жалобе Главное управление социальной защиты населения Курганской области ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных, вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права.
В представленных на кассационную жалобу возражениях прокурор Курганской области просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность её доводов.
На основании части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Лица, участвующие в деле, о поступлении и принятии к производству суда кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции полагает, что такого рода оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Бессонова В.В. зарегистрирована и проживает одна по адресу: "адрес".
Услугу по отоплению в доме по указанному адресу оказывает муниципальное унитарное предприятие "Теплотранс".
В период с января 2022 года по июнь 2022 года по лицевому счету БП-0000000307, открытому на имя Бессоновой В.В, за услугу "отопление" начислено 16 453, 50, оплачено 13 711, 25 руб.
Предоставление жилищно-коммунальной выплаты на территории Лебяжьевского муниципального округа Курганской области осуществляет ГКУ "Управление социальной защиты населения N10".
Бессонова В.В. является получателем жилищно-коммунальной выплаты по категории "ветеран труда", однако компенсация расходов на оплату теплоснабжения в январе - июне 2022 года в размере 50% в составе жилищно-коммунальной выплаты Бессоновой В.В. ГКУ "Управление социальной защиты населения N10" не произведена, ввиду отсутствия у муниципального унитарного предприятия "Теплотранс" утвержденного тарифа с 01 января 2022 года по 30 июня 2022 года.
Департаментом цен и тарифов Курганской области решение об установлении тарифа на теплоснабжение для муниципального унитарного предприятия "Теплотранс" принято только с 01 июля 2022 года, период действия тарифа с 01 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года.
До установления тарифа на тепловую энергию муниципальное унитарное предприятие "Теплотранс" в спорный период использовало тариф предыдущей ресурсоснабжающей организации, установленный постановлением Департамента регулирования цен и тарифов Курганской области на период с 01 января 2022 года по 30 июня 2022 года, в размере 3 002, 67 руб. за 1 Гкал.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 153, 154, 157, 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденных постановлением Правительства Курганской области от 11 декабря 2012 года N 594, разъяснениями, изложенными в пунктах 42, 45, 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", законом Курганской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Курганской области" N 845 от 03 декабря 2004 года, исходил из того, что Бессоновой В.В. ответчику предоставлен полный пакет документов, оплата потребленных коммунальных услуг произведена своевременно и в полном объеме по выставленным ресурсоснабжающей организацией квитанциям; Бессонова В.В, добросовестно исполнившая обязанность по оплате поставленного коммунального ресурса, не может нести негативные последствия за бездействие муниципального унитарного предприятия "Теплотранс" по своевременному установлению тарифа на отопление, в связи с чем пришел к выводу, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.
Оснований не согласится с выводами судов первой и апелляционной инстанций у Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они основаны на верном применении норм материального и процессуального права, при правильном установлении обстоятельств дела.
Доводы кассационной жалобы Главного управления социальной защиты населения Курганской области о том, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальное унитарное предприятие "Теплотранс" не вправе начислять плату за тепловую энергию в отсутствие утвержденного тарифа, а у Бессоновой В.В. отсутствовали основания производить оплату по незаконно выставленной квитанции, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу пункта 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Согласно части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: 1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; 2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Как установлено судами, поставка тепловой энергии в жилое помещение истца в спорный период осуществлялась муниципальным унитарным предприятием "Теплотранс". Бессонова В.В... на основании статей 153-154 Жилищного кодекса Российской Федерации исполнена обязанность по оплате постановленной ей коммунальной услуги - тепловой энергии.
При этом суды пришли к правильному выводу о том, что истец не может нести негативные последствия за несвоевременное установление тарифа за поставляемую муниципальным унитарным предприятием "Теплотранс" тепловую энергию. Примененный данной организацией тариф за период с 01 января по 30 июня 2022 года являлся действующим, установлен постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 16 декабря 2021 года N53-24 на тепловую энергию, поставляемую потребителям Лебяжьевского района, р.п. Лебяжье, прежним поставщиком обществом с ограниченной ответственностью "Теплосервис.
Как правильно установлено судами первой и апелляционной инстанций, Бессоновой В.В, имеющей право на получение компенсации расходов на оплату коммунальных услуг предоставлен ответчику полный пакет документов, следовательно, оснований для отказа ей в назначении спорной компенсации не имелось.
В соответствии с частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Курганской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Курганской области" N 845 от 03 декабря 2004 года к категориям граждан, проживающих на территории Курганской области, в отношении которых Законом устанавливаются меры социальной поддержки, относятся ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, достигшим возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются меры социальной поддержки, в том числе компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, отведение сточных вод) рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых органом исполнительной власти Курганской области, уполномоченным Правительством Курганской области. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом исполнительной власти Курганской области, уполномоченным Правительством Курганской области (статья 3 Закона).
