Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Русаков А.Е., рассмотрев жалобу Крестовского Г.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 7 декабря 2022 года, решение судьи Волгоградского областного суда от 19 января 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Крестовского Г.В.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 7 декабря 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Волгоградского областного суда от 19 января 2023 года Крестовский Г.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного ареста сроком на трое суток.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции Крестовский Г.В. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
На основании части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Ходатайство Крестовского Г.В. о рассмотрении жалобы с его участием не подлежит рассмотрению, поскольку положениями КоАП РФ не предусмотрено проведения судебного заседания в суде кассационной инстанции с вызовом и участием сторон.
В силу части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Согласно статье 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (далее Закон о полиции) на полицию возлагаются обязанности, в том числе пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия (пункт 2 части 1); пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции (пункт 11 части 1); осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения (пункт 19 части 1).
В силу части 1 статьи 13 названного Закона полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлены права: требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий; проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; патрулировать населенные пункты и общественные места; составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции; останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес", Крестовский Г.В. оказал неповиновение законному требованию сотрудника полиции в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а именно при отсутствии у него документа, удостоверяющего личность отказался пройти в служебный автомобиль, физически препятствовал его сопровождению в служебный автомобиль для установления его личности, чем воспрепятствовал исполнению служебных обязанностей сотрудников полиции.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Крестовского Г.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении ему наказания в виде административного ареста.
Обосновывая виновность Крестовского Г.В. в совершении вменяемого правонарушения, судья районного суда сослался на протокол об административном правонарушении и видеозапись.
С названным постановлением согласился судья Волгоградского областного суда, рассматривая жалобу Крестовского Г.В. в порядке статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, с решением судьи районного суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), выполнения им объективной стороны деяния.
Как следует из протокола об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ Крестовский Г.В. не выполнил законное требование сотрудников полиции, а именно отказался пройти в служебный автомобиль, физически препятствовал его сопровождению в служебный автомобиль для установления его личности.
В рапорте сотрудника полиции содержатся сведения о том, что ДД.ММ.ГГГГ был остановлен гражданин Крестовский Г.В, который не имел при себе документ, удостоверяющий личность и отказывался проехать в отдел полиции для установления его личности и составления административного материала. Данному гражданину было разъяснено, что на основании Закона о полиции, в случае невыполнения законного требования сотрудника полиции, будет применена физическая сила и составлен протокол по части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, однако на данные законные требования Крестовский Г.В. не реагировал.
В силу пунктов 2, 11 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон о полиции) в числе иных на полицию возложены обязанности: пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия; пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.
Исходя из пунктов 1, 2, 8 части 1 статьи 13 названного закона, полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлено право: требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий; проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении; составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции, исследовав в судебном заседании все представленные доказательства, установил, что имеющиеся доказательства подтверждают совершение Крестовским Г.В. противоправных действий, воспрепятствовавших исполнению сотрудниками полиции служебных обязанностей и отраженных в протоколе об административном правонарушении.
Вместе с тем, из видеозаписи, имеющейся в материалах дела, усматривается что Крестовский Г.В. после неоднократного требования сотрудников полиции добровольно сел в патрульный автомобиль, что было расценено как воспрепятствование исполнению служебных обязанностей сотрудником полиции.
Следует отметить, что сведений о неповиновении привлекаемым лицом законным требованиям сотрудников полиции и о воспрепятствовании исполнению ими служебных обязанностей в ходе задержания в материалы дела не представлено. То обстоятельство, что законное требование сотрудника полиции Крестовский Г.В. выполнил спустя непродолжительное время, не свидетельствует о наличии в его действиях состава вмененного административного правонарушения.
Следовательно, основания для вывода о том, что деяние Крестовского Г.В. образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом вышеприведенных фактических обстоятельств дела, отсутствуют.
Однако судья районного суда не принял во внимание вышеизложенные нормы и фактические обстоятельства дела, не дал им правовую оценку.
Допущенные судьей районного суда нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, они повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении и не были устранены судьей областного суда.
Такое рассмотрение дела не соответствует установленным статьями 24.1, 26.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях требованиям производства по делам об административных правонарушениях.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При таких обстоятельствах постановление судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 7 декабря 2022 года, решение судьи Волгоградского областного суда от 19 января 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Крестовского Г.В. подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу Крестовского Г.В, удовлетворить.
Постановление судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 7 декабря 2022 года, решение судьи Волгоградского областного суда от 19 января 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Крестовского Г.В. - отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции А.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.