Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ковалёвой Ю.В, судей Корпачевой Е.С, Кудряшова В.К, при секретаре Авдеевой Р.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-128/2022 по административному исковому заявлению Вещикова Алексея Ивановича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости по апелляционной жалобе Вещикова Алексея Ивановича на решение Московского областного суда от 19 мая 2022 года, которым административное исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Ковалёвой Ю.В, судебная коллегия по административным делам
установила:
Вещиков Алексей Иванович (далее также - административный истец), являясь собственником земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты":32, "данные изъяты":2, "данные изъяты":104, "данные изъяты":109, "данные изъяты":157, обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость данных земельных участков равной рыночной по состоянию на 1 января 2018 года на основании отчёта об оценке рыночной стоимости недвижимого имуществаN 0211/2019-1 (5) от 30 декабря 2019 года.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что установленная в отношении спорных земельных участков кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость, чем нарушаются его права как плательщика земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Решением Московского областного суда от 19 мая 2022 года административное исковое заявление Вещикова А.И. удовлетворено. Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты":32, "данные изъяты":2, "данные изъяты":104, "данные изъяты":157 и "данные изъяты":109 установлена в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размерах 18 772 327 рублей, 45 451 660 рублей, 22 847 986 рублей, 73 905 157 рублей и 38 910 174 рублей соответственно.
В апелляционной жалобе Вещиковым А.И. поставлен вопрос об отмене решения суда ввиду его необоснованности и принятии по делу нового судебного акта. По мнению административного истца, заключение судебной строительно-технической экспертизы, положенное в основу судебного решения, является недопустимым доказательством, так как оно составлено с существенными нарушениями законодательства об оценочной деятельности, содержит недостоверные выводы, поэтому не могло быть положено в основу судебного решения; заявлено ходатайство о назначении повторной судебной экспертизы.
Государственное бюджетное учреждение Московской области "Центр кадастровой оценки" просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Административный истец в поступившем в суд апелляционной инстанции заявлении указал, что согласен с результатами дополнительной судебной экспертизы и просил установить кадастровую стоимость спорных земельных участков в размере рыночной в соответствии с выводами дополнительной экспертизы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая положения статей 150, части 4 статьи 247, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Первого апелляционного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Аналогичная норма содержится и в части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ).
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определённой на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административному истцу на праве собственности принадлежат:
с 29 июня 2020 года земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты":2 общей площадью 183 543 кв.м, расположенный по адресу: "данные изъяты" "данные изъяты", с 5 июня 2020 года земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты":104 общей площадью 76 893 кв.м, расположенный по адресу: "данные изъяты" участок 42, с 5 июня 2020 года земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты":109 общей площадью 148 671 кв.м, расположенный по адресу: "данные изъяты" участок 47, с 5 июня 2020 года земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты":157 общей площадью 300 220 кв.м, расположенный по адресу: "данные изъяты" участок 40, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты":32 общей площадью 74 585 кв.м, расположенный по адресу: "данные изъяты" "данные изъяты" (прекратил своё существование в виду раздела в 2020 году).
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 года N 15ВР-1633 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости" по состоянию на 1 января 2018 года утверждена кадастровая стоимость в том числе земельных участков:
с кадастровым номером "данные изъяты":32 в размере 19 850 797, 75 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":2 - 51 621 468, 75 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":104 - 29 606 111, 79 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":109 - 52 610 206, 77 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":157 - 97 097 152, 40 рублей.
В силу положений статей 387 - 391 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости спорных земельных участков, в том числе и объекта ставшего архивным, следовательно, затрагивает права и обязанности Вещикова А.И.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Оспаривая кадастровую стоимость объектов недвижимости, административный истец представил в суд отчёт об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества N 0211/2019-1 (5) от 30 декабря 2019 года, подготовленный оценщиком "данные изъяты" (далее - "данные изъяты"), согласно которому рыночная стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года определена:
с кадастровым номером "данные изъяты":32 в размере 3 987 620, 57 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":2 - 8 752501, 53 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":104 - 4 989 616, 61 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":109 - 8872408, 36 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":157 - 16 386 748, 34 рублей.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчёта, судом назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено "данные изъяты".
