Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Сергеева С.С, Усенко Н.В.
рассмотрела кассационную жалобу представителя Винокуровой Ю.В. по доверенности Попова В.В. на решение Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 5 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 6 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Винокуровой Ю.В. к администрации МО г. Новороссийск, управлению имущественных и земельных отношений администрации МО г. Новороссийск об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Винокурова Ю.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать отказ управления имущественных и земельных отношений администрации МО г. Новороссийск (далее - Управление) от 19 ноября 2021 года N о перераспределении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, и земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"; возложить обязанность на административных ответчиков в течение 15 дней с даты вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка, образованного в результате перераспределения земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, и земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 563 кв. м, направив ей утвержденную схему расположения указанного земельного участка с решением об утверждении.
Решением Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 5 мая 2022 года в удовлетворении требований административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 6 сентября 2022 года решение Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 5 мая 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 2 марта 2023 года, представитель Винокуровой Ю.В. по доверенности Попов В.В. ставит вопрос об отмене судебных актов обеих инстанций как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Определением судьи от 12 мая 2023 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
19 июня 2023 года в суд кассационной инстанции поступило ходатайство представителя Винокуровой Ю.В. - Попова В.В. об отложении судебного заседания ввиду нахождения представителя в отпуске.
В силу положений статьи 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) отложение рассмотрения дела является правом суда, предоставленным законодательством для обеспечения возможности полного и всестороннего рассмотрения дела. Суд вправе отклонить ходатайство, если сочтет возможным рассмотреть дело по существу по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Рассмотрев указанное ходатайство, оценив изложенные в нем доводы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит его подлежащим удовлетворению, поскольку установленных законом оснований для отложения судебного заседания не имеется.
Стороны в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, изучив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из материалов дела видно, что Винокуровой Ю.В. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 407 кв. м с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: ДД.ММ.ГГГГ, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
Винокурова Ю.В. обратилась в Управление по вопросу перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и указанного земельного участка административного истца.
Письмом Управления от 19 ноября 2021 года N в перераспределении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, и земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" отказано по причине несоответствия пункту 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Полагая данный отказ незаконным, Винокурова Ю.В. обратилась в суд с административным иском.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции пришли к выводу об отсутствии условий, предусмотренных нормами КАС РФ, для удовлетворения требований административного истца. Суды исходили из того, что оспариваемое решение органа местного самоуправления принято в пределах компетенции, порядок принятия решения соблюден, основания для его принятия имелись, содержание оспариваемого решения соответствует правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов обеих инстанций.
В силу пункта 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 приведенного Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 ЗК РФ.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, перечислены в пункте 1 статьи 39.28 ЗК РФ.
В силу положений пунктов 2 и 3 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В силу подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 данного Кодекса.
Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ одним из таких оснований является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 названного Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Из материалов дела видно, что согласно правилам землепользования и застройки городского округа муниципального образования г. Новороссийск, утвержденных решением городской Думы от 23 декабря 2014 года N 439 (решение городской Думы от 20 июля 2021 года N 146, N147 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Новороссийска"), испрашиваемый земельный участок расположен в зоне ОД-2 "Зона общественного центра местного значения", которая выделена для обеспечения правовых условий формирования местных (локальных) центров с широким спектром коммерческих и обслуживающих функций, ориентированных на удовлетворение повседневных и периодических потребностей населения.
Формируемый для перераспределения земельный участок расположен за фронтом ул. Ленина, внутри квартала. Земельный участок расположен в границах многофункциональной общественно-деловой зоны, с юга, юго-запада примыкает к основному земельному участку площадью 407 кв. м с кадастровым номером "данные изъяты" с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства, для объектов жилой застройки.
Вид использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - для индивидуального жилищного строительства, для объектов жилой застройки - отнесен к условным видам разрешенного использования земельных участков в зоне ОД-2.
Земельный участок расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций: кабель связи, бесканальная теплотрасса, газопровод низкого давления. Согласно схеме объектов культурного наследия, земельный участок расположен в охранной зоне исторических памятников: 410 - Поселение "Видова-1". Согласно схеме планируемых зон с особыми условиями (ограничениями) использовании территории, земельный участок на территории, подверженной риску возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Земельный участок расположен в охранной зоне промышленных предприятий ("данные изъяты"), согласно санитарно-эпидемиологическому заключению от 4 декабря 2018 года N
Формируемый для перераспределения земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий, согласно статье 105 ЗК РФ "Виды зон с особыми условиями использования территорий", на основании которой установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий: санитарно-защитная зона.
Согласно подпункту 6, пункта 9, статьи 11 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а так же нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими Федеральными законами.
В соответствии со статьей 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Вместе с тем, вопреки доводам кассационной жалобы, судом первой инстанции правомерно отмечено, что поскольку испрашиваемый Винокуровой Ю.В. земельный участок формируется за фронтом ул. Ленина, внутри квартала, то необходимо согласование актов местоположения границ земельного участка с землепользователями земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты". Кроме того, в результате перераспределения земельных участков в нарушение подпункта 6 пункта 9 статьи 11 ЗК РФ будет допущена изломанность границ вновь образованного земельного участка, а также на схеме расположения земельного участка, образуемого путем перераспределения представленной Винокуровой Ю.В. не соблюдены охранные зоны инженерных коммуникаций, не запроектирован перенос их за границы застройки при наличии технических условий на перенос.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В рассматриваемом случае такой совокупности условий не установлено, в связи с чем отказ в удовлетворении административного иска является обоснованным.
Переоценка представленных доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции, все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованные доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 КАС РФ.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку они аналогичны доводам рассмотренного районным судом заявления и рассмотренной апелляционной инстанции жалобы которым дана надлежащая оценка с изложением обоснованных выводов.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 5 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 6 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Винокуровой Ю.В. по доверенности Попова В.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 27 июня 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.