Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудряшова В.К, судей Корпачевой Е.С, Щербаковой Ю.А.
при секретаре Авдеевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-68/2023 по административному исковому заявлению Моисеева Андрея Ивановича о признании незаконными решений об отказе в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости и об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости
по апелляционной жалобе государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" и министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области на решение Рязанского областного суда от 20 февраля 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено в части.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
административный истец Моисеев А.И. обратился в Рязанский областной суд с административным иском, указав в обоснование, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N, N Кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права административного истца как налогоплательщика.
Административный истец обращался в государственное бюджетное учреждение Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" (далее - ГБУ РО "Центр ГКО") с заявлением об установлении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в размере рыночной стоимости, представив отчет АО "Консультант Сервис" N 184261121 от 5 августа 2022 года.
Решениями ГБУ РО "Центр ГКО" от 6 сентября 2022 года N ОРС-62/2022/000499 и N ОРС-62/2022/000500 в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости отказано по причине нарушения требований законодательства об оценочной деятельности (федеральных стандартов оценки) при составлении отчета.
С учетом уточнения заявленных требований Моисеев А.И. просил суд признать незаконными указанные решения ГБУ РО "Центр ГКО" и установить кадастровую стоимость в определённом заключением судебной экспертизы размере рыночной стоимости по состоянию на 15 февраля 2022 года: земельного участка с кадастровым номером N в размере 8 723 000 руб, земельного участка с кадастровым номером N в размере 3 803 000 руб.
Решением Рязанского областного суда от 20 февраля 2023 года административное исковое заявление Моисеева А.И. удовлетворено частично, установлена кадастровая стоимость: земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости в размере 8 723 000 руб. по состоянию на 15 февраля 2022 года; земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости в размере 3 803 000 руб. по состоянию на 15 февраля 2022 года. В удовлетворении требований о признании незаконными решений ГБУ РО "Центр ГКО" от 6 сентября 2022 года N ОРС-62/2022/000499 и N ОРС-62/2022/000500 отказано.
В апелляционной жалобе представитель ГБУ РО "Центр ГКО" и министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области просит отменить решение Рязанского областного суда от 20 февраля 2023 года в части удовлетворения требования об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости, вынести по делу новое решение, которым отказать административному истцу в удовлетворении данных требований.
В обоснование указывает то, что при вынесении решения судом первой инстанции не учтены обстоятельства дела, неверно дана оценка доказательствам, содержащимся в материалах административного дела, неверно применены нормы права, судом допущены процессуальные нарушения. Ссылается, что отказ в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, принятый как во внесудебном порядке, так и в судебном, не лишает административного истца права повлиять на величину кадастровой стоимости путем ее пересмотра при повторном обращении в бюджетное учреждение. Отмечает, что решения ГБУ РО "Центр ГКО" от 6 сентября 2022 года N ОРС-62/2022/000499 и N ОРС-62/2022/000500 являются законными и обоснованными. Судом не принято во внимание возражение административного ответчика о том, что предметом спора является не отчет, представленный заявителем, а решения бюджетного учреждения об отказе в установлении кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости в размере их рыночной.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представили.
Учитывая положения статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N, N, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
В силу положений главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, являющихся объектами налогообложения. Результатами определения кадастровой стоимости затронуты права и обязанности административного истца, в связи с этим он вправе обратиться с административным иском в суд.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) с учётом изменений, внесённых Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Федеральным законом N 269-ФЗ в Федеральный закон N 237-ФЗ введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее - Решение).
В силу пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ с даты, указанной в Решении (в случае отсутствия Решения - с 1 января 2023 года), в субъекте Российской Федерации:
1) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН;
2) не применяются положения статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ;
3) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) не осуществляется.
Распоряжением Правительства Рязанской области от 13 ноября 2020 года N 534-р на территории Рязанской области установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2021 года.
Следовательно, с указанной даты на территории Рязанской области подлежат применению положения статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, согласно пункту 15 которой решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В соответствии с положениями вышеназванного закона административный истец представил в ГБУ РО "Центр ГКО" отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 5 августа 2022 года N 184261121, подготовленный АО "Консультант-Сервис", согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N определена по состоянию на 15 февраля 2022 года в размере 3 797 273 руб, объекта недвижимости с кадастровым номером N определена по состоянию на 15 февраля 2022 года в размере 1 934 520 руб.
6 сентября 2022 ГБУ РО "Центр ГКО" приняты решения N ОРС-62/2022/000499 и N ОРС-62/2022/000500 об отказе в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости на том основании, что в представленном отчете об оценке были использованы неполные и недостоверные сведения, допущены расчетные и иные ошибки, повлиявшие на итоговый результат определения рыночной стоимости.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", руководствуясь положениями статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определением Рязанского областного суда от 3 ноября 2022 года по административному делу назначена судебная оценочная экспертиза.
По результатам судебной экспертизы от 5 декабря 2022 года N 460/2022, выполненной экспертом общества с ограниченной ответственностью "АварКом Плюс" ФИО9 представлено заключение, в котором указано, что в отчете АО "Консультант-Сервис" от 5 августа 2022 года N 184261121 использованы неполные и недостоверные сведения, допущены расчетные или иные ошибки, повлиявшие на итоговый результат определения рыночной стоимости указанных объектов недвижимости. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена в размере 8 723 000 руб, земельного участка с кадастровым номером N - в размере 3 803 000 руб.
Оценив заключение судебной оценочной экспертизы в совокупности с другими доказательствами по правилам статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу, что заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов недвижимости.
Оснований не доверять заключению судебной оценочной экспертизы не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Само заключение экспертизы содержит подробное описание проведенного исследования и на основании этого исследования даны ответы на поставленные вопросы. При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости основано на детальном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей, выполненных в рамках использованных экспертом подходов.
Разрешая административный спор, суд первой инстанции исследовал и оценил представленные доказательства, пришел к обоснованному выводу об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, подтвержденной заключением судебной оценочной экспертизы, которое признал надлежащим доказательством.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, экспертом проведено исследование объективно, заключение мотивировано, не вводит в заблуждение, не вызывает сомнения, не допускает неоднозначного толкования, отвечает требованиям относимости, допустимости.
Довод апелляционной жалобы о том, что предметом спора является не отчет, представленный заявителем, а непосредственно решения ГБУ "Центр ГКО", судебная коллегия признает несостоятельным, поскольку исходя положений пункта 15 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ не следует, что разрешение судом требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости поставлено в зависимость от результата разрешения требования о признании решения бюджетного учреждения незаконным. Административный истец воспользовался правом, предоставленным вышеприведенной нормой закона, и одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения заявил требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия полностью соглашается, по своей сути сводятся к повторению правовой позиции административного ответчика. Обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установилправильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно.
Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Рязанского областного суда от 20 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" и министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.