Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Монмаря Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО9 на решение Адлерского районного суда города Сочи от 19 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 2 февраля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО9 к директору департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сочи ФИО6 о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО9 обратились в Адлерский районный суд города Сочи с административным иском к директору департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сочи ФИО6 о признании незаконным решения. Требования мотивированы тем, что ему и ФИО5 на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 1554 кв.м, назначение ИЖС, расположенный по адресу: город Сочи, Адлерский район, пер. Горный, 2. На земельном участке расположен ветхий дом 1960 года постройки, общей площадью 116, 1 кв.м, с кадастровым номером N, и хозяйственное ветхое строение 1984 года постройки общей площадью 51, 4 кв.м. с кадастровым номером N. Согласно сведений градостроительного плана земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-2, малоэтажная застройка до 15 метров. С целью улучшения жилищных условий семьи, истец обратился в департамент архитектуры и градостроительства администрации МО городской округ город - курорт Сочи с уведомлением о планируемом строительстве на свободной части от строений индивидуального 3-х этажного жилого дома, площадью 300 кв.м. Однако, департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Сочи принято уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 15 марта 2022 года N. ФИО9 считает уведомление от 15 марта 2022 года N незаконным и нарушающим его права, в связи с чем, обратился в суд.
Решением Адлерского районного суда г. Сочи от 19 сентября 2022 года в удовлетворении административного иска ФИО9 к директору департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Сочи ФИО6 о признании незаконным решения - отказано. С указанным решением суда не согласился ФИО9 и подал апелляционную жалобу, в которой просил отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным Краснодарского краевого суда от 2 февраля 2023 года указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в суд кассационной инстанции 25 апреля 2023 года, заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение; нижестоящими судами допущено нарушение норм действующего законодательства; выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Определением судьи от 28 апреля 2023 года кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы (часть 2 статьи 329 КАС РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
Кассационная инстанция считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нижестоящими судами допущены такого характера нарушения.
При разрешении заявленных требований, судами не принято во внимание следующее, что административный истец согласно Правил землепользования и застройки на территории МО город - курорт Сочи, утвержденных решением Городского Собрания Сочи от 29 декабря 2009 года N имеет право как собственник земельного участка на осуществление жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402054:1811, общей площадью 1554 кв.м, с назначением индивидуальное жилищное строительство (далее - ИЖС), расположенного в территориальной зоне малоэтажной жилой застройки высотой до 15 метров - Ж2.
Каких - либо запретов на строительство нового жилого дома на указанном земельном участке не предусмотрено Правилами землепользования и застройки на территории МО город - курорт Сочи. Гражданским кодексом РФ (далее - ГК РФ), Земельным кодексом РФ (далее - ЗК РФ) и Градостроительным кодексом РФ (далее - ГрК РФ).
Земельный участок с кадастровым номером N общей площадью 1554 кв.м. согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) назначение ИЖС принадлежит в праве общей долевой собственности по 1/2 доли ФИО9 и ФИО10, расположенного по адресу: город Сочи, "адрес", пер. Горный "адрес". На указанном объекте, согласно выписки из ЕГРН расположен ветхий одноэтажный жилой дом I960 г. постройки общей площадью 116, 1 кв.м с кадастровым номером N и хозяйственное ветхое строение 1984 года постройки, общей площадью 51.4 кв.м. с кадастровым номером N принадлежащих на праве общей долевой собственности по 1/2 доли ФИО9 и ФИО10, у которых разные семьи. Согласно пункта 2 сведениям градостроительного плана данного земельного участка N от 28 марта 2022 года, земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-2 малоэтажная застройка до 15 м.
Согласно пункта 2.2 Градостроительного плана предназначен для индивидуального жилищного строительства, в целях улучшения жилищных условий и постройки для семьи ФИО9 отдельного нового жилого дома на общем земельном участке он обратился 4 марта 2022 года в администрацию города Сочи Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи с уведомлением о планируемом строительстве на свободной части от строений указанного земельного участка отдельного индивидуального 3-х этажного жилого дома для своей семьи общей площадью 300 кв.м.
