Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Сергеева С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ ИК-5 УФСИН России по Краснодарскому краю на решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 17 мая 2022 года, апелляционной определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 31 января 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО9 к Федеральному казенному учреждению исправительная колония N 5 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю, управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний России, Министерству финансов РФ о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в период отбытия наказания.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителей УФСИН России по Краснодарскому краю по доверенности ФИО2, ФИО3, судебная коллегия
установила:
ГорецкийА.В. обратился в Апшеронский районный суд Краснодарского края с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-N5 УФСИН России по Краснодарскому краю (далее - учреждение), УФСИН России по Краснодарскому краю, ФСИН России, Министерству финансов РФ о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в период отбытия наказания. Требования мотивированны тем, что ФИО4 отбывает наказание в ФКУ ИК-N5 УФСИН России по Краснодарскому краю по приговору Абинского районного суда Краснодарского края от 1 февраля 2021 года в общежитии N1. В течение всего срока отбывания наказания в исправительном учреждении нарушаются санитарно-гигиенические нормы, недостаточно санитарных узлов и умывальников, постоянные перебои в подаче горячей и холодной воды, неисправность имеющихся санитарных узлов и умывальников. В некоторые помещения подача воды не осуществляется в связи с отсутствием системы водоснабжения. В общежитии N на каждого заключённого приходится около 1 кв.м. жилой площади, что является грубым нарушением требований части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. В санитарном узле, расположенном на улице, отсутствует освещение, проход к нему должным образом не обустроен, по всему пути образовались ямы, которые в период дождей наполняются водой. В исправительном учреждении расположена душевая, которая оборудована 20 душевыми лейками на 1200 человек и работает с 14 часов 00 минут до 16 часов 30 минут пять дней в неделю. Из 20 душевых леек работают около 12. В умывальниках, расположенных в столовой, перебои с подачей горячей и холодной воды, поскольку труба для подачи воды одна. В условиях пандемии нарушение требований санитарно- гигиенических норм и правил в исправительном учреждении является существенным и нарушают права административного истца.
На основании изложенного, ФИО9 просил суд взыскать в его пользу компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания в период отбытия наказания в размере 50 000 рублей, вынести в адрес ФКУ ИК- N УФСИН России по Краснодарскому краю частное определение.
Решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 17 мая 2022 года административный иск удовлетворён частично. Суд взыскал с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств ФСИН России в пользу ФИО9 компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 2 500 рублей, которую необходимо перечислить на лицевой счёт ФИО9 В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказал.
Не согласившись с указанным решением суда, ФИО9 подал апелляционную жалобу, в которой просил изменить решение суда первой инстанции в части удовлетворённых требований о присуждении компенсации принять по административному делу новое решение, которым удовлетворить административный иск в полном объёме, считая, что судом первой инстанции неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В апелляционной жалобе начальник ФКУ ИК-5 УФСИН России по Краснодарскому краю ФИО5 просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 31 января 2023 года решение от 17 мая 2022 года изменено.
Судом взыскана с Российской Федерации в лице ФСИН России по Краснодарскому краю за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО9 компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 50 000 рублей. В остальном части решение от 17 мая 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в кассационный суд общей юрисдикции 19 апреля 2023 года заявитель указал, что согласно пункта 13 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно - исполнительной системы, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. Просил решения судов отменить, в удовлетворении требований отказать, считая судебные акты незаконными и необоснованными, поскольку учреждением направлялся запрос о необходимости выделения денежных средств для выполнения судебного решения в объёме, однако денежные средства не поступали.
Так же в обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на вступившее в законную силу решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 3 октября 2012 года (по делу N), которое по состоянию на 11 апреля 2022 года, по указанным выше причинам не исполнено в полном объеме.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 28 апреля 2023 года кассационная жалоба принята к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения, выслушав пояснения, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
При рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы (часть 2 статьи 329 КАС РФ)
В соответствии со статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Согласно статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном названным кодексом, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).
Регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов являются задачами Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации, в частях 1 и 2 статьи 10 которого предусмотрено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно - исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека. Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.
Согласно пункту 4 данного постановления нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции РФ).
Из содержания подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденных Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года N следует, что задачей ФСИН является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право обеспечение жилищно-бытовых и санитарных условий.
Частью 2 статьи 12.1 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Вместе с тем, административному истцу надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются).
Учитывая объективные трудности собирания доказательств нарушения условий содержания лишенных свободы лиц, суд оказывает истцу содействие в реализации его прав и принимает, предусмотренные административным судопроизводством меры, в том числе для выявления и истребования доказательств по собственной инициативе.
В частях 1 и 2 статьи 176 КАС РФ предусмотрено, что решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Согласно части 8 статьи 84 КАС РФ результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении и привести мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
В соответствии с частью 1 статьи 178 данного Кодекса суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Из материалов дела следует, что приговором Абинского районного суда Краснодарского края от 1 февраля 2021 года ФИО9 осуждён по пункту "б" части 2 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год 8 месяцев без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. ФИО9 прибыл в исправительное учреждение 2 сентября 2021 года из УФСИН России по Удмуртской Республике ИЗ-18/1, что подтверждается представленной в материалы дела характеристикой осуждённого, утверждённой начальником ФКУ ИК-5 УФСИН России по Краснодарскому краю.
Согласно части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, норма жилой площади в расчёте на одного осуждённого к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.
