Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Сергеева С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО18 на решение Черноморского районного суда Республики Крым от 5 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 20 декабря 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО18 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО20 о признании незаконными решений, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, судебная коллегия
установила:
ФИО18 обратился в Черноморский районный суд Республики Крым с административным иском, в котором просил признать незаконными решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о приостановлении государственной регистрации прав N от 4 марта 2022 года; признать незаконными решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе в государственной регистрации прав, принятые 6 июня 2022 года в результате рассмотрения заявлений N; возложить обязанность на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым зарегистрировать за ФИО18 право собственности на нежилые здания, расположенные по адресу: Республика Крым, Черноморский район, пгт.Черноморское, ул.Почтовая, д.19: диспетчерскую, общей площадью 77, 2 кв.м, количество этажей 1, кадастровый N; мастерскую - цех, общей площадью 345, 6 кв.м, количество этажей 1, кадастровый N; склад, общей площадью 69, 7 кв.м, количество этажей 1, кадастровый N; проходная, общей площадью 5, 3 кв.м, количество этажей 1, кадастровый N; склад, общей площадью 422, 3 кв.м, кадастровый N, приобретённые по договору купли-продажи нежилых зданий от 17 февраля 2022 года, заверенному нотариусом Черноморского районного нотариального округа ФИО3 17 февраля 2022 года, зарегистрированному в реестре N-н/82-2022-1-147 в сроки, предусмотренные статьёй 16 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", на основании заявлений о государственной регистрации прав на недвижимое имущество N от 28 февраля 2022 года и поданных с ними документов.
Требования мотивированы тем, что уведомлениями Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 4 марта 2022 года N приостановлена государственная регистрация права, а решениями от 6 июня 2022 года ФИО18 отказано в государственной регистрации принадлежащих ему объектов недвижимости, расположенных по адресу: Республика Крым, пгт. Черноморское, л. Почтовая, д. 19, на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в связи с непредставлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права. Государственный регистратор ссылается на Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 года N "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации", которым установлен особый порядок регистрационных действий с участием иностранных лиц. Административному истцу рекомендовано для устранения причин, препятствующих регистрации, предоставить разрешение, выданное Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, согласно пункту "б" части 1 Указа Президента Российской Федерации N от 1 марта 2022 года. Административный истец полагает, что действия административного ответчика являются незаконными, поскольку на регистрацию права собственности им были представлены все необходимые документы, подтверждающие право собственности на объекты недвижимости, предусмотренные положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решением Черноморского районного суда Республики Крым от 5 сентября 2022 года административный иск удовлетворен частично. Признаны незаконными решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 4 марта 2022 года о приостановлении государственной регистрации права собственности и от 6 июня 2022 года об отказе в государственной регистрации права собственности на нежилые здания, расположенные по адресу: "адрес". Возложена обязанность на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть заявление ФИО18 от 28 февраля 2022 года. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, представителем ФИО18 - ФИО19 подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда от 5 сентября 2022 года изменить, возложив обязанность на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым осуществить государственную регистрацию права собственности ФИО18 на указанные нежилые здания, приобретённые по договору купли-продажи нежилых зданий от 17 февраля 2022 года, заверенному нотариусом Черноморского районного нотариального округа ФИО3 17 февраля 2022 года, зарегистрированному в реестре N в сроки, предусмотренные статьёй 16 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", на основании заявлений о государственной регистрации прав на недвижимое имущество N от 28 февраля 2022 года и поданных с ними документов.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 20 декабря 2022 года решение от 5 сентября 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 29 марта 2023 года просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение. Судами допущено нарушение норм материального и процессуального права; неверно определены обстоятельства по делу.
Определением судьи от 19 апреля 2023 года кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по административному делу не допущено.
Статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28 февраля 2022 года ФИО18 в лице представителя ФИО19 обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости - нежилые здания, расположенные по указанному адресу. В качестве правоустанавливающего документа представлен договор купли-продажи нежилых зданий от 17 февраля 2022 года, заключённый между ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО12, ФИО7, ФИО13, ФИО8, являющимися гражданами Украины (продавцы) и ФИО18 (покупатель), зарегистрированный нотариусом Черноморского районного нотариального округа ФИО3 в реестре N. Предметом договора купли-продажи являются доли в праве общей долевой собственности на вышеуказанные объекты недвижимости. Пунктами 2.1, 2.2, 2.3 договора купли-продажи установлено, что стоимость отчуждаемых нежилых зданий составляет 2500000 рублей. Расчёт между сторонами производится путём перечисления денежных средств на лицевые счета продавцов, открытые в Банке получателя РНКБ (ПАО город Симферополь) в срок до 1 апреля 2022 года. 18 февраля 2022 года во исполнение договора купли - продажи от 17 февраля 2022 года ФИО9 перечислено на лицевые счета продавцов денежные средства на общую сумму 2500000 рублей, что подтверждается платёжными поручениями N, N, N, N, N, N, N от 18 февраля 2022 года.
4 марта 2022 года государственным регистратором ФИО20 приняты решения о приостановлении регистрационных действий в отношении вышеуказанных объектов недвижимости на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в связи с непредставлением документов, необходимых для осуществления государственного учёта и государственной регистрации права. Государственный регистратор указал, что продавцами по договору купли-продажи от 17 февраля 2022 года являются граждане Украины, в отношении которых установлен особый порядок государственной регистрации, регламентированный Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 года N "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности РФ". ФИО18 рекомендовано для устранения причин, препятствующих регистрации, предоставить разрешение, выданное Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации согласно пункту "б" части 1 Указа от 1 марта 2022 года. Срок приостановления установлен до 6 июня 2022 года.
Уведомлениями от 24 мая 2022 года Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ссылаясь на пункт 5 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", сообщил о приостановлении государственной регистрации прав в отношении предоставления объектов недвижимости в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов, подтверждающих исполнение договора купли-продажи от 17 февраля 2022 года, заключённого с участием продавцов, являющихся гражданами Украины, а именно, произвести расчёт между сторонами по сделке в безналичной форме, предоставить дополнительным документом справку от российской кредитной организации о зачислении средств на банковский счёт типа "С", открытый на имя нерезидента, в соответствии с порядком, определенным Указом Президента Российской Федерации N от 1 марта 2022 года "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации". Срок приостановления установлен до 6 июня 2022 года. 6 июня 2022 года государственным регистратором ФИО20 приняты решения об отказе в государственной регистрации права собственности, в связи с истечением 6 июня 2022 года срока приостановления, указанного в уведомлениях от 24 мая 2022 года. Указано, что обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении не устранены, документы, необходимые для государственной регистрации, а именно, документы, подтверждающие зачисление всей суммы по сделке на счета продавцов, не предоставлены.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования в части, суд исходил из того, что оспариваемые решения о приостановлении государственной регистрации права от 4 марта 2022 года и 24 мая 2022 года не могут быть признаны законными, поскольку не соответствуют требованиям ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", так как не содержат указания всех причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации прав, со ссылкой на положения указанного закона.
Кроме того, суд также указал, что в нарушение части 5 статьи 29 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" суду не представлено доказательств, подтверждающих направление в адрес административного истца уведомления от 24 мая 2022 года, при этом на дату повторного приостановления регистрации сведений о результате рассмотрения заявлений от 28 февраля 2022 года, либо об отказе в регистрационных действиях, истцу не представлено.
Относительно требования истца о возложении обязанности суд указал, что поскольку документы, подтверждающие исполнение договора купли-продажи во исполнение разъяснения Правительственной комиссии от 11 апреля 2022 года в регистрирующий орган предоставлены не были, суд пришёл к выводу об отказе в удовлетворении такого требования с возложением обязанности на административного ответчика устранить нарушенное право административного истца путём повторного рассмотрения заявлений, поданных ФИО18 28 февраля 2022 года.
Апелляционная инстанция, проверив фактические обстоятельства по делу, поддержала выводы суда первой инстанции.
В силу статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", частей 3 и 5 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", части 2 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", части 4 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", части 5 статьи 15 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", статья 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости"), пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", кассационная инстанция соглашается с выводами нижестоящих судов.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из материалов административного дела следует, что основанием для отказа в государственной регистрации права явилось непредставление документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав, а именно: разрешения, выданного Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, согласно пункту "б" части 1 Указа от 1 марта 2022 года.
Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 года N "О дополнительных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации" приняты дополнительные временные меры экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации, в виде установления со 2 марта 2022 года особого порядка осуществления (исполнения) резидентами следующих сделок (операций) с иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), и с лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности (далее - лица иностранных государств, совершающих недружественные действия): сделки (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество, осуществляемые (исполняемые) с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия (абзац 3 подпункта "а" пункта 1); сделки (операции), предусмотренные подпунктом "а" настоящего пункта и пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 года N "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций", могут осуществляться (исполняться) на основании разрешений, выдаваемых Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации и при необходимости содержащих условия осуществления (исполнения) таких сделок (операций) (подпункт "б" пункта 1);
сделки (операции), предусмотренные подпунктом "а" настоящего пункта, с иностранными лицами, не являющимися лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, если предметом сделок (операций) являются ценные бумаги и недвижимое имущество, приобретенные после 22 февраля 2022 г. указанными иностранными лицами у лиц иностранных государств, совершающих недружественные действия, осуществляются (исполняются) в порядке, установленном настоящим Указом (подпункт "в" пункта 1).
В силу подпункта "б" пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 4 мая 2022 года N "О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами", в целях применения Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 года N "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации" порядок осуществления (исполнения) сделок (операций), предусмотренный этим Указом, не распространяется на сделки, направленные на отчуждение недвижимого имущества гражданами иностранных государств, совершающих недружественные действия, при условии, что проведение расчетов по таким сделкам осуществляется с использованием счёта типа "С", режим которого установлен в соответствии с пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами".
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами" установлен временный порядок исполнения Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, резидентами (далее также - должники) обязательств по кредитам и займам, финансовым инструментам перед иностранными кредиторами, являющимися иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), или лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации (за исключением случаев, если местом их регистрации является Российская Федерация) или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности (далее - иностранные кредиторы) (пункт 1).
Порядок исполнения обязательств, установленный настоящим Указом, распространяется на исполнение обязательств в размере, превышающем 10 млн. рублей в календарный месяц, или в размере, превышающем эквивалент этой суммы в иностранной валюте по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 1-е число каждого месяца (пункт 2).
В целях исполнения обязательств, названных в пункте 1 настоящего Указа, должник вправе направить в российскую кредитную организацию заявление об открытии на имя иностранного кредитора или иностранной организации, имеющей право в соответствии с ее личным законом осуществлять учет и переход прав на ценные бумаги (иностранный номинальный держатель), в отношении которых осуществляется исполнение обязательств, счёта типа "С", предназначенного для проведения расчётов по данным обязательствам. В целях исполнения обязательств, связанных с эмиссией ценных бумаг, должник вправе направить такое заявление в небанковскую кредитную организацию, являющуюся центральным депозитарием в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 414-ФЗ "О центральном депозитарии" (пункт 3).
Предусмотреть, что к счетам типа "С" со дня вступления в силу настоящего Указа относятся счета депо, открытые до этой даты на имя нерезидента, являющегося иностранным кредитором, либо на имя иностранного номинального держателя (пункт 4). Режим счёта типа "С" устанавливается решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, подлежащим официальному опубликованию в соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Счёт типа "С" ведётся в рублях (пункт 5).
Пункт 6 вышеназванного Указа устанавливает, что обязательства, названные в пункте 1 настоящего Указа, признаются исполненными надлежащим образом, если:
а) они исполнены в рублях в сумме, эквивалентной стоимости обязательств в иностранной валюте (независимо от того, в какой валюте выражена такая стоимость) и рассчитанной по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на день, когда был произведен соответствующий платеж, перед иностранными кредиторами, не названными в пункте 1 настоящего Указа;
б) они исполнены перед резидентами, ценные бумаги которых учитываются на счетах депо в российских депозитариях, путем перечисления должником на счёт кредитора средств в рублях в сумме, эквивалентной стоимости обязательств в иностранной валюте и рассчитанной по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на день, когда был произведен соответствующий платеж. При этом платежи производятся через российских депозитариев без перечисления средств на счета типа "С";
в) они исполнены перед иностранным номинальным держателем путем перечисления должником на счет типа "С" иностранного номинального держателя, открытый в российском депозитарии, средств в рублях в сумме, эквивалентной стоимости обязательств в иностранной валюте и рассчитанной по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на день, когда был произведен соответствующий платеж, для последующего перечисления владельцам ценных бумаг, являющимся иностранными кредиторами, названными в пункте 1 настоящего Указа, этих средств в сумме, причитающейся к выплате по условиям эмиссии ценных бумаг, за вычетом суммы платежей, произведенных владельцам ценных бумаг, являющимся лицами, порядок исполнения обязательств перед которыми установлен подпунктами "а" и "б" настоящего пункта;
г) они исполнены в порядке, определённом в соответствии с пунктом 10 или 11 настоящего Указа.