Согласно заключению судебной экспертизы N 71/2-4-22 от 31 марта 2022 года:
при составлении отчёта об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества N 0211/2019-1 (5) от 30 декабря 2019 года, подготовленного оценщиком "данные изъяты", допущены нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требований Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, предъявляемых к форме и содержанию отчёта, к описанию объектов оценки, к методам расчёта рыночной стоимости объектов недвижимости, которые могли повлиять на определение итоговой величины их рыночной стоимости;
рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2018 года определена -
с кадастровым номером "данные изъяты":32 в размере 18 772 327 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":2 - 42 451 660 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":104 - 22 847 986 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":157 - 73 905 157 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":109 - 38 910 174 рублей.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришёл к выводу, что отчёт об оценке рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, требованиям федеральных стандартов оценки и установилкадастровую стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере рыночной стоимости, установленной на основании судебной экспертизы от 31 марта 2022 года.
Судебная коллегия, изучив судебную экспертизу в совокупности с письменными ответами на замечания административного истца относительно содержания экспертного заключения, доводы апелляционной жалобы, ходатайства о назначении повторной судебной экспертизы, пришла к выводу, что экспертное заключение является неполным, поскольку при расчёте рыночной стоимости спорных земельных участков экспертами не учтено нахождение спорных земельных участков в пределах зон с особыми условиями, в связи с чем назначена дополнительная судебная экспертиза, производство которой поручено экспертам того же экспертного учреждения.
Согласно заключению дополнительной судебной экспертизы N 22/2-4-33 от 12 апреля 2023 года, рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2018 года составляет:
с кадастровым номером "данные изъяты":32 - 17 361 896 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":2 - 42 104 764 рубля, с кадастровым номером "данные изъяты":104 - 18 735 748 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты":157 - 69 738 104 рубля, с кадастровым номером "данные изъяты":109 - 35 133 931 рубль.
Согласно статье 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к доказательствам по делу, которые подлежат оценке судом в соответствии со статьёй 84 данного кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
Оценив первоначальное экспертное заключение в части оценки отчёта N 0211/2019-1 (5) от 30 декабря 2019 года и дополнительное экспертное заключение в соответствии со статьями 84 и 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с иными установленными обстоятельствами и исследованными доказательствами по административному делу, судебная коллегия приходит к выводу, что порядок проведения, форма и содержание экспертиз соответствуют положениям Федерального закона N 73-ФЗ от 31 мая 2001 года "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", следовательно, отвечают требованиям статей 49, 77, 79, 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Каких-либо допустимых доказательств, опровергающих размер рыночной стоимости спорных объектов, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости данных земельных участков, материалы дела не содержат.
Проанализировав заключение дополнительной судебной экспертизы в совокупности с другими имеющимися по делу доказательствами, судебная коллегия приходит к выводу, что решение Московского областного суда в части установления кадастровой стоимости спорных земельных участков в размерах рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года подлежит изменению с установлением рыночной стоимости в суммах, определённых в заключении дополнительной судебной экспертизы.
В остальной части обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского областного суда от 19 мая 2022 года изменить.
По состоянию на 1 января 2018 года установить кадастровую стоимость земельных участков в размере рыночной стоимости:
с кадастровым номером "данные изъяты":32 равной 17 361 896 рублям, с кадастровым номером "данные изъяты":2 - 42 104 764 рублям, с кадастровым номером "данные изъяты":104 - 18 735 748 рублям, с кадастровым номером "данные изъяты":157 - 69 738 104 рублям, с кадастровым номером "данные изъяты":109 - 35 133 931 рублю.
В остальной части решение Московского областного суда от 19 марта 2021 года оставить без изменения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.