С соблюдением норм и правил застройки, предусмотренных статьей 51.1 ГрК РФ и решения Городского Собрания г. Сочи от 28 мая 2020 года N "О внесении изменений и решений Городского Собрания Сочи от 29 декабря 2009 года N (в редакции от 13.05.2019) "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город - курорт Сочи" с максимальным коэффициентом застройки 50% ФИО9 предоставил документы: уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома от 4 декабря 2021 г. с прилагаемой схемой планируемого строительства на земельном участке; градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402054:1811; заявку на согласование строительства подзоны приаэродромной территории от 16 ноября 2021 г.; заключение об инженерно-геологических условиях земельного участка с кадастровым номером N; нотариальное согласие N "адрес"2 собственника общей долевой собственности ФИО10 о дачи согласия собственнику ФИО9 на строительство отдельного жилого дома е последующим оформлением в собственность на его имя. При этом, общая площадь застройки с планируемым отдельным жилым домом и существующими ветхими постройками на данном земельном участке ИЖС общей площадью 1554 кв.м. будет составлять всего 467, 5 кв.м. (116.1 кв.м. + 51, 4 кв.м. + 300 кв.м.), что составляет коэффициент застройки всей площади земельного участка всего: 467.5 кв.м х 100%:1554 кв.м. = 30%, что не превышает максимальный установленный процент застройки дли данного земельного участка 50%, согласно пункта 2.3 Градостроительного плана.
В обжалуемом уведомлении от 15 марта 2022 года N директор департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сочи ФИО6 указал о недопустимости размещения индивидуального жилищного строительства на земельном участке, ссылаясь не на требование Градостроительного кодекса РФ и Решения Городского Собрания города Сочи от 28 мая 2020 года N "О внесении изменений и решений Городского Собрания Сочи от 29 декабря 2009 года N (в редакции от 13.05.2019) "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город - курорт Сочи", а формально на классификатор видов разрешенного использования земельных, участков, утвержденных приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412, тем самым отказывает в принятии уведомления о планируемом строительстве отдельного жилого дома.
Согласно Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020г. N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" Классификатор ИЖС: Размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, (не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости): выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.
Таким образом, исходя из правильного понимания и толкования данного нормативного акта Росреестра запрещено строительство жилого дома, который застройщик намерен разделить на самостоятельные объекты недвижимости.
Как отмечают заявители, застройщик ФИО9 и совладелец ФИО10, как собственники общей долевой собственности ветхого жилого дом и хозяйственной постройки и общего земельного участка, не намерены производить раздел, как существующих на земельном участке ветхих объектов недвижимости, так и строящегося нового отдельного жилого дома, на строительство которого, получено ФИО9 от совладельца ФИО10 общей долевой собственности общего земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402054:1811 нотариальное согласие.
Однако, как отмечает кассационная инстанция, в нарушении статьи 209 Гражданского кодекса РФ, статьи 263 Гражданского кодекса РФ, статей 40 и 42 Земельного кодекса РФ, статей 12 и 13 Гражданского Кодекса РФ, статей 40 и 42 Земельного кодекса РФ, статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ, Решения Городского Собрания города Сочи от 28 мая 2020 года N56 "О внесении изменений и решений Городского Собрания Сочи от 29 декабря 2009 года N202 от 13 мая 2019 года "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории МО город - курорт Сочи", суды не дали правовой оценки указанным обстоятельствам, доводам заявителя, что свидетельствует о допущенных нарушениях норм действующего законодательства, повлиявших на исход дела, без исправления которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и свобод, а также защита охраняемых законом публичных интересов, что в силу статьи 328 КАС РФ является основанием для отмены судебных актов.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в статье 3 определяет задачи административного судопроизводства, одной из которых является правильное рассмотрение административных дел, а в статье 6- принципы, в том числе законности и справедливости при разрешении административных дел.
Данные положения нашли отражение в части 1 статьи 176 КАС РФ, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N23 "О судебном решении").
В данном случае судебными инстанциями приведенные нормы не соблюдены, доказательствам дела дана неполная оценка, без устранения допущенных нарушений невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов участников судопроизводства, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
С учетом изложенного, оспариваемые судебные акты подлежат отмене, а административное дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Поскольку дело подлежит возвращению на новое рассмотрение, а в силу части 3 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела, остальные доводы кассационной жалобы оставлены без оценки.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, разрешить заявленные требования в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями действующего законодательства; дать правовую оценку доводам заявителей.
В соответствии со статьей 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу с административным делом, вправе отменить судебный акт суда первой и апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд с указанием при необходимости на обязанность рассмотреть дело в ином составе судей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края от 19 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 2 февраля 2023 года отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в Адлерский районный суд города Сочи Краснодарского края в ином составе судей.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 июня 2023 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Монмарь Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.