Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудряшова В.К, судей Корпачевой Е.С, Щербаковой Ю.А.
при секретаре Авдеевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2732/2022 по административному исковому заявлению акционерного общества "Садовая-18" об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"
по апелляционной жалобе акционерного общества "Садовая-18" на решение Московского городского суда от 21 ноября 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К, объяснения представителя акционерного общества "Садовая-18" ФИО10 поддержавшего апелляционную жалобу, объяснения представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы ФИО11, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Смирновой М.В, полагавшей решение законным и не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам
установила:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон города Москвы N 64).
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года (далее - Перечень на 2017 год). Постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29 ноября 2016 года, а также в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы".
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2018 года (далее - Перечень на 2018 год). Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29 ноября 2017 года, и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2019 года (далее - Перечень на 2019 год). Постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29 ноября 2018 года, и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы".
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2020 года (далее - Перечень на 2020 год). Постановление Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 27 ноября 2019 года, а также в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы".
Постановлением Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2021 года (далее - Перечень на 2021 год). Указанное постановление опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 25 ноября 2020 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы".
Постановлением Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2022 года (далее - Перечень на 2022 год). Указанное постановление опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 24 ноября 2021 года, и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы".
В Перечень на 2017 год под пунктом 1767 включено нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 1550, 1 кв. м, расположенное по адресу: "адрес" (далее также - Здание). Это же Здание включено в Перечень на 2018 год под пунктом 1873, в Перечень на 2019 год под пунктом 2357, в Перечень на 2020 год под пунктом 3211, в Перечень на 2021 год под пунктом 10299, в Перечень на 2022 год под пунктом 2201.
Акционерное общество "Садовая-18" (далее также - АО "Садовая-18", административный истец), являясь собственником указанного Здания, обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими пункт 1767 Перечня на 2017 год, пункт 1873 Перечня на 2018 год, пункт 2357 Перечня на 2019 год, пункт 3211 Перечня на 2020 год, пункт 10299 Перечня на 2021 год, пункт 2201 Перечня на 2022 год.
В обоснование своих требований административный истец указывает, что названное выше здание, включенное в Перечни на 2017 - 2022 годы, не обладает признаками объекта налогообложения, определёнными статьёй 1.1 Закона города Москвы N 64 и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение здания в Перечни противоречит вышеназванным нормативным правовым актам и нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Московского городского суда от 21 ноября 2022 года в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества "Садовая-18" отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение Московского городского суда от 21 ноября 2022 года, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные исковые требования административного истца удовлетворить в полном объеме.
В обоснование доводов указывает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, а именно не применен закон, подлежащий применению, а также неправильно истолкованы нормы материального права. Суд пришел к неверному выводу о соответствии Здания признакам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктам 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы N 64. Согласно дополнительному соглашению к договору аренды земельный участок предоставлен для эксплуатации здания под административные цели. До заключения дополнительного соглашения участок был предоставлен в аренду для реконструкции административного здания с надстройкой одним этажом и последующей эксплуатации. Вид разрешенного использования "деловое управление" является неоднозначным и не может предусматривать исключительно размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Административный истец полагает, что в акте обследования от 20 сентября 2017 года N 9013309/ОФИ отсутствуют сведения, достоверно подтверждающие фактическое использование помещений в Здании в качестве офисов и объектов общественного питания. Представленные в акте фотоматериалы не подтверждают наличие 68, 58 процентов помещений, используемых под офисные цели, и 31, 42 процентов помещений, используемых под общественное питание.
Относительно доводов апелляционной жалобы Правительством Москвы и Департаментом экономической политики и развития города Москвы представлены письменные возражения о необоснованности доводов апелляционной жалобы и законности принятого судом решения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП, которым утвержден Перечень, а также последующие изменяющие его акты приняты в установленных порядке и форме уполномоченным органом и размещены на официальном сайте Правительства Москвы в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации). На территории города Москвы налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Законом города Москвы N 64 с 1 января 2014 года.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях, делового, административного или коммерческого назначения При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу подпунктов 1 и 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы N 64 налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как установлено судом и следует из материалов дела, АО "Садовая 18" является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, общей площадью 1550, 1 кв. м, расположенного по адресу: "адрес"
На основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) установлена связь объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N с земельными участками: с кадастровым номером N, дата установления связи - 02.02.2016, статус связи по состоянию на 02.06.2022 - актуальная; с земельным участком с кадастровым номером N дата установления связи - 08.06.2017, статус связи по состоянию на 02.06.2022 - актуальная.
Согласно сведениям, содержащимся в информационных системах ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2017 года, 1 января 2018 года, 1 января 2019 года, 1 января 2020 года, 1 января 2021 года, 1 января 2022 года имел вид разрешенного использования - "здравоохранение (3.4) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения, социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17))".
