Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Русаков А.Е., рассмотрев жалобы Гончаровой Г.Н. на вступившие в законную силу постановление начальника Межрайонной ИФНС России N 6 по Волгоградской области от 14 сентября 2021 года, решение судьи Фроловского городского суда Волгоградской области от 16 ноября 2021 года, решение судьи Волгоградского областного суда от 19 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО "Эталон" - Гончаровой Г.Н.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника Межрайонной ИФНС России N 6 по Волгоградской области от 14 сентября 2021 года Гончарова Г.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Фроловского городского суда Волгоградской области от 16 ноября 2021 года и решением судьи Волгоградского областного суда от 19 января 2022 года постановление начальника Межрайонной ИФНС России N 6 по Волгоградской области от 14 сентября 2021 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Гончарова Г.Н, ссылаясь на незаконность принятых решений, ставит вопрос об их отмене. В обоснование доводов жалобы указывает, что факт нарушения валютного законодательства не является достаточным основания для утверждения о наличии угрозы безопасности государства, в связи с чем считает необоснованным отказ судебных инстанций в замене наказания в виде штрафа на предупреждение.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
На основании части 2 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В силу подпункта "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" к валютным операциям относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
На основании части 2 статьи 14 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" установлен закрытый перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов.
Как следует из протокола об административном правонарушении, по результатам проведенной документарной проверки соблюдения ООО "Эталон" валютного законодательства Российской Федерации установлено, что обществом выплачена заработная плата в наличной форме из кассы предприятия работнику-нерезиденту, иностранному гражданину, не имеющему вид на жительство в Российской Федерации - ФИО2, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках.На основании приведенных обстоятельств, административный орган пришел к выводу о наличии в действиях директора ООО "Эталон" Гончаровой Г.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении жалобы на указанное постановление судьи городского и областного судов согласились с указанными выводами должностного лица о виновности Гончаровой Г.Н.
Следует обратить внимание, что в ходе рассмотрения дела Фроловским городском судом Волгоградской области Гончарова Г.Н. указывала о наличии 7 однородных фактах нарушения, выявленных в рамках одой проверки и назначении ей наказания виде штрафа по каждому факту нарушения.
Между тем судом не учтено, что нарушения валютного законодательства совершены одним субъектом, нарушения выявлены в ходе проведения одной проверки, выплата заработной платы производилась регулярно, систематически на постоянной основе, правонарушения являются однородными.
Раздельное рассмотрение дел об административных правонарушениях в отношении директора ООО "Эталон" Гончаровой Г.Н. с вынесением постановлений по каждой выплате приводит к созданию искусственной множественности дел, что недопустимо.
Рассматривая жалобу Гончаровой Г.Н, поданную в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на постановление должностного лица и принимая решение об обоснованности его выводов, судья городского суда не проверил правильность установления фактических обстоятельств дела и не дал оценку имеющимся в деле доказательствам.
Приведенные нарушения не были устранены судьей Волгоградского областного суда.
Такое разрешение дела не отвечает установленным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Допущенные нарушения требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, обстоятельства, имеющие значение для правильного его разрешения, выяснены не были и не могут быть восполнены судом кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах имеют место существенные нарушения процессуальных требований, допущенные судьей при рассмотрении настоящего дела, решение судьи городского суда и решение судьи областного суда законными признать нельзя, поэтому они подлежат отмене.
В силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 поименованного Кодекса по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, решение судьи Фроловского городского суда Волгоградской области от 16 ноября 2021 года, решение судьи Волгоградского областного суда от 19 января 2022 года подлежат отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в городской суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Фроловского городского суда Волгоградской области от 16 ноября 2021 года, решение судьи Волгоградского областного суда от 19 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО "Эталон" - Гончаровой Г.Н. - отменить, дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение во Фроловский городской суд Волгоградской области.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции А.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.