Из представленной в материалы дела справки начальника ОКБИиХО ФКУ ИК-5 УФСИН России по Краснодарскому краю, а также копии технического паспорта следует, что в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Краснодарскому краю жилая площадь составляет 2527 кв.м, лимит наполнения составляет 1234 человека, УКП - 94 человек, ПФРСИ - 39 человек. Общая площадь ПФРСИ - 176 кв.м, жилая площадь 160 кв.м. На дату предоставления сведений численность составляет 1104 человек, жилая площадь составляет 2, 28 кв.м. на одного человека. Таким образом, судом первой инстанции установлено, что норма жилой площади в расчёте на одного осуждённого к лишению свободы в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Краснодарскому краю отвечает положениям части 1 статьи 99 УИК РФ.
Кроме того, районный суд указал, что из данной справки следует, что в установленные в санитарных узлах исправительного учреждения чаши Генуя, унитазы, раковины находятся в исправном состоянии. При выходе их из строя производятся ремонтные работы. Санитарные узлы обеспечены подачей холодной воды. Поступление горячей воды в санитарные узлы и комнаты для приёма пищи не предусмотрено. Надворный санитарный узел общежитий N1 и N2 оборудован чашами Генуа, унитазами, раковинами, ножными ваннами. Для оборудования вспомогательными помещениями общежитий N1 и N2 направлен запрос в УФСИН России по Краснодарскому краю о выделение денежных средств. Однако денежные средства не выделены. Помывка осуждённых и стирка вещевого имущества осуществляется в банно-прачечном комбинате в соответствии с графиком, утверждённым начальником колонии на месяц по отрядам. Баня оборудована 25 душевыми лейками. Душевая работает согласно графику помывки. Банно-прачечный комбинат оснащён горячим, холодным водоснабжением в соответствии с "Методическими рекомендациями по организации банно-прачечного обеспечения осуждённых и лиц, содержащихся в следственных изоляторах". В столовой для спецконтингента, умывальники обеспечены подачей холодной воды для мытья рук, прорабатывается вопрос по обеспечению горячим водоснабжением умывальники. Основные положения материально-бытового обеспечения осуждённых установлены статьей 99 УИК РФ. В связи с чем, решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 17 мая 2022 года административный иск удовлетворён частично. Суд взыскал с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств ФСИН России в пользу ФИО9 компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 2 500 рублей, которую необходимо перечислить на лицевой счёт ФИО9 В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказал.
Поскольку вывод районного суда о взыскании компенсации в размере 2500 рублей за нарушение условий содержания в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Краснодарскому краю в период с 2 сентября 2021 года по 1 октября 2022 года, то есть 394 дней, что менее 7 рублей за каждый день нахождения ФИО9 в ненадлежащих условиях требованиям закона не соответствует, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости удовлетворения требования административного истца о присуждении компенсации за нарушение условий содержания из расчета по 300 рублей за один день содержания, то есть 50 000 рублей, принимая во внимание положения части 1 статьи 178 КАС РФ.
Однако, как отмечает кассационная инстанция обоснования суда апелляционной инстанции подлежат дополнительной проверки.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 22 марта 2012 года N-О-О предоставление суду полномочий по оценке доказательств и отражению ее результатов в судебном решении вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Задачами административного судопроизводства являются в силу статьи 3 КАС РФ, в том числе защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в названной сфере. Законность и справедливость при рассмотрении, разрешении судами административных дел обеспечивается соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (статья 9 настоящего Кодекса).
В соответствии с положениями статьи 14 КАС РФ суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, оказывает сторонам содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные этим Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела.
Суд определяет имеющие значение для правильного разрешения административного дела обстоятельства в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле; не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия), принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими (часть 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверяя законность решения суда первой инстанции, приведенные ответчиком указанные доводы, а также в части возможности исполнения судебного акта в установленном законом порядке, апелляционной инстанцией не проверены. Допущенные судом нарушения являются существенными, и могут быть исправлены только посредством отмены принятого по настоящему делу судебного акта от 31 января 2023 года.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в статье 3 определяет задачи административного судопроизводства, одной из которых является правильное рассмотрение административных дел, а в статье 6-принципы, в том числе законности и справедливости при разрешении административных дел. Данные положения нашли отражение в части 1 статьи 176 КАС РФ, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N "О судебном решении").
В данном случае, судом апелляционной инстанции приведенные нормы не соблюдены, доказательствам дела дана неполная оценка, без устранения допущенных нарушений невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов участников судопроизводства, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
С учетом изложенного, апелляционное определение от 31 января 2023 года подлежат отмене с направлением административного дела на новое апелляционное рассмотрение.
Поскольку дело подлежит направлению на новое рассмотрение, в соответствии с пунктом 3 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
При новом апелляционном рассмотрении административного дела суду следует учесть изложенное, установить обстоятельства связанные с условиями содержания ФИО9, а при нарушении данных условий - существенность и продолжительность нарушения, наличие обстоятельств, соразмерно восполняющих допущенные нарушения и улучшающих положение лишенного свободы лица, после чего установить соразмерность компенсации, на необоснованность которой указывали в судебном заседании представители административного ответчика.
В соответствии со статьей 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу с административным делом, вправе отменить судебный акт апелляционной инстанции и направить дело на новое апелляционное рассмотрение в соответствующий суд с указанием при необходимости на обязанность рассмотреть дело в ином составе судей.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционной определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 31 января 2023 года отменить, направить административное дело на новое апелляционное рассмотрение в Краснодарский краевой суд в ином составе судей.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 июня 2023 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Сергеев С.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.