Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Иванова А.Е. и Сергеева С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Аристовой Н.И, действующей в интересах Мягчихина А.В, на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 5 октября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 февраля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Мягчихина А.В. об оспаривании действий (бездействия) государственного органа.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение представителя Мягчихина А.В. по доверенности Аристовой Н.И, настаивавшей на удовлетворении кассационной жалобы, представителя ФГБУ ТС "Голубая бухта" по доверенности Бердюгина А.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мягчихин А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействий) управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, выразившихся в постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером N в отсутствие обеспечения доступа к иным земельным участкам.
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 5 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 февраля 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной представителем Мягчихина А.В. по доверенности Аристовой Н.И. ставится вопрос об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 15 марта 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 5 апреля 2023 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
До начала рассмотрения дела по существу председательствующий сообщил судебной коллегии о родственных связях с работником управления Росреестра по Краснодарскому краю. Обсудив данное обстоятельство, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии препятствий для рассмотрения административного дела в этом составе судей.
Выслушав объяснение представителя Мягчихина А.В. по доверенности Аристовой Н.И, настаивавшей на требованиях кассационной жалобы, представителя ФГБУ ТС "Голубая бухта" по доверенности Бердюгина А.В, полагавшего судебные акты законными, проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, Мягчихин А.В. является одним из собственников земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес" расположенным внутри земельного участка с кадастровым номером N, находящимся в федеральной собственности и поставленным на кадастровый учет без уточнения границ.
Мягчихин А.В. обратился в управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета границ земельного участка с кадастровым номером N, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N.
Письмом Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 27 апреля 2022 года Мягчихину А.В. сообщено, что согласно сведениям ЕГРН по состоянию на 26 апреля 2022 года границы земельного участка с кадастровым номером N площадью 118 168 кв. м с видом разрешенного использования "под санаторий "Голубая бухта" не пересекают границы других земельных участков, сведения о местоположении границ которых содержатся в ЕГРН.
Отмечено, что информация об указанном земельном участке, в том числе, о местоположении его границ, внесена в ЕГРН в результате рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества от 26 ноября 2021 года и представленного межевого плана от 26 ноября 2021 года, подготовленного на оснований Распоряжения МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея от 23 ноября 2021 года N 23-873-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, территории, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером N, с сохранением исходного земельного участка в измененных границах".
В связи с тем, что оснований для приостановления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета, предусмотренных статьями 26 и 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не выявлено, принято решение о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером N.
В настоящее время на земельные участки с кадастровыми номерами N в ЕГРН осуществлена государственная регистрация вещных прав.
Мягчихину А.В. разъяснено, что зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Принятое решение о постановке на государственный кадастровый учет также может быть оспорено в судебном порядке.
В силу статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (пункт 3 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ).
В силу пункта 10 названной статьи при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории.
При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Судами определено, что земельный участок с кадастровым номером N, площадью 122 200 кв. м, расположенный по адресу: "адрес", является ранее учтенным, дата постановки на государственный кадастровый учет 9 августа 2005 года, дата внесения в ГКН 1 февраля 2017 года.
В соответствии со сведениями ФГИС ЕГРН правообладателем объекта недвижимости с кадастровым номером N является Российская Федерация.
На указанный земельный участок 7 мая 2010 года зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования за Федеральным государственным бюджетным учреждением туберкулезный санаторий "Голубая бухта" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Согласно сведениям ФГИС ЕГРН правообладателем объекта недвижимости с кадастровым номером N является Российская Федерация. Данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 7 декабря 2021 года.
На вышеуказанный земельный участок 7 декабря 2021 года зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования за Федеральным государственным бюджетным учреждением туберкулезный санаторий "Голубая бухта" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Распоряжением МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея от 23 ноября 2021 года N 23-873-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером N, с сохранением исходного земельного участка в измененных границах.
В результате исполнения данного распоряжения образованы два земельных участка с видом разрешенного использования "под санаторий "Голубая бухта": с кадастровым номером N площадью 118 168 кв. м и с кадастровым номером N площадью 4 032 кв. м.
Российская Федерация в лице представителя Севрюк А.Ю. 26 ноября 2021 года обратилась в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект недвижимости площадью 118 168 кв. м, расположенный по адресу: "адрес".
В качестве документов представлено заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект недвижимости, межевой план, доверенность.
Согласно представленному межевому плану он подготовлен в связи с образованием 3-х (трех) земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером N с сохранением исходного земельного участка в измененных границах.
В заключении кадастрового инженера указано, что при выполнении кадастровых работ по образованию земельных участков, уточнение смежных земельных участков не производилось. Таким образом, согласование в отношении такой границы в порядке, установленном Федеральным законом "О кадастровой деятельности", не проводится.
Согласно письму Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю от 3 марта 2010 года N 09/1465 согласование границы земельного участка с землями общего пользования (землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности) не проводится.
В соответствии с пунктом 7 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 года N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" акт согласования местоположения границы земельного участка обязательному включению в состав межевого плана не подлежит.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 22 Требований для подготовки межевого плана используются документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании, в том числе схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения, предусматривающие утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
При этом, в соответствии с пунктом 25 Требований, если при подготовке межевого плана использованы документы, указанные в подпунктах 4, 5, 6, 7 и 8 пункта 22 Требований, копии таких документов включаются в состав Приложения.
В состав приложения включена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденная распоряжением МТУ Росимущества по Краснодарскому краю и Республике Адыгее, сведения о геодезической основе, использованной при подготовке межевого плана, которые взяты из выписки координат пунктов исходной геодезической сети от 11 сентября 2019 года N 11-290/37528 и 11-290/37524.
Согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к земельному участку, в отношении которого представлено заявление и необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, или к иным земельным участкам не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута (в случае осуществления государственного кадастрового учета).
Судами определено, что в данном случае доступ к образуемому земельному участку от земельного участка общего пользования обеспечен. При принятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории уполномоченным органом для иных земельных участков не исключена возможность установления сервитута в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, административным истцом не представлены доказательства нарушения оспариваемыми действиями управления его прав и интересов, принимая во внимание, что Мягчихин А.В. не обладает какими-либо правами на земельные участки с кадастровыми номерами N.
Более того, в данном случае согласование границ указанных земельных участков не требуется, земля является неразграниченной государственной собственностью.
Также административным истцом не предоставлены доказательства наличия полномочий представлять в суде интересы собственников земельных участков с кадастровыми номерами N3.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального и процессуального права, на иную оценку исследованных судами доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судов или опровергали бы выводы судебных постановлений.
Поскольку судами не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 5 октября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 23 мая 2023 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи А.Е. Иванов
С.С. Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.