В силу пункта 1 статьи 5 Закона определение размера компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется на основании сведений о размере начисленной платы за наем и (или) за содержание жилого помещения, за коммунальные услуги, начисленного взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, сведений об оплате стоимости топлива, оплате услуг по вывозу жидких бытовых отходов с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме предоставляются ежемесячно.
Постановлением Правительства Курганской области от 11 декабря 2007 года N 565 утвержден Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Курганской области.
Пунктом 2 постановления на Главное управление социальной защиты населения Курганской области возложена обязанность организовать работу по предоставлению компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Курганской области.
Пунктом 2 Порядка к указанным категориям граждан отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, достигшие возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, независимо от прекращения ими трудовой деятельности.
Компенсация расходов предоставляется гражданину на одно жилое помещение на территории Курганской области, являющееся его местом жительства или местом пребывания. Предоставление компенсации расходов по месту пребывания гражданина, имеющего право на ее получение, осуществляется при условии непредоставления компенсации расходов по месту жительства указанного гражданина (пункт 3 Порядка)
Назначение компенсации расходов гражданам, у которых возникло право на получение компенсации расходов, или получателям компенсации расходов, изменившим место жительства (место пребывания), за исключением изменения места жительства в пределах муниципального района (муниципального округа, городского округа) Курганской области, или обратившимся для смены основания предоставления компенсации расходов (далее - заявители, получатели компенсации расходов), осуществляется органом социальной защиты населения на основании предоставленных гражданином документов, перечень которых определен пунктом 9 Порядка.
По результатам рассмотрения заявления и документов, орган социальной защиты населения в течение восьми рабочих дней со дня обращения заявителя за назначением компенсации расходов принимает решение о назначении компенсации расходов и определяет ее размер либо принимает решение об отказе в назначении компенсации расходов.
Основаниями для отказа в назначении компенсации расходов являются: 1) несоответствие заявителя категориям граждан, указанным в пункте 2 Порядка; 2) непредставление заявителем (его представителем) документов (сведений), указанных в пункте 9 Порядка, за исключением документов (сведений), указанных в подпунктах 4, 5 пункта 9 Порядка; 3) наличие у заявителя судебной задолженности; 4) наличие в Единой государственной информационной системе социального обеспечения сведений о предоставлении заявителю меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленной иными нормативными правовыми актами (пункт 17 Порядка).
В соответствии с пунктом 19 размер компенсации определяется исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования цен и тарифов (надбавок) к ним (далее - уполномоченный орган). При отсутствии приборов учета размер компенсации расходов исчисляется в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых уполномоченным органом;
цен (тарифов) на коммунальные услуги, утверждаемых уполномоченным органом;
занимаемой получателем компенсации расходов общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилого помещения, установленной Законом Курганской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Курганской области".
Расчет размера компенсации расходов производится ежемесячно на основании сведений о фактических начислениях на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, произведенных за месяц, предшествующий месяцу начисления компенсации расходов, за исключением случаев, указанных в пунктах 22, 23 Порядка (пункт 21 Порядка).
Расчет размера компенсации расходов на оплату тепловой энергии при наличии централизованного отопления и приборов учета тепловой энергии осуществляется в текущем году исходя из фактического потребления тепловой энергии в пределах объема, не превышающего величину, полученную путем умножения месячного норматива потребления, установленного уполномоченным органом, на 12 месяцев (пункт 24 Порядка).
Из названных норм федерального законодательства и нормативных правовых актов Курганской области следует, что ветераны труда, к категории которых относится Бессонова В.В, имеют право на меры социальной поддержки, включая компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, которые определяются законами иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Нормативными правовыми актами Курганской области предусмотрен порядок назначения компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, включающий перечень документов, который должен быть предоставлен гражданином, претендующим на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также основания, по которым ему может быть отказано в назначении компенсации таких расходов.
Доводы кассационной жалобы о том, что в исковом заявлении не указано исходя из какого тарифа, либо каких расчетов МУП "Теплотранс" произвел начисление сумм платы за предоставляемую тепловую энергию; отсутствия доказательств того, что Бессоновой В.В. предоставлялась тепловая энергия по тарифу, установленному Департаментом для данной организации и то, что Бессонова В.В... производила оплату тепловой энергии по данному тарифу, не являются основанием для отмены судебных постановлений, поскольку мировым судьей жилищно-коммунальная выплаты взыскана в размере предварительного расчета, предоставленного в суд ответчиком, исходя из установленного ранее действующему поставщику тепловой энергии постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 16 декабря 2021 года N53-24 тарифа на тепловую энергию в размере 3 002, 67 руб. за 1 Гкал, указанный расчет, лицами, участвующими в деле, не оспаривался, принят судом в качестве достоверного доказательства.
Суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 19 января 2023 года и апелляционное определение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 27 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления социальной защиты населения Курганской области - без удовлетворения.
Судья Зеленова Е.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.