Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А, судей Чернецовой С.М, Зориной С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N2-3424/2022 по иску прокурора Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Потребительскому обществу "Жилищно-эксплуатационный кооператив N117", муниципальное образование "город Екатеринбург" в лице администрации г. Екатеринбурга, администрации Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга, Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию "Спецавтобаза" о возложении обязанности организовать место накопления твердых коммунальных отходов, по кассационной жалобе Потребительского общества "Жилищно-эксплуатационный кооператив N117" на решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 31 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 28 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чернецовой С.М. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, объяснения представителей Потребительского общества "Жилищно-эксплуатационный кооператив N117" - Бу4бновой Т... и Чепкасовой М.С, настаивавших на доводах кассационной жалобы, возражения прокурора Никитиной Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга обратился с иском к Потребительскому обществу "Жилищно-эксплуатационный кооператив N 117", МО "город Екатеринбург" в лице администрации г. Екатеринбурга, администрации Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга, Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию "Спецавтобаза" о возложении обязанности организовать место накопления твердых коммунальных отходов.
В обоснование исковых требований указал на то, что необходимость организовать размещение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов от многоквартирного дома N "данные изъяты" обусловлена требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства.
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 31 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 28 февраля 2023 года, требования удовлетворены частично.
На Потребительское общество "Жилищно-эксплуатационный кооператив N 117" возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать размещение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов от многоквартирного дома N 51 А по ул. Кировградской в г. Екатеринбурге в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства.
В удовлетворении прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МО "город Екатеринбург" в лице администрации г. Екатеринбурга, администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, ЕМУП "Спецавтобаза" о возложении обязанности организовать место накопления твердых коммунальных отходов, отказано.
В кассационной жалобе Потребительское общество "Жилищно-эксплуатационный кооператив N117" просит об отмене вышеуказанных судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Прокурор Свердловской области в письменных возражениях просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции установила, что участники процесса надлежащим образом и своевременно извещены о времени и месте судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу заблаговременно размещена на официальном сайте суда.
В судебное заседание Седьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, о причинах неявки не сообщали, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. На основании ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно ч.1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, если эти нарушения привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что основания для отмены обжалуемых судебных постановлений отсутствуют.
При рассмотрении дела установлено, что управлением многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Екатеринбург, ул. "данные изъяты", осуществляет Потребительское общество "ЖЭК N 117".
Из материалов дела следует, что прокуратурой Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга проведена проверка по обращению главы администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга по факту нарушения со стороны ПО "ЖЭК N 117" требований законодательства об отходах производства и потребления, в том числе, твердых коммунальных отходов. Согласно доводам обращения, в адрес администрации района поступают многочисленные обращения от граждан по вопросу большего скопления мусора и отсутствия уборки территории в районе контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Екатеринбург, ул. Кировградская, д.51. В настоящее время указанная контейнерная площадка не имеет балансовой принадлежности и находится в неудовлетворительном состоянии.
Решением общего собрания собственников жилых помещений по адресу: "данные изъяты", договор с управляющей организацией на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами расторгнут, потребители переведены на прямые договоры, которые заключены в типовой форме, местом накопления определена контейнерная площадка, включенная в реестр мест накопления ТКО по адресу: "данные изъяты". Вместе с тем, согласно выписке из реестра мест (площадок) накопления (сбора) ТКО сведения о ее балансодержателе, а также об отходообразователях отсутствуют.
Из ответа ЕМУП "Спецавтобаза" следует, что после того, как собственники многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. "данные изъяты" были переведены на прямые договоры, местом накопления ТКО для жителей данного дома была определена контейнерная площадка, включенная в реестр мест накопления ТКО по адресу: "данные изъяты".
23 декабря 2021 Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в адрес Потребительского общества "ЖЭК N 117" направлялось требование о необходимости организации контейнерных площадок на своих придомовых территориях в срок до 30 декабря 2021, которое до настоящего времени не исполнено.
Разрешая требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 3 ч.1 ст. 11, ст.16 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 N 290, Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 N 1039, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 N 1156, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 N 491, Порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Свердловской области, утвержденных Постановлением Правительства Свердловской области от 26 декабря 2018 N 969-ПП, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 N 170, и исходил из того, что многоквартирный дом по адресу: г. "данные изъяты" не имеет организованной контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов. Выбрав способ управления домом ПО "ЖЭК N117", собственники дома передали ему соответствующие функции, в том числе, по организации мест (площадок) накопления ТКО от многоквартирного дома. Вместе с тем, ПО "ЖЭК N117" до настоящего времени обязанности по организации размещения места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов от многоквартирного дома N "данные изъяты" в г. Екатеринбурге, не исполнило.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции признал законными и обоснованными.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Доводы кассационной жалобы о том, что ПО "ЖЭК N 117" является ненадлежащим ответчиком, контейнерная площадка по адресу: "данные изъяты", для сбора мусора в составе общего имущества не значится, размещена за пределами земельных участков, которые сформированы под многоквартирным домом "данные изъяты", находится на земельном участке, принадлежащем муниципалитету, не могут являться основанием к отмене оспариваемых судебных актов, поскольку выводов суда не опровергают.
В п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Подпунктом д(2) п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 N 491 установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов.
С учетом вышеуказанных норм права судом правомерно сделан вывод о том, что обязанность по организации, содержанию и обслуживанию контейнерных площадок вменяется управляющим организациям вне зависимости от нахождения земельных участков, на которых они расположены, поскольку они находятся в пользовании жильцов многоквартирного жилого дома и данный вид работ обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Выводы апелляционной инстанции не противоречат положениям Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 2017), которые действительно к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относят, среди прочего создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, но за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая деятельность лежит на других лицах.
Вопреки доводам кассационной жалобы то обстоятельство, что к полномочиям органов местного самоуправления относится создание и содержание мест накоплений ТКО, определением схем размещения мест накоплений ТКО и осуществление ведения реестра мест накопления ТКО, само по себе не свидетельствует о наличии обязанности по организации, содержанию и обслуживанию контейнерных площадок.
Основаны на неправильном толковании норм права и ссылка кассатора на то, что в силу действующего законодательства ПО "ЖЭК N 117" не вправе самостоятельно производить обустройство контейнерных площадок в отсутствие решения собрания собственников общего имущества и соответствующего финансирования.
Поскольку работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов включены в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 N 290, то указанные работы должны выполняться независимо от наличия решения общего собрания собственников многоквартирного жилого дома.
То обстоятельство, что ПО "ЖЭК N 117" не является лицом, предоставляющим услуг по вывозу ТКО, юридического значения не имеет, поскольку организация мест накопления отходов не входит в объем услуг, предоставляемых региональным оператором в силу ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Приведенные заявителем доводы кассационной жалобы основаны на субъективной оценке доказательств, являлись предметом рассмотрения апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку и не подтверждают нарушений норм права, повлиявших на исход дела.
Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами, повлиявшие на исход дела, Согласно положениям ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 31 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 28 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Потребительского общества "Жилищно-эксплуатационный кооператив N117" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.