Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Богатых О.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО5 на решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 17 октября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 14 февраля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО5 к УФССП России по городу Севастополю, судебному приставу - исполнителю Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП РФ по городу Севастополю ФИО6 об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО5 обратилась в Балаклавский районный суд города Севастополя суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным постановление начальнику отделения старшему судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по взысканию административных штрафов УФССП России по городу Севастополю ФИО6 (далее - судебного пристава-исполнителя) N от 15 сентября 2022 года о передаче исполнительного производства в другое отделение судебных приставов, а также вынести частное определение в адрес Главного судебного пристава по городу Севастополю для принятия мер реагирования на нарушение законности, допущенное ФИО6, которое привело к дискредитации органов государственной власти Российской Федерации и подрыву авторитета службы судебных приставов.
Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 17 октября 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 14 февраля 2023 года решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 17 октября 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 2 марта 2023 года, ФИО5 просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, принять новый судебный акт, которым удовлетворить административный иск. Нижестоящими судами допущено нарушение норм материального и процессуального права; неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Определением судьи от 14 апреля 2023 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (статья 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N229-ФЗ).
Исполнительное производство осуществляется на принципах законности, а также своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного характера (подпункты 1, 2 статьи 4 Закона N229-ФЗ).
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом, на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
Как следует из материалов дела и установлено районным судом, постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава МОСП по ВАШ УФССП России по г. Севастополю ФИО6 исполнительное производство N-ИП, предметом исполнения которого является взыскание с должника ФИО5 административного штрафа в размере 1000 рублей на основании исполнительного документа - постановления должностного лица ФССП России по городу Севастополю. 25 августа 2022 г. УФССП России по Севастополю издано распоряжение N-р "О передаче исполнительных производств, находящихся на исполнении в межрайонном отделении судебных приставов по взысканию административных штрафов, по территориальности", согласно пункту 1 которого, на временно исполняющего обязанности начальника отделения - старшего судебного пристава МОСП по ВАШ УФССП России по Севастополю ФИО6 возложена обязанность организовать передачу исполнительных производств в отделения судебных приставов по Балаклавскому, Гагаринскому, Ленинскому и Нахимовскому районам по территориальности.
Согласно пункту 2 указанного распоряжения, на начальников отделения судебных приставов по Балаклавскому, Гагаринскому, Ленинскому и Нахимовскому районам возложена обязанность обеспечить принятие исполнительных производств, поступивших из межрайонного отделения судебных приставов по взысканию административных штрафов, организацию их принудительного исполнения, а также регистрацию и возбуждение поступивших исполнительных документов органов ГИБДД.
Постановлением временно исполняющего начальника отделения - старшего судебного пристава ФИО6 от 15 сентября 2022 года исполнительное производство N-ИП от 15 ноября 2021 года передано в ОСП по Балаклавскому району в связи с изменением места жительства должника или места его пребывания.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции также установил, что оспариваемое постановление о передаче исполнительного производства в другое отделение судебных приставов вынесено по причине реорганизации УФССП России по Севастополю, в результате которой находящиеся в производстве МОСП по ВАШ УФССП России по Севастополю подлежали передаче в районные отделения судебных приставов города Севастополя.
При этом, несмотря на отсутствие доказательств, подтверждающих факт изменения ФИО5 места своего жительства, истцом не приведено обстоятельств, свидетельствующих о том, что указание в постановлении о передаче исполнительного производства в другое отделение иного основания, не имевшего место в действительности, нарушило права административного истца и привело к невозможности реализации ФИО5 данных прав как должника по исполнительному производству.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, согласно части 1 статьи 62, статьи 84 и статьи 360 КАС РФ и положений Федерального закона N229-ФЗ апелляционная инстанция установила, что районный суд верно пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления, поскольку при разрешении спора не нашел своего подтверждения факт нарушения прав административного истца действиями ответчика, между тем судом соблюдены положения, предусмотренные законодательством об административном судопроизводстве, в соответствии обстоятельствами административного дела точно и правильно применены законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с исполнением судебного акта.
В силу статьи 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве", подпунктов 1 и 2 статьи 4 Закона N229-ФЗ, кассационная инстанция находит указанные выводы судов правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленными судами обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального и процессуального права не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали бы изложенные в них выводы.
Другие приведенные в кассационной жалобе доводы не могут быть признаны состоятельными и повлечь за собой отмену обжалуемых судебных актов.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 17 октября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 14 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 июня 2023 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Богатых О.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.