Земельный участок с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2017 года, 1 января 2018 года, 1 января 2019 года имел вид разрешенного использования - "реконструкция административного здания с надстройкой одним этажом и последующая эксплуатация".
25 декабря 2019 года на основании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 07 ноября 2019 года N 44454 в отношении земельного участка с кадастровым номером N установлен вид разрешенного использования - "деловое управление (4.1)". Сведения актуальны на 2 июня 2022 года.
Связь здания с кадастровым номером N с земельным участком с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2017 года подтверждается договором долгосрочной аренды от 29 декабря 2004 года N М-01-028011, с учетом дополнительного соглашения к нему от 23 ноября 2018 года, согласно которому земельный участок с кадастровым номером N предоставлен арендатору АО "Садовая 18" в пользование на условиях аренды для эксплуатации здания под административные цели. При этом в пункте 1.4 названного договора зафиксировано, что на земельном участке расположено двухэтажное капитальное здание.
Таким образом, судом верно установлено, что здание с кадастровым номером N в юридически значимые периоды располагалось в пределах границ земельного участка с кадастровым номером N, имеющего в юридически значимые периоды вид разрешенного использования для эксплуатации административного здания. Следует также отметить, что и вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N предусматривает в том числе размещение административных зданий.
Из материалов дела и объяснений представителя административного ответчика следует, что здание включено в Перечень на 2017 год по виду разрешённого использования земельного участка, на котором оно расположено, который предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а в Перечни на 2018 - 2022 годы по двум критериям. Такой критерий, как вид разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание, предусмотрен подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы 64. Второй критерий - вид фактического использования здания. Этот критерий предусмотрен подпунктом 2 пункта 3, подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы N 64.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков, которые предусматривают расположение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, являются самостоятельным основанием для включения этих зданий в Перечень.
Как следует из положений пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
До момента принятия оспариваемых постановлений в городе Москве Правила землепользования и застройки утверждены не были.
Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к городу Москве до утверждения Правил землепользования и застройки определен в постановлении Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве".
Согласно пункту 3.2 указанного Порядка в редакции, действовавшей на момент включения здания в Перечни, разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", в котором отсутствует вид разрешенного использования земельного участка "эксплуатация помещений в здании под административные цели".
До вступления в силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540, согласно его пункту 2 виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Названными Методическими указаниями среди прочих предусмотрены такие виды разрешенного использования земельных участков: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5); размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7); размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).
Судом установлено, что здание с кадастровым номером N расположено в том числе в границах земельного участка с кадастровым номером N с видом разрешенного использования для эксплуатации административного здания.
Приведенный вид разрешенного использования безусловно не свидетельствует о том, что он предусматривает размещение на земельном участке офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
В таком случае, исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 46-П, содержание вида разрешенного использования земельного участка должно выясняться с учетом фактического использования расположенного на нем объекта недвижимого имущества.
Постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП утверждён порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок).
Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Согласно пункту 3.5 Порядка по результатам проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений составляется акт о фактическом использовании с приложением соответствующих фотоматериалов.
Судом установлено, что 20 сентября 2017 года Госинспекция провела мероприятия по обследованию спорного здания, по результатам которых был составлен акт обследования N 9013309/ОФИ (далее - Акт 2017 года).
Из названного акта следует, что спорное здание фактически используется для размещения офисов и объектов общественного питания. Согласно расчетной части акта к офисным помещениям государственными инспекторами отнесено 68, 58 процентов от общей площади здания, к объектам общественного питания - 31, 42 процентов.
Фототаблица, являющаяся неотъемлемой частью акта, подтверждает указанный вывод. На фасаде спорного здания присутствуют вывески, подтверждающие размещение в здании целого ряда организаций и ресторана " "данные изъяты"".
Вывод в Акте 2017 года о том, что здание фактически используется для размещения офисов и объектов общественного питания, подтверждается иными собранными по делу доказательствами.
Согласно представленным административным ответчиком сведениям из сети "Интернет" и сервиса СПАРК в спорном здании находятся коммерческие организации, указывающие адрес здания как адрес своего местонахождения, а само Здание позиционируется как бизнес-центр " "данные изъяты"".
Данное обстоятельство административным истцом не опровергнуто и подтверждается актом о фактическом использовании спорного здания от 22 июня 2022 года N 91226469/ОФИ (далее - Акт 2022 года), согласно которому нежилое здание с кадастровым номером N фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания. Из расчетной части акта следует, что к офисным помещениям инспекторами отнесено 42, 36 процентов от общей площади здания.
Акт составлен по форме, указанной в приложении 2 к названному выше Порядку, к проведению мероприятий по определению фактического использования здания были привлечены два сотрудника ГБУ города Москвы "МКМЦН", сотрудник Госинспекции, а также сотрудник ГБУ города Москвы "Московское городское бюро технической инвентаризации".