Пунктом 2 выписки из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 17 марта 2022 года N разрешено резидентам осуществление (исполнение) сделок (операций), влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество, отчуждаемое физическим лицом, являющимся иностранным лицом, связанным с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических и физических лиц недружественные действия, при условии зачисления денежных средств по таким сделкам (операциям) на счёт типа "С" в порядке, определённом Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами".
Таким образом, покупка недвижимости у иностранного гражданина возможна при условии зачисления денежных средств по сделке на счёт типа "С".
Указанный договор купли-продажи нежилых зданий заключён 17 февраля 2022 года.
Согласно имеющихся в деле платёжных поручений:
N от 18 февраля 2022 года на сумму 475000 рублей, получатель - ФИО10; N от 18 февраля 2022 года на сумму 475000 рублей, получатель- ФИО5; N от 18 февраля 2022 года на сумму 350000 рублей, получатель - ФИО11; N от 18 февраля 2022 года на сумму 125000 рублей, получатель - ФИО12; N от 18 февраля 2022 года на сумму 125000 рублей, получатель- ФИО13; N от 18 февраля 2022 года на сумму 475000 рублей, получатель- ФИО14; N от 18 февраля 2022 года на сумму 475000 рублей, получатель- ФИО8, а также ответа РНКБ (ПАО) от 13 декабря 2022 года N по запросу Верховного Суда Республики Крым, денежные средства в сумме 2500000 рублей перечислены на счета продавцов 18 февраля 2022 года, и в этот же день обналичены в кассе банка. С заявлением о государственной регистрации права собственности административный истец обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 28 февраля 2022 года.
Согласно пункту 2 Выписки из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ от 11 апреля 2022 года N (доведена Минфином России 19 апреля 2022г. N/ВН-20024) руководствуясь пунктом 16 Правил выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ разрешений в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности РФ, утверждённых постановлением Правительства РФ от 6 марта 2022г. N, подкомиссией Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ принято единогласное решение разрешить: резидентам осуществление (исполнение) сделок (операций), влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество, отчуждаемое физическими лицами, являющимися иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических и физических лиц недружественные действия, заключённых до 2 марта 2022г. и документы на государственную регистрацию права собственности по которым представлены в орган регистрации прав до 2 марта 2022г, при условии осуществления оплаты по таким сделкам (операциям) до 2 марта 2022г. либо после государственной регистрации перехода права собственности с использованием кредитных средств.
Исходя из анализа указанных правовых норм и фактических обстоятельств административного дела, при проведении правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов государственный регистратор неправомерно указал в оспариваемом решении о необходимости представления разрешения, выданного Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, согласно пункту "б" части 1 Указа от 1 марта 2022 года, поскольку договор купли-продажи, а также действия по исполнению указанного договора совершены до 1 марта 2022 года.
Кассационная инстанция считает, что вывод судов о восстановлении нарушенного права путём повторного рассмотрения заявлений, поданных ФИО18 28 февраля 2022 года, является правильным, поскольку принятие решения о регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости относится к компетенции регистрирующего органа, а потому способ восстановления права административного истца, указанный судом первой инстанции, соответствует требованиям статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку предполагает обязанность регистрирующего органа принять по заявлениям решение в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", после проверки представленных для осуществления регистрации права документов, в том числе, после представления копий платежных документов, подтверждающих исполнение сделки до 2 марта 2022 года.
Довод кассационной жалобы о необходимости возложения обязанности на административного ответчика произвести действия по регистрации спорного имущества со ссылками на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым, оставленное без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, является несостоятельным, так как указанное решение не имеет преюдициального значения, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела судом первой инстанции были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенного судебного акта.
При указанных обстоятельствах, оснований не соглашаться с выводами судов не имеется, они соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы аналогичны позиции подателя жалобы в суде апелляционной инстанции, которой суд дал надлежащую оценку, с чем судебная коллегия соглашается.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационных жалоб.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Черноморского районного суда Республики Крым от 5 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 20 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 5 июня 2023 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Сергеев С.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.