Фототаблица, являющаяся неотъемлемой частью акта, подтверждает указанный вывод с учетом того, что на фотографиях зафиксировано здание, имеющее офисное назначение, и на фасаде этого здания имеются ящики для корреспонденции расположенных в здании коммерческих организаций.
Согласно сведениям, представленным ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования", объект недвижимого имущества с кадастровым номером N в рамках проведения кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2018 года отнесен к оценочной подгруппе 6.1 "Объекты офисно-делового назначения (основная территория)".
В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества N 386/003/19 от 6 марта 2019 года, подготовленным ООО "Сенат-Оценка" по заказу АО "Садовая 18", определено текущее использование спорного здания в качестве коммерческой недвижимости, данный объект используется как нежилое здание офисного назначения класса "В" г. Москвы.
В справке, выданной АО "Садовая 18" от 18 февраля 2019 года N 6, приложенной к отчету, указано, что по состоянию на дату оценки (01.01.2018) в Здании сдаются обществом помещения общей площадью 1 118, 8 кв. м в аренду под размещение офисов и объектов общественного питания, что составляет 72 процента общей площади здания.
В заключении эксперта ООО "Роосконсалтгруп", подготовленном в рамках административного дела N 3а-1836/2019 по административному исковому заявлению АО "Садовая 18" об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере рыночной стоимости, определено текущее функциональное использование спорного объекта недвижимости - торгово-офисное здание.
По состоянию на 1 января 2021 года при определении кадастровой стоимости объект недвижимого имущества с кадастровым номером N включен в оценочную подгруппу 4.1 "Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения (основная территория)".
Из содержания выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что основным видом деятельности АО "Садовая 18" является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.
Представленные административным истцом копии актов передачи помещений Саморегулируемой организации "Союз дорожно-транспортных строителей "СОЮЗДОРСТРОЙ", ООО "Стори Лаб", ООО "Май Фильм", ИП Максимовой М.Ю. не опровергают выводы суда, а лишь подтверждают тот факт, что в здании арендуют помещения различные организации и предприниматели, при этом сведения о видах деятельности последних из Единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не имеют правового значения, поскольку не опровергают факт использования помещений в Здании для размещения объектов, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 31 мая 2022 года N 1176-О, положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не лишают налогоплательщиков возможности представлять доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным в названной статье.
Между тем представитель административного истца как в суде первой инстанции, так и апелляционной инстанции доказательства, представленные административным ответчиком, не опроверг, достоверных доказательств использования спорного здания по иному назначению, отличному от того, которое указано в Акте 2017 года и в Акте 2022 года, не представил.
Довод апелляционной жалобы о том, что виды разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами N, N однозначно не предусматривают размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а доказательств фактического использования здания в указанных целях на 2017 год не представлено, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Как следует из Акта 2017 года, в подвале и на первом этаже здания размещается объект общественного питания - ресторан, площадь которого составляет 487 кв. м, что превышает 20 процентов общей площади здания.
Из содержания выписки из ЕГРН от 28 марта 2022 года усматривается, что право собственности административного истца на Здание зарегистрировано 16 июня 2017 года.
Согласно пункту 1 статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
В документах регистрационного дела в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N представленных ППК "Роскадастр" по запросу суда апелляционной инстанции, имеется выписка в ЕГРН от 21 июля 2017 года, из которой следует, что 1 сентября 2013 года с ООО "Дельта-2001 ТН" сроком на 5 лет заключен договор аренды помещений площадью 485, 9 кв. м, расположенных в подвале и на 1 этаже Здания. Данных о том, что вышеназванный договор аренды был расторгнут в связи с переходом к истцу права собственности на Здание, не представлено.
Между АО "Садовая 18" и ООО "Дельта-2001 ТН" 1 сентября 2018 года заключен договор аренды нежилого помещения N 2/09-2018 сроком на 5 лет, согласно которому в аренду для размещения ресторана переданы помещения в Здании, расположенные в подвале и на первом этаже общей площадью 478, 6 кв. м, данный договор прекратил свое действия с 1 июня 2020 года.
Таким образом, выводы Акта 2017 года о размещении в подвале здания и на 1 этаже объекта общественного питания, площадь которого превышает 20 процентов общей площади здания, согласуются с договорами аренды, заключенными с ООО "Дельта-2001 ТН", использовавшего указанные помещения с 2013 года с целью оказания услуг общественного питания. Доказательств того, что названные помещения использовались по иному назначению, административным истцом не представлено.
В последующем указанные помещения также фактически использовались ООО "Гордона" и ООО "Тезоро" в качестве объекта общественного питания на основании заключенных договоров аренды от 16 июля 2020 года и от 1 сентября 2022 года.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд пришел обоснованному выводу, что Здание в юридически значимые периоды использовалось в целях, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, сводятся к несогласию с приведенными в решении выводами суда и направлены на переоценку установленных судом по административному делу обстоятельств.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от 21 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Садовая